технологическая карта урока "Состав и структура природного сообщества" 9 класс (учебник Пасечник В.В.)
методическая разработка по биологии (9 класс)
к презентации добавляю технологическую карту и раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
технологическая карта урока по биологии
Автор разработки: Фурса Марина Николаевна, учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия» Центрального района г. Санкт-Петербурга
Общая часть | ||||||||||
Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||
Биология | 9 | Состав и структура природного сообщества. Практическая работа: составление пастбищных и детритных пищевых цепей различных природных сообществ (комбинированный урок) | ||||||||
Используемый учебник | ||||||||||
Название | Класс | Авторы | ||||||||
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. | 9 | Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г. | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
| признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | ||||||||
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||
Компьютерная панель «Prestigio», презентация, карточки-задания | ||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) | |||||
Перед началом урока | 3-5 мин | |||||||||
1.Организационный | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье. Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков. | Приветствует учащихся 9-го класса, проверяет готовность каждого к уроку, обращает внимание на настроение и самочувствие учащихся, выражает радость встрече с ними, сажает учащихся на рабочие места, отмечает отсутствующих в электронном журнале. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг другу удачи. | 2 мин | ||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков. | Презентация, тетрадь | Задает вопросы: 1. на прошлом уроке мы перешли к изучению какого уровня организации живой материи? 2.экосистема и биогеоценоз – это одно и тоже? 3.У Вас возникли вопросы из чего состоят экосистемы и как они устроены? – это и будет темой нашего урока. Слайд № 1: состав и структура природных сообществ | Ответы учащихся: 8-й уровень- экосистемный = биогеоценотический Нет, биогеоценоз-это только природная экосистема, а экосистемы бывают еще и искусственные, созданные и поддерживаемые человеком. Да. Запись в тетрадях темы урока. | 2-3 мин | |||||
3. Актуализация знаний. | Личностные: формирование ответственного отношения к получению информации Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. | Презентация, учебник, тетрадь | Как вы думаете, кто входит в состав природного сообщества? Слайд № 2. Значит, состав сообщества – это его видовое многообразие. Слайд № 3: давайте прогуляемся в лес. Кого Вы видите на этом слайде? Чем они отличаются друг от друга? А какие жизненные формы у растений Вы знаете? Слайды № 4, 5: жизненные формы растений и их отличительные черты. Задание: в учебнике в пар 43 найдите определение жизненные формы Слайд № 6: многообразие жизненных форм животных. Почему у животных больше жизненных форм? Мы воспользуемся классификацией жизненных форм животных Даниила Николаевича Кашкарова, в основе которой способы передвижения и среды обитания. Слайды №№ 7-12 Слайд № 13: морфологическая структура определяется набором жизненных форм организмов и их отношений. Слайд № 14: Как Вы думаете, чем отличаются организмы друг от друга? Поэтому они распределяются в пространстве ярусами, этажами. Какие организмы главные в экосистеме? Какое условие для растений самое важное? Откуда правильно считать ярусы? Слайды №№ 15, 16. Сравните с рис.83 в учебнике. О какой структуре идет речь? Слайд № 17. Зачитывает стихотворение Э.Дарвина. О каком виде взаимоотношений говорится в нем? Еще одной структурой сообщества является трофическая | Ответы: представители царств растений, животных, грибов, бактерий Растения – береза, земляника, травы, молодое деревце. Размером, формой. Деревья, кустарники, травы Чем отличаются – размером, строением, сроком жизни В рабочей тетради записывают определение жизненные формы -ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ, ВОЗНИКШИЕ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ МЕСТООБИТАНИЯ.
Записывают определение структуры № 1. По форме, размеру, условиям обитания, сроку жизни и др. Растения Солнечный свет Сверху О пространственной. Записывают в рабочую тетрадь определение. О пищевых взаимоотношениях | 10 мин | |||||
4. Первичное усвоение новых знаний. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Учебник, тетрадь, презентация | Какие три структуры имеет сообщество? | Морфологическая, пространственная, трофическая | 2 мин | |||||
5. Первичная проверка понимания | Коммуникативные: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью Личностные: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого. | Учебник, тетрадь, презентация | Слайд № 19: звенья пастбищной пищевой цепи. Вам все термины известны? Слайды №№ 20-23 примеры пищевых цепей и сети в разных сообществах Слайд № 24: экологическая роль организмов в экосистеме и их типы питания. Задание: на стр. 208-209 найдите определения и выпишите их в тетрадь. Чем питаются разлагатели-редуценты? А они включены в пищевые цепи? Слайды №№ 25, 26 | Пастбищная? Продуценты? Консументы?
