Технологическая карта "С какой целью в биологии используется моделирование?" (5 класс)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
В материале представлены: разработка урока (технологическая карта), текстовые приложения и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 28.58 КБ |
5.pptx | 1.07 МБ |
prilozheniya.docx | 11.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет- биология
Класс- 5
Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?
Цели урока.
Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.
Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные
-уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;
-уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;
- уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.
Предметные
- уметь формулировать определение понятия «модель»;
- приводить примеры различных моделей;
- понимать значение научного моделирования;
- описывать этапы моделирования.
Методы обучения: словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)
Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.
Тип урока - комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организация начала занятия | Приветствие. Беседа с дежурным | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Л.: положительное отношение к обучению, к школе |
2.Проверка домашнего задания | 1)Организует работу с текстом с пропусками. 2)Организует проверку результата домашнего эксперимента. | Самостоятельно заполняют пропуски в тексте. Читают текст вслух по очереди. Поясняют результат домашнего опыта. Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки. | К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников П.: формулировка гипотезы исследования, проведение простейших опытов, трактовка результата, |
3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности | Обращает внимание учащихся на изображение предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль. Организует работу по вопросам: 1.Что изображено на слайде? 2.На какие реальные объекты похожи эти предметы? 3.Каким общим термином можно назвать эти объекты? 4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель» Называют тему урока, записывают в тетрадь. | Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника |
У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма. Демонстрирует слайд презентации с термином. В:Что вы знаете о процессе научного моделирования? Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«. | Слушают учителя. Рассматривают слайды презентации Отвечают на вопрос. Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю» Формулируют цели урока | Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника Л.: понимание границы собственного «знания и не знания» | |
4. Усвоение новых знаний и способов действий А)Понятие модели | Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите его в тетрадь. | Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь. | П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия. Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения К.: построение речевых высказываний |
Б)Примеры моделей | У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта. Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов. У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома. В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе? Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба. | Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации на слайде Слушают учителя. Рассматривают фотографии Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ Рассматривают иллюстрации слайда | К.: построение речевых высказываний. Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения. |
У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями. Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц» У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными. | Слушают учителя Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы. | П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников К.: построение речевых высказываний | |
В)Метод научного моделирования | У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника. | Слушают учителя. Находят в учебнике информацию, читают вслух. | К.: построение речевых высказываний П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение |
Г)Этапы научного моделирования | У:Научное моделирование проходит в несколько этапов. Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему? | Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения. | П.: анализ схемы, выделение главного Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения К.: построение речевых высказываний |
Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка» | У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике. Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков. Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует. | Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь. | Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради |
4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий | Организует работу по вопросам: 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование? | Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников. | Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия | Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока. В.Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В:Довольны ли вы своей работой на уроке? В:Оцените свой вклад в работу группы? | Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках. Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы. | П.: обобщение, формулировка выводов К.: построение монологических высказываний Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание. |
6. Информация о домашнем задании | Инструктирует по домашнему заданию: 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию). | Записывают домашнее задание в дневник. | Л.: положительное отношение к обучению |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С какой целью в биологии используется моделирование?
МОДЕЛЬ (от латинского слова « модулюс » - мера, мерило, образец, норма)
МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.
Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы
Модель «Биосфера – 2»
Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии
Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»
МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?
Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …
Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх
Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…
Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?
Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Текст с пропусками
Задание: заполнить пропуски.
Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________
________________________________________________________________.
Наблюдать можно за ____________________________________________.
Эксперимент – это _______________________________________________
______________________________________________________________.
Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.
Приложение 2
Таблица «Знаю/ не знаю»
Вопросы | Начало урока | Конец урока |
1.Могу сформулировать определение понятия «модель» | ||
2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования | ||
3.Знаю этапы процесса моделирования | ||
4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.
Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....
Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием в биологии является конструирова...
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Технологическая карта "Какое оборудование необходимо биологу?" (5 кл.)
Технологическая карта к уроку биологии в 5 классе по теме "Какое оборудование необходимо биологу?" (учебник "Биология. 5 класс" В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник)...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...