Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gazoobmen_v_legkih_i_tkanyah_8.docx | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Урок « Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Цель:углубить знания о строении легких и газообмене в легких и тканях;
Задачи:
Образовательная:
- раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы, повторить строение органов дыхания.
Развивающая:
- развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.
Воспитательная
- воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью, умение общаться с одноклассниками.
Оборудование: раздаточный материал,лабораторное оборудование, презентация, таблица «Органы дыхания».
Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.
Основные ключевые понятия: легкие, «ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия, легочное дыхание, тканевое дыхание.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка и актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация новых знаний.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях,
Тема урока :«Строение легких. Газообмен в легких и тканях».
Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?
Сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:
Дыхание - жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна - 15 - 20 литров воздуха, при физической работе - 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе - до 120 литров воздуха. На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.
- Проверка и актуализация знаний(7 мин.)
Каковы основные функции дыхательной системы?
Проверим ваши знания дыхательной системы с помощью тестов
- индивидуальная работа учащихся с карточками
Вариант 1(низкий уровень сложности)
1.Органом голосообразования является
а) бронх;
б) гортань;
в) трахея;
г) глотка.
2.Согревание вдыхаемого воздуха в носовой полости происходит за счет
а) обонятельных клеток;
б) рецепторов;
в) кровеносных сосудов;
г) извилистых ходов.
3.Какой орган дыхания человека имеет многократное анатомическое ветвление
а) носоглотка;
б) бронх;
в) трахея;
г) гортань.
4. Значение дыхания(найди 2 правильных ответа):
а) движение;
б) газообмен;
в) окисление органических веществ;
г) переваривание.
5.Внутренняя полость носа выстлана
а) соединительной тканью;
б) мышечной тканью;
в) мерцательным эпителием;
г) жировой тканью.
Вариант 2 (средний уровень сложности)
1.Какое анатомическое образование предохраняет от попадания в легкие инородных частиц?
а) щитовидный хрящ;
б) твердое небо;
в) трахея;
г) надгортанник.
2.Голосовые связки у человека располагаются в области
а) гортани;
б) трахеи;
в) пищевода;
г) корня язык.
3.Верхние дыхательные пути включают(выбери 3 правильных ответа из предложенных)
а) бронхи;
б) носовую полость;
в) легкие;
г) носоглотку;
д) трахею;
е) глотку.
4. Установите последовательность этапов газообмена у человека
а) транспортировка газов кровью;
б) обмен веществ между воздушной средой и легкими;
в) обмен газов между легкими и кровью;
г) газообмен в тканях.
Вариант 3 (высокий уровень сложности)
1. Анатомической основой гортани являются
а) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами;
б) разнообразные по форме хрящи;
в) эпителиальные клетки, образующие множество слоев;
г) мелкие косточки, расположенные в области шеи.
2.Определите правильную последовательность прохождения воздуха из атмосферы в дыхательные пути.
а) трахея;
б) бронхи;
в) носовая полость;
г) носоглотка;
д) гортань;
е) глотка.
3. Из перечня органов дыхательной системы (1-7) выберите правильные полные ответы на вопросы(А-Ж), то есть установите соответствие.
1. Слизистая оболочка
2. Бронхи
3. Трахея
4. Надгортанник
5. Гортань
6. Хрящевые полукольца
7. Носовая полость
А- Не пропускает пищу в гортань.
Б - Не дают трахее сужаться.
В - Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревая его.
Г - Поверхностный слой воздухоносных путей.
Д - Самая длинная часть воздухоносного пути.
Е - Внутри содержит голосовые связки.
Ж - Орган, по которому вдыхаемый воздух доставляется до легочных пузырьков.
- Обмениваемся тестами в паре и проверяем карандашом работу своего одноклассника, высчитываем количество баллов.
- Изучение нового материала. (15мин.)
Создание проблемной ситуации:
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.
1. Как вы себя чувствуете?
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?
3. Сколько времени мы можем не дышать?
4. Зачем же мы дышим?
5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?
Учитель (объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют "воротами легких".
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Плеврой также выстлана грудная полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель. Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.
В органах дыхания происходит 2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее) и тканевое дыхание(клеточное). Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание - это газообмен между кровью и клетками тканей.
Как же происходит легочное дыхание или газообмен в легких?
Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.
А что такое диффузия газов? Спросим у наших ребят - "физиков". Выступление группы "физиков".
Итак, кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.
Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.
Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов.
Выступление учеников- «химиков».
1.Сообщение о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
2. Проведение лабораторного опыта №6 по определению состава выдыхаемого воздуха.
(Ученик берет стакан с известковой водой и дует на нее в трубочку для коктейля. Вода должна помутнеть. Это доказывает, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.)
Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие - круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.
Обобщение и систематизация новых знаний
Таким образом мы проследили с вами движение газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.
- попробуем ответить на проблемные вопросы ,поставленные в начале (1 мин.).
Физкультминутка
Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».
Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу
- Закрепление нового материала
- кроссворд- отгадывают в парах,
- ученики сами осуществляют проверку кроссвордов и выставляют оценки по десятибальной системе по количеству отгаданных слов.
- Рефлексия
Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:
- проверка пройденного - максимум 6 баллов;
- подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
- работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.
На листе оценки знаний ученик выставляет баллы, подсчитывает их сумму и ставит оценку, критерии оценки - на листе.
Итого максимум 21 балл.
19-21балл - "5"
17-18 баллов- "4"
13-16 баллов - "3".
На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.
- Домашнее задание
Дифференцированное:1)параграф 24 изучить, ответы на вопросы на с.110 устно ( у кого за урок оценка "отлично");
2)параграф 24 изучить, ответы на вопросы и задание на с.110 устно ( у кого за урок оценка "хорошо");
3)параграф 24 изучить, задания в рабочей тетради
( у кого за урок оценка "удовлетворительно");
Приложение 1
Правильные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1.Б - 1 балл | 1.Г - 1 балл | 1. Б -1 балл |
2.В - 1 балл | 2.А - 1 балл | 2 . В,Г,Е,Д, А,Б (точная последовательность) - 2 балла |
3.Б - 1балл | 3. Б,Г,Е (в любом порядке) - 2 балла | 3. 1-Г, 2-Ж, 3-Д, 4-А, 5-Е, 6-Б, 7-В - 3 балла |
4.Б,В - 2 балла | 4 . Б,В, А,Г(точная последовательность) - 2 балла | - |
5.В - 1 балл | - | - |
! Внимание!Если в сложном задании(оно выделено синим цветом в таблице правильных ответов) допущены ошибки , то за 1 ошибку снимается 1 балл, за 2 ошибки - 2 балла.
Приложение 2
Кроссворд
Вопросы: | ||||||||||||||
1.Узкая щель между легочной и пристеночной плеврой-плевральная … | ||||||||||||||
2.Во что одето каждое легкое? | ||||||||||||||
3.Главная функция дыхания | ||||||||||||||
4.Место входа вен, артерий, бронхов в легкие. | ||||||||||||||
5. Полость, где расположены обонятельные клетки. | ||||||||||||||
6. Легочный пузырек. | ||||||||||||||
7.Процесс, благодаря которому происходит обмен газов в легких. | ||||||||||||||
8. Вещество-переносчик кислорода к клеткам. | ||||||||||||||
9. Дыхание, происходящее в капиллярах большого круга кровообращения. | ||||||||||||||
10.Вид дыхания, обеспечивающего газообмен между воздухом и кровью. | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
3 |
| |||||||||||||
|
| 7 | ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
2 |
|
|
| |||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
| 6 |
| ||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| 9 | ||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
Приложение 3
Ответы кроссворда
4 | |||||||||||||
3 | в | ||||||||||||
г | о | 7 | |||||||||||
а | р | д | |||||||||||
2 | з | о | и | ||||||||||
1 | п | о | л | о | с | т | ь | ф | |||||
л | о | а | 6 | ф | |||||||||
е | б | а | у | ||||||||||
в | м | л | з | ||||||||||
р | е | ь | и | 9 | |||||||||
а | 5 | н | о | с | о | в | а | я | т | ||||
е | к | ||||||||||||
о | а | ||||||||||||
8 | г | е | м | о | г | л | о | б | и | н | |||
а | е | ||||||||||||
в | |||||||||||||
10 | л | е | г | о | ч | н | о | е | |||||
е | |||||||||||||
Приложение 3
Лист оценки ____________________________________(Фамилия, Имя)
Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:
- проверка пройденного(тест) - максимум 6 баллов - уже подсчитан соседом;
- подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
- работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.
Итого максимум 21 балл.
19-21балл - "5"
17-18 баллов- "4"
13-16 баллов - "3".
На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.
Тест по пройденному материалу (макс. 6 баллов)- выставляет сосед по парте | Подготовка материала к уроку и выступление в составе группы (макс. 5 баллов) | Работа с кроссвордом (макс.10 баллов) | Итого | Оценка |
Понравился ли тебе урок?_________________________________________
Что тебе понравилось на уроке?____________________________________
Что хотел бы изменить?___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий
Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 6 классе "Путешествие в мир растений"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 5 классе по теме "Методы изучения природы"...
Технологическая карта обобщающего урока английского языка "Animals In Our Life" в 6 классе ФГОС ( мини-проекты)
Тема: «Животные в нашей жизни»Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через закрепление знаний по теме “Animals in оur Life” ( проекты) - развивать умени...
Технологическая карта обобщающего урока алгебры по теме "Интеграл" 11 класс УМК: Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.
Технологичекая карта урока алгебры в 11 классе по теме "Интеграл" . УМК : Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Цель урока: подготовка к контрольной работе....
Технологическая карта к уроку по биологии 8 класс "Ткани"
Урок "Ткани организма человека" подразумевает не только теоретическое освоение материала, но и умение распознавать ткани на рисунках, объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей...