Многообразие Моллюсков
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
абота в группах по теме "Многообразие моллюсков , их роль в природе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobraziemollyuskov.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие моллюсков, их роль в природе
Система понятий: Моллюски, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, лучевая симметрия, жемчуг, звено в цепи питания, промежуточный хозяин, фильтраторы.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о многообразии моллюсков, раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие мышления, внимания, речевого интеллекта.
Воспитательная: формирование научно - материалистического мировоззрения, осуществление нравственного, эстетическое, трудовое и экологического воспитания.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-презентация
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, рассказ, выступление учащихся; наглядные: просмотр презентации, демонстрация натуральных неживых объектов и изобразительных средств наглядности.
Средства обучения: ИКТ-средства: компьютер, мультимедийная установка, презентация в программе РowerPoint; раздаточный дидактический материал: карточки с текстом для работы в группах; натуральные: коллекции моллюсков; изобразительные: картинки и фотографии с изображением моллюсков, рисунки из учебника (В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»).
Ход урока:
I. Организация класса. Здравствуйте, дорогие ребята. (Ответы детей) Я рада приветствовать вас. Давайте проверим общую готовность к уроку: наличие учебников, принадлежностей. Кто дежурит по классу? Назовите, пожалуйста, отсутствующих учеников. (Ответы детей)
II. Актуализация опорных понятий, введение в тему
1. С какими типами животных мы познакомились в этом году? (Ответы детей: -Тип: кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски.)
2. Какие виды симметрии тела есть у животных? (Ответы детей: Лучевая симметрия (гидры); двусторонняя симметрия (плоские черви, белая планария) )
3. Какие из этих типов наиболее высоко организованные? (Ответы детей: моллюски)
За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших. Моллюсков много. А человек в своей жизни обладает сведениями лишь о некотором их количестве.
Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках? (Ответы детей: чтобы использовать их в своей практической деятельности, охранять их и тд.)
Слайд 1 Итак, тема урока: Многообразие моллюсков, и их роль в природе.
Сегодня на уроке мы с вами:
- Познакомимся с многообразием моллюсков в природе;
- Рассмотрим роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека;
- Докажем необходимость охраны моллюсков;
- Научимся обобщать, сравнивать, делать выводы.
III. Изучение нового материала.
Изучение новой темы мы начнем с небольшого отрывка из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».
«Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да устроена она (ракушка) так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит». Скажите, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками? (Ответ детей: моллюсков.)
Что мы уже знаем о моллюсках?
(Ответы детей: происхождение моллюсков; внешнее и внутреннее строение моллюсков; размножение моллюсков; особенности жизнедеятельности.)
Когда впервые пересеклись пути человека и моллюска, сейчас установить почти невозможно. Однако раскопки стоянок и захоронение древних людей свидетельствуют о том, что это было очень давно. Так, в Северной Америке, в штате Миннесота, при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей. В 1876 году во Франции тоже при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских раковин.
Можно предположить, что моллюски и их раковины сыграли не последнюю роль в судьбе человечества. Слайд 2 Вообще в Типе Моллюски выделяют несколько классов. Какие? (Ответы детей: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Познакомимся с некоторыми из них и определим их значение.
Сейчас вы должны составить в тетради таблицу «Значение моллюсков», состоящую из двух колонок. (Таблица на доске. Дети составляют в тетради таблицу.)
Название моллюска | Хозяйственное значение | |
Вам необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа получает небольшой текст (см.Приложение 1). В течение 5 минут знакомится с ним. Далее текст озвучивается классу и даются ответы на вопросы:
О каких моллюсках идет речь?
Каково их хозяйственное значение? (Ребята работают в группах)
Думаю, что все уже готовы к выступлению. Прошу выйти представителя от первой группы.
Слайд 3 Текст первой группы:
На морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. Среди них – осьминоги.
Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».
Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!
Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои.
Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски.
А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.
Слайд 4-А каких еще моллюсков используют для приготовления блюд? (Ответы детей: мидий, устриц, кальмаров, виноградных улиток.)
Да, действительно, в них много витаминов А, В, С, Д. Многие считают, что устрицы имеют особый вкус из-за наличия в их теле йода, что тоже очень полезно, особенно людям с заболеванием щитовидной железы. Не забываем заполнять таблицу.
Сейчас прошу выступить вторую группу.
Текст второй группы:
Слайд 5 Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались когда-то в качестве денег в Японии, Китае и других странах. Раковины имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок, змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (12-14 века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях. Сегодня значение каури как денег почти всюду исчезло. Однако у небольших, замкнуто живущих африканских племен оно еще сохранилось.
Ребята, вот вам дополнительный вопрос: Как вы считаете, а как сейчас используются раковины ципрей? (Ответ детей: в качестве коллекционных экспонатов.)
