технологическая карта урока "Папоротникообразные" 5 класс (учебник Пасечник В.В.)
методическая разработка по биологии (5 класс)

Фурса Марина Николаевна

Самое трудное в работе учителя - бумажная работа. ФГОС требует составления технологической карты к каждому уроку. Вот еще одна в копилку учителю биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

                   Технологическая карта открытого урока по биологии.

Предмет: биология. УМК под редакцией В.В.Пасечника                                                        учитель: Фурса Марина Николаевна

Класс: 5

Тема урока: Папоротники, хвощи, плауны.

Тип урока: урок «открытие новых знаний».

Цель урока: формирование знаний о новой группе споровых растений Папоротникообразных, их строении, особенностях, местах обитания, значении в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Планируемые результаты.
  • Предметные для учителя: сформировать представление об этой группе споровых растений, современных группах и вымерших, сформировать знания об их строении, об общих и отличительных чертах, внешнем облике, сформировать умение узнавать эти растения в природе и на картинках.
  • Предметные для учащихся: знать, какие растения являются папоротникообразными, какое они имеют строение – их органы, жизненные формы, условия жизни, способы их размножения, значение, которое эти растения играют в природе и в жизни человека. Научиться сравнивать и находить различия, работать с микропрепаратами и микроскопом.
  • Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; развивать логическое мышление:  владеть смысловым чтением,   уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать  информацию, излагать свои суждения уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, представлять себя; уметь ориентироваться в окружающем мире,  принимать решения.
  • Личностные: овладение определенной системой биологических знаний и умений, навыков применения в различных жизненных ситуациях.
  • Познавательные: анализировать, сравнивать  и обобщать изучаемый учебный материал, преобразовывать текстовую информацию в рисунки и схемы, уметь выделять главное, проводить поиск нужной информации .
  • Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факт.

Дидактич.структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап

Приветствие учителя.

Легенда о поиске цветка этого растения на празднике Ивана Купалы в день летнего солнцестояния

Учащиеся должны вспомнить и назвать  это растение – папоротник.

2.

Определение проблемы урока и темы урока

Что в этой легенде правда с точки зрения науки биологии?

Ответы учащихся: Это растение не цветет.

3.

Побуждающий диалог

Перед вами три фотографии. Кто может узнать на них растения? Кто видел их в природе? 1) папоротник, 2) хвощ, 3) плаун. Слайды 3,4,5

Ответы учащихся

4.

Подводящий диалог

Тема сегодняшнего урока: папоротники, хвощи и плауны.

5.

Получение новых знаний

Задание № 1: откройте учебник пар.21, прочитайте стр. 112, 115 и найдите названия органов папоротника. Слайд 6.

Слайд 7: Это какое растение? Плаун. А какие у него органы?

Слайд 8: нужно узнать и растение и органы у этого растения.

Слайд 9: Чем размножаются папоротники? Спорами.

Ответы учащихся:

На слайде 6: 1. Листья=вайи, 2. Сорусы, 3.корневище, 4. Придаточные корни.

На слайде 7: плаун; стебель, корневище, спороносные колоски, корни, листья.

На слайде 8: хвощ; листья, стебель, корневище,

Корни.

На слайде 9: спорами.

6.

Доказательная часть

Задание № 2: лабораторная работа: препарат сорус папоротника (демонстрац.) рисунок делают дома. Слайд 10.

Работа в сменных парах. Настраивают микроскопы, рассматривают микропрепарат соруса папоротника под микроскопом и убеждаются, что в них созревают споры

7.

Получение новых знаний

Скажите, изученные на уроке растения какую жизненную форму имеют?

Посмотрите на рисунок № 74 на странице 118 – а это какие формы? Слайд 11.

Название этого рисунка должно вам подсказать - какое полезное горючее ископаемое образовали эти вымершие растения?

А какие доказательства существования таких растений есть у ученых?

 Слайд 12. Какие растения это?

Травы

деревья

Каменный уголь

Отпечатки на каменном угле.

Папоротник и хвощ.

8.

Закрепление полученных знаний

Слайд 13: правильные эти утверждения?

современные папоротники, хвощи, плауны:

  1.  высшие споровые растения
  2.  в своем строении имеют три органа: стебель, листья, корни
  3.  размножаются спорами
  4.  места обитания – влажные, тенистые
  5.  многолетние растения
  6.  живые ископаемые
  7.  все современные папоротникообразные только травянистые растения

1, 2, 3, 4, 5, 6 – верные,

7 – нет, слайд 14 – о современных древовидных папоротниках

9.

Рефлексия

А все ли мы узнали об этих растениях? Какие вопросы у вас еще остались?

  1. Какое значение имеют для человека папоротники, хвощи и плауны (польза и вред)?
  2. Какое значение эти растения играют в природе для других живых организмов?

10.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы в рабочей тетради
  2. Сделать рисунки растений с обозначениями органов
  3. По § 21 подготовиться к тесту.

Запись Д/З в дневники.

11.

Самооценка

Попробуйте ответить на вопросы:

Сегодня на уроке:

  • - Я узнал...
  • - Я понял...
  • - Мне было интересно...
  • - Меня удивило...
  • - Мне было трудно...
  • - Я не понял...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков к учебнику "Мозаика", 5 класс (новые ФГОС)

5 уроков с начала учебного года - технологические карты + задания на повторение.  Можно использовать как пример....

Технологическая карта урока по учебнику Ю.А. Комаровой "Английский" 5 класс.

Урок общеметодологической направленности по теме "Правила спорта", способствующий формированию лексического навыка по теме "Спорт" и закреплению навыка употребления глагола "can" в значении разрешения...

технологическая карта урока к учебнику Spotlight 6 класс по теме:"Праздничные приготовления"

Материал содержит подробную технологическую карту урока, составленную с требованиями ФГОС 2 поколения....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Математика. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Виленкина Н.Я. 1 полугодие

Математика. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Виленкина Н.Я. 1 полугодие...

технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)

к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал....