Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Поэтапное оформление технологической карты.
Возможны варианты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_5_klass_ot_26.06.13.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Класс: 5
Учитель: Андриянова Наталья Алексеевна
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели по содержанию:
обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.
развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.
воспитывающие: развитие интереса к предмету «Биология».
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать, что такое методы изучения природы.
Метапредметные:
регулятивные - оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.
Информационно-технологические ресурсы: Биология: 5-6 классы. Учебник для ООУ/Т.С Сухова, В.И. Строганов.-М.:Вентана-Граф,2012г-176с., лабораторное оборудование-микроскоп, штатив, стакан, спиртовка, термометр, линейка, весы, пробирка, колба. ПК.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Вступительное слово. Учитель - стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками) Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету, Ведь другой на свете нет! – Здравствуйте, ребята. – С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках? – Какие знания и умения приобретём? – Какие открытия сделаем? - Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. | Фронтальная форма работы демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Обсуждают данную информацию, вопросы Записывают определение в тетрадь. слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
Этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Фронтальная работа с классом по воспроизведению ранее пройденного: -Что такое живая природа? -Каковы признаки живой природы? -Есть ли «белые» места для вас в науке, которую мы начинаем изучать? | Самостоятельная работа Работа в парах и малых группах Слушают учителя Воспроизводят информацию Задают вопросы | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из разных источников Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний |
Этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | – Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили! – Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? – А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения? – Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради. – Итак, кто как думает? – А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете. – Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру. | Обучающиеся обсуждают вопросы, самостоятельно пытаются сформулировать и записать тему урока Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради. отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Коммуникативные Работа в партнёрстве Регулятивные целеполагание |
Этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | – Ребята, представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу? - Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ. -Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу. -Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить - К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы - лупа, световой микроскоп. С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп ( демонстрация слайда презентации). -А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать: Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.(ЕЖ) Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (ЛИСА) Учитель открывает слайд презентации с картинками животных. - А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь. | Обучающиеся работают по учебнику, выполняя задания Изучают приборы, с последующей взаимопроверкой названий и устройства Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Учитель даёт задание: Кто может стать исследователем? (если нужно, консультирует) | Учащиеся составляют инструкцию – работают индивидуально и в группах Обсуждается | Коммуникативные |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Организация самостоятельной работы по заданиям базового уровня Живая природа-это…. Неживая природа – это…. Признаки живой природы - ….. Методы изучения природы - …… Опыт – это…. Наблюдение – это….. Описание – это…. | Самопроверка взаимопроверка по ключам. | Познавательная Регулятивная (самооценка) |
Этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель организует работу обучающихся на 2-х уровнях – базовом и повышенном. | Обучающиеся выполняют. Анализируют Сильные обучающиеся могут выполнить роль консультантов. | Личностные Оказание помощи Познавательные (каждый выбирает задания по возможности) Регулятивные Новая задача, новая цель. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете исследование. Найдите в учебнике это задание. Задаётся д/з: параграф 1; стр.5, Проведи дома исследования. | Обучающиеся слушают, консультируются, задают вопросы | Коммуникативные Обсуждение выполнения д/з |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | – Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём? – Какие открытия сделали? – Какие методы позволяют нам изучать природу? - Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек? – С каким настроением вы уходите с урока? Оценивание и выставление оценок, обсуждение. | Фронтальный метод Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Коммуникативные анализ и обсуждение работы на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС технологическая карта первого урока по биологии УМК Сферы для 5-го класса
Предложенный вариант технологической карты предназначен для ежедневного использования. Более развёрнутый вариант техкарты, в котором расписаны поэтапно все действия присутствующих на уроке участников ...
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс.
Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс ФГОС по теме: "Дигибридное срещивание". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами среднего общего образования по учебнику Сивогла...
Технологическая карта "Вводный урок" 7 класс
Технологическая карта вводного урока по истории Нового времени к учебнику "Всеобщая История. История Нового времени" под редакцией А.А. Искандерова...
Технологическая карта к уроку по биологии 8 класс "Ткани"
Урок "Ткани организма человека" подразумевает не только теоретическое освоение материала, но и умение распознавать ткани на рисунках, объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...