Записывают в тетрадь определения. Мертвой органикой Да. Записывают в тетрадь информацию о детритных пищевых цепях | 10 мин | |||||
6. Первичное закрепление | Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально. Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом. Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. | Тетрадь, карточка с заданиями практической работы, презентация | Слайд № 27. Практическая работа. Раздает каждому учащемуся карточку (лист А4) с заданиями практической работы. Подпишите свои листки. Объясняет, как задания выполнять. Разрешено пользоваться учебником, записями в тетради. В процессе выполнения заданий переключает слайды №№ 28, 29, 30. | Каждый учащийся на полученном листке выполняет три задания. | 15 мин | |||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные: развитие общеучебных компетенций в постановке познавательных целей. Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально. Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности. | презентация. | Какое задание оказалось более сложным? Почему? Вы поняли отличия пастбищных и детритных пищевых цепей? Природные экосистемы смогли бы существовать без них? За работу на уроке можно выставить отметки учащимся. | Эмоциональная реакция учащихся на правильно выполненное задание. | 2-3 мин | |||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Личностные: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний | Д/З к следующему уроку: изучить материал параграфа № 43, выучить все определения | Учащиеся записывают Д/З в дневник. | 2-3 мин | ||||||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности. Коммуникативные: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников. Личностные: формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | У кого-нибудь остались вопросы или непонимание изученного на данном уроке? Вам интересно и познавательно было на уроке? Вы узнали что-то новое? У вас все получилось? Прощается с учащимися до следующего урока, желает им удачи. | Делятся впечатлениями и своими самооценками. После звонка с урока собирают портфели. Благодарят учителя за урок. | 3 мин |
Предварительный просмотр:
ФИ__________________ Класс______
Практическая работа: «СОСТАВЛЕНИЕ ПАСТБИЩНЫХ И ДЕТРИТНЫХ ПИЩЕВЫХ ЦЕПЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ» 9 класс.
- ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ЛЕСА.
Вставьте названия организмов из предложенного списка, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей: ПАУК, ЯСТРЕБ, КОРОЕД, ЛЯГУШКА, ЦАПЛЯ, МЫШЬ, ГУСЕНИЦА
- ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ЛУГА, СТЕПИ:
Могут ли в этих пищевых цепях присутствовать КРОЛИКИ, ЗАЙЦЫ, ГАДЮКИ, УЖИ, КРЫСЫ, МЫШИ-ПОЛЕВКИ, ТУШКАНЧИКИ, ХОМЯКИ? Кто из них займет пропущенные звенья в цепях? Укажите.
- ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ ВОДОЕМА:
На картинке изображена пищевая сеть, составьте максимальное количество пищевых цепей, включая в них и водные организмы и (или) наземные.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс
Тема урока: «Упрощение выражений»Урок первичного предъявления новых знаний...
Технологическая карта урока английского языка во 2 классе. Учебник "Forward". Автор М. В. Вербицкая
Технологическая карта урока английского языка по теме "Hello!" урок № 1. Учебник "Forward", автор М. В. Вербицкая и другие. В которой прописаны: цель урока, задачи, универсальные учебные действия, фор...
Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе
Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе. 1. Тема урока: «Выпиливание лобзиком»....
технологическая карта с дидактической структурой урока по технологии в 5 классе
Технологическая карта с дидактической структурой урока по индустриальной технологии в 5 классе....
технологическая карта урока "Папоротникообразные" 5 класс (учебник Пасечник В.В.)
Самое трудное в работе учителя - бумажная работа. ФГОС требует составления технологической карты к каждому уроку. Вот еще одна в копилку учителю биологии....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 7 класс (учебник Кашекова) "Гончарной промысел"
На данном уроке обучающиеся познакомятся с гончарным промыслом, с историей развития гончарного искусства, мотивами и элементами росписи....