Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Андриянова Наталья Алексеевна

Поэтапное оформление технологической карты.

Возможны варианты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_5_klass_ot_26.06.13.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

Класс: 5

Учитель: Андриянова Наталья Алексеевна

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

 Цели по содержанию:

обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.

развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.

воспитывающие: развитие интереса  к предмету «Биология».

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать, что такое методы изучения природы.

Метапредметные:

регулятивные - оценивать свои достижения на уроке

коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.

познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.

Информационно-технологические ресурсы: Биология: 5-6 классы. Учебник для ООУ/Т.С Сухова, В.И. Строганов.-М.:Вентана-Граф,2012г-176с., лабораторное оборудование-микроскоп, штатив, стакан, спиртовка, термометр, линейка, весы, пробирка, колба. ПК.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Вступительное слово.

Учитель - стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нет!

– Здравствуйте, ребята.

– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология».  Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?

– Какие знания и умения приобретём?

– Какие открытия сделаем?

- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.

Фронтальная форма работы

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Обсуждают данную информацию, вопросы

Записывают определение в тетрадь.

слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Фронтальная работа с классом по воспроизведению ранее пройденного:

-Что такое живая природа?

-Каковы признаки живой природы?

-Есть ли «белые» места для вас в науке, которую мы начинаем изучать?

Самостоятельная работа

Работа в парах и малых группах

Слушают учителя

Воспроизводят информацию

Задают вопросы

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

– Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!

– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?

– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?

– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.

– Итак, кто как думает?

– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш  взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.

– Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру.

Обучающиеся обсуждают вопросы, самостоятельно пытаются сформулировать и  записать тему урока

Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.

отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Коммуникативные

Работа в партнёрстве

Регулятивные

целеполагание

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

– Ребята, представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?

- Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.

-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.

-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить

 - К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы - лупа, световой микроскоп. С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор -  это электронный микроскоп ( демонстрация слайда презентации).

-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.(ЕЖ)

Посмотрите-ка,  какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (ЛИСА)

 Учитель открывает слайд презентации с картинками животных.

- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.

Обучающиеся работают по учебнику, выполняя задания

 Изучают приборы, с последующей взаимопроверкой

названий и устройства

Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Учитель даёт задание:  Кто может стать исследователем?

(если нужно, консультирует)

Учащиеся составляют инструкцию – работают индивидуально и в группах

Обсуждается

Коммуникативные

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Организация самостоятельной работы по заданиям базового уровня

Живая природа-это….

Неживая природа – это….

Признаки живой природы - …..

Методы изучения природы - ……

Опыт – это….

Наблюдение – это…..

Описание – это….

Самопроверка взаимопроверка по ключам.

Познавательная

Регулятивная

(самооценка)

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует работу обучающихся на 2-х уровнях – базовом и повышенном.

Обучающиеся выполняют. Анализируют

Сильные обучающиеся могут выполнить роль консультантов.

Личностные

Оказание помощи

Познавательные 

(каждый выбирает задания по возможности)

Регулятивные 

Новая задача, новая цель.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете исследование.  Найдите в учебнике это задание.

Задаётся д/з: параграф 1; стр.5, Проведи дома исследования.

Обучающиеся слушают, консультируются, задают вопросы

Коммуникативные

Обсуждение выполнения д/з

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

– Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?

– Какие открытия сделали?

– Какие методы позволяют нам изучать природу?

- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?

– С каким настроением вы уходите с урока?

Оценивание и выставление оценок, обсуждение.

Фронтальный метод

Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Коммуникативные анализ и обсуждение работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС технологическая карта первого урока по биологии УМК Сферы для 5-го класса

Предложенный вариант технологической карты предназначен для ежедневного использования. Более развёрнутый вариант техкарты, в котором расписаны поэтапно все действия присутствующих на уроке участников ...

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс.

Технологическая карта к уроку по биологии 10 класс ФГОС по теме: "Дигибридное срещивание". Урок разработан в соответствии с новыми стандартами среднего общего образования по учебнику Сивогла...

Технологическая карта "Вводный урок" 7 класс

Технологическая карта вводного урока по истории Нового времени к учебнику "Всеобщая История. История Нового времени" под редакцией А.А. Искандерова...

Технологическая карта к уроку по биологии 8 класс "Ткани"

Урок "Ткани организма человека" подразумевает не только теоретическое освоение материала, но и умение распознавать ткани на рисунках, объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...