Технологическая карта "Какое оборудование необходимо биологу?" (5 кл.)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку биологии в 5 классе по теме "Какое оборудование необходимо биологу?" (учебник "Биология. 5 класс" В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoe_oborudovanie_neobhodimo_biologu.docx | 22.37 КБ |
rabochiy_list.docx | 296.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока биологии в 5 классе
Тема: Какое оборудование необходимо биологу? П.р. «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Цель и задачи:
- формировать у учащихся представления о важности приборов и инструментов для осуществления научных исследований; охарактеризовать различные приборы, необходимые для наблюдений и измерений;
- рассказать об истории создания и совершенствования микроскопа, а также о современных технологиях, необходимых для работы биологов; познакомить с устройством и правилами работы с микроскопом;
- учить распознавать различные инструменты и приборы для биологических исследований, указывать их предназначение, предлагать биологические исследования с использованием тех или иных приборов и инструментов;
- развивать творческие способности учащихся (конструирование ответа ученого, моделирование, придумывание опытов и экспериментов с использованием предлагаемого оборудования); развивать интерес к предмету средствами амплификации и активными методами обучения;
- воспитывать ценностное отношение к процессу обучения.
Средства обучения: учебник «Биология 5 класс» Самковой В.А., Рокотовой Д.И.; рабочая тетрадь «Биология 5 класс» авторов Самковой В.А., Рокотовой Д.И; рабочие листы (по числу учащихся), биологическое оборудование - микроскоп, термометр, лупа, колба, пробирка и др.; заготовки смайликов из цветной бумаги.
Планируемые результаты:
Личностные
- осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
- формирование любви и интереса к познанию живой природы.
Метапредметные
- ставят учебную задачу под руководством учителя;
- составляют план выполнения учебной задачи;
- работают в соответствии с поставленной задачей;
- обобщают разные виды информации (текст, иллюстрации);
- участвуют в совместной деятельности;
- работают с текстом параграфа и его компонентами,
- узнают изучаемые объекты на иллюстрациях.
Предметные
- приводят примеры приборов и инструментов, необходимых для изучения живой природы;
- поясняют значение микроскопа для биологических исследований;
- знают составные части микроскопа и правила работы с ним.
Понятия: прибор, инструмент, микроскоп, микропрепарат.
Тип урока – урок построения системы знаний и выработки умений.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационное начало урока | Приветствие. Беседа с дежурным | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Л.: выражают положительное отношение к процессу познания. |
2.Проверка домашнего задания | Организует фронтальный опрос: 1.Что такое модель? 2.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 3.Какие модели используют биологи? Приведите примеры. 4.Из каких этапов состоит процесс моделирования? 5.Какие методы, кроме моделирования, используются в биологии? Организует проверку задания №3 (стр.35): почему ученые назвали станцию «Биосфера – 2» «опытом Пристли в расширенном масштабе»? Организует выставку детских работ – моделей соцветий. | Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки, дополняют ответы. Отвечают на вопрос Демонстрируют свои работы одноклассникам | Л.: осознают ценность полученным знаниям. П.: применяют знания для решения конкретных учебных задач. Р.: осуществляют контроль ответов одноклассников К.: строят устные высказывания |
3.Сообщение темы, формулировка задач урока. Мотивация учебной деятельности. | На столе учителя лежат различные приборы и инструменты. Организует беседу по вопросам: - Знакомы ли вам эти предметы? - Назовите их. - Каким общим словом их можно назвать? - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Запись темы урока на доске. Раздает рабочие листы. Организует работу по вопросам в рабочих листах. Просит сформулировать задачи урока. | Рассматривают приборы и инструменты. Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников Определяют общее понятие - оборудование Записывают тему урока в тетрадь Читают вопросы в рабочем листе. Испытывают затруднения при ответе на них. Формулируют задачи урока. | Л.: проявляют интерес к новому; осознают мотивы обучения. К.: вступают в диалог с учителем и одноклассниками, строят устные высказывания. П.: находят общее понятие для предложенных объектов. Р.: формулируют задачи урока |
4. Изучение нового материала А)Возможности биологического оборудования Б)Примеры биологического оборудования | Организует самонаблюдение учащихся: внимательно рассмотрите свою ладонь невооруженным глазом. Что вы видите? Рассмотрите иллюстрации (рис.22) в учебнике, на которых изображена ладонь через лупу. Удалось ли вам разглядеть что-то новое? Что же «умеют» приборы и инструменты? Почему без оборудования трудно проводить исследования живой природы? Дополнение учителя Наши органы чувств – удивительные «приборы», созданные природой. Однако их возможности ограничены. Для того, чтобы видеть удаленные на большие расстояния предметы, изучать строение живых организмов, улавливать недоступные нашему слуху звуки, проводить точные измерения, человек создал специальные приборы и инструменты. Организует самостоятельную работу с текстом о биологическом оборудовании (рабочие листы) | Проводят самонаблюдение, рассматривают иллюстрации учебника (рис.22) Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников Слушают учителя Самостоятельно читают текст в рабочем листе, рассматривают иллюстрации. | П.: проводят самонаблюдение; смысловое чтение; рассматривают иллюстрации; К.: вступают в диалог с учителем и одноклассниками; аргументируют свою точку зрения. |
В)Практическая работа «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | Организует работу в парах с приборами и инструментами. Оказывает необходимую помощь учащимся, консультирует. | Лабораторная работа «Знакомство с оборудованием для научных исследований» 1.Рассмотреть предложенное оборудование для биологических исследований. 2.Указать название и назначение. 3. Предложить биологическое исследование с использованием данного оборудования. | Р.: определяют последовательность своих действий при выполнении задания; осуществляют самоконтроль. П.: предлагают способы применения предложенного оборудования. К.: строят устные высказывания |
Г)История изобретения микроскопа | Сообщает сведения об истории создания микроскопа, современных видах микроскопов. Творческое задание: представьте себе, что Антони ван Левенгук невероятным образом оказался в наше время. Его знакомят с современными увеличительными приборами. Что бы он мог сказать на это? | Слушают рассказ учителя. Рассматривают иллюстрации учебника (рис. 23 -25). Высказывают свои предположения, конструируют ответ ученого. | Коммуникативные: слушают и слышат учителя, ответы одноклассников; создают устные высказывания. Познавательные: обосновывают свою точку зрения. |
Д)Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Рассказ с синхронным показам частей микроскопа. Формулирование правил работы с микроскопом | Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации в рабочем листе. При наличии достаточного количества времени пробуют настроить микроскоп. | П.: слушают учителя, настраивают микроскоп |
Е)Современные технологии на службе биологии | В настоящее время в распоряжении специалистов различного рода приборы из области радиоэлектроники и космических исследований. Например, для изучения маршрутов миграции животных зоологи используют специальные радиопередатчики; для определения точных координат своего местонахождения в природе используют навигаторы; для отражения общей картины природы используют аэрофотоснимки или снимки из космоса. | Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации учебника (рис.25) | П.: слушают учителя, работают с иллюстрациями |
5.Закрепление | Возвращает к вопросам, над которыми размышляли в начале урока. Просит ответить на данные вопросы. | Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки, дополняют ответы | К.: строят устные высказывания Р.: контролируют правильность ответов одноклассников, дополняют и уточняют |
6.Подведение итога урока. Рефлексия | Просит сформулировать выводы. АМО «Смайлик» Задание: на заготовке из цветной бумаги нарисовать смайлик - впечатление от урока | Читают выводы в учебнике (стр.39) Рисуют смайлик, отражающий впечатление от урока. Крепят смайлики на доску | П.: обобщают изученный материал, формулируют выводы. К.: строят устные высказывания. |
8.Домашнее задание | Инструктирует по домашнему заданию: 1)§7-пересказ; 2)разгадать кроссворд об устройстве микроскопа (рабочие листы) | Записывают домашнее задание в дневник | Л.: выражают положительное отношение к процессу познания. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Вопросы:
1.Какие приборы и инструменты необходимы для изучения живой природы?
2.Изобретение какого прибора оказало наибольшее влияние на развитие биологии? Кто его изобрел? Как с ним работать?
3.Какие современные технологии помогают в исследованиях биологов?
Текст «Биологическое оборудование» Для биологических исследований используется разнообразное оборудование. Так, часы, секундомер, весы, термометр, барометр, гигрометр и многие другие приборы используются для проведения измерений. Такие приборы, как микроскоп, лупа, бинокль, прибор ночного видения увеличивают возможности нашего глаза. А с помощью эхолокатора и радиолокатора увеличиваются возможности слуха. Для проведения различных опытов используется лабораторная посуда- колбы, мензурки, пробирки, спиртовки, чашки Петри и другое. | Барометр |
Эхолокатор | |
Чашка Петри |
Устройство микроскопа
Кроссворд «Строение микроскопа»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
3. Помогает направить свет. 4. Зрительная трубка. 5. Служит для размещения на нем объекта исследования. 7. Поднимает и опускает зрительную трубку.
По вертикали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса. 2. Служит для прикрепления тубуса и предметного столика. 6. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"
Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование дл...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Технологическое оборудование" для спец. 151031"онтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" . Автор - Бельков А.П.
Косы разработаны для проведения промкежуточных аттестаций по дисциплине " Технологическое оборудование " для специальности 151031 " Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" для са...
Использование современного оборудования в образовательном процессе как необходимое условие внедрения нового ФГОС
Основная цель перехода на стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные националь...
Билингвальное обучение как необходимое условие подготовки учеников к работе с нерусифицированным программным оборудованием
Данная статья посвящена использованию билингвального обучения на уроках информатики в старшей общеобразовательной школе для формирования умения самостоятельной работы учеников с нерусифицированным про...
«Использование современного цифрового оборудования на уроках химии как необходимое условие повышения качества образования»
В работе рассматриваются возможности применения цифровой лаборатории для развития исследовательских навыков у учашихся. Показано, что использование на занятиях цифровой лаборатории позволяет фор...
Обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта о
В данном материале рассматривается обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с со...