Да, у ципрей раковины очень ценные. Так, экземпляр вида ципрея фултони был продан в Нью – Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тысячи долларов.
Прошу выйти представителя третьей группы. Не забывайте заполнять таблицу.
Текст третьей группы:
Слайд 6 Есть моллюски-жемчужницы. Это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками её раковины, способны сделать удивительные украшения. Их перламутровые железы выделяют жидкость, она обволакивает песчинку и застывает. В древности люди считали, что в длинные ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг. В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка.
Сейчас жемчуг используется для изготовления ювелирных украшений.
Лучший жемчуг производят ракушки родов птерия и пинктада, обитающие у берегов Шри-Ланки. Их называют настоящими жемчужницами.
Слайд 7 Ребята, дополнительный вопрос: 1. Как вы считаете, какие украшения можно изготовить из жемчуга? Ваше мнение, только лишь жемчужницы производят жемчуг?
(Ответы детей: нет, есть и другие двустворчатые моллюски, только их жемчуг менее ценный)
Осталось выступить последней группе.
Текст четвертой группы:
Слайд 8 В Черном море обитает хищный моллюск – рапана. Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах и большинству из нас они хорошо знакомы. Но мало кто знает, что появилась рапана в Черном море всего пятьдесят лет назад. До 1974 года она жила в Японском и Желтом морях и на Японском побережье Тихого океана. Как рапана могла перебраться из Японского моря в Черное? Об этом можно только догадываться. Скорее всего личинки рапаны прикрепились к днищу какого-то корабля, шедшего из Японского моря в Черное. Там они хорошо прижились, только измельчали, т.к. вода в Черном море менее соленая, чем в Японском. Рапана охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковинку к уху, то можно услышать, как шумит море…
Ребята, дополнительный вопрос: Те из вас, кто был на море, привозили ли вы в качестве сувенира раковинку рапаны? (Ответы детей: да, или нет)
А сейчас вам предлагается посмотреть уникальную коллекцию раковин, собранную со всего мира. Их тоже можно использовать в качестве сувениров.(Дети рассматривают коллекции моллюсков)
Слайд 9 Самая большая, королева всех раковин – это тридакна, весом до 500 кг, диаметром – 1,5 метра.
А сейчас вам предлагается зайти в гипермаркет, где есть много товаров, сделанных из этих животных.
Продуктовый отдел: Здесь вам предложат разнообразные виды моллюсков в замороженном виде, консервированных, в сушеном виде.
Ювелирный отдел: Здесь вы увидите серьги, кулоны, бусы и другие украшения, сделанные из жемчуга
Хозяйственный отдел: Здесь можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков.
Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Запишите в таблицу. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.
Есть краска пурпурного цвета из морской улитки – мурекс. Запишите в таблицу. Она не тускнеет сотни лет. Этой краской окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.
А есть ли моллюски, приносящие человеку вред ? (Ответы детей: есть, например, виноградная улитка, приносит вред плодоводческим хозяйствам). Правильно. Например, корабельный червь повреждает деревянные перекрытия кораблей. Есть моллюски, опасные для человека. В семействе Конусов есть моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами. Но эти моллюски ядовиты. Их яд обладает паралитическим действием. Существует мнение, что конусы опаснее акул. Так, в Тихом океане от акул за год погибает в среднем один человек, а от конусов – двое-трое.
А сейчас я вернусь к нашему вопросу вначале урока:
Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках?
Итак, ваши варианты ответов. (Ответы детей на вопрос:
1.Чтобы разобраться в их многообразии
2.Понять их роль в природе.
3. Знать их применение в жизни человека.
4.Научиться ценить моллюсков.
Оптимальный вариант: 1+3+4+2
Подтвердим ваши ответы записями в таблице. Проверим правильность её заполнения, используя слайд
Слайд 10 Таблица 1
Название моллюска | Хозяйственное значение |
Осьминоги Устрицы Ципреи Жемчужницы Мурекс Конусы Виноградная улитка Морской гребешок Корабельный червь (шашень) | Продукт питания Продукт питания Деньги-каури Натуральный жемчуг Краска-пурпур Опасны для человека Продукт питания, вредит плодоводческим хозяйствам Раковины для покрытия крыш Портит деревянные части подводных сооружений |
А если моллюски так важны, то их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели, и людям стоит задуматься об их охране. Давайте сделаем общий вывод по значению Моллюсков в природе, используя слайд, обратите внимание на некоторые моменты, о которых мы сегодня не говорили, но сталкивались с этим ранее. (Ответы детей, с использованием Слайда 11: звено в цепи питания, съедобные, промежуточные хозяева паразитов, фильтраторы воды, производители жемчуга и тд. )
IV. Закрепление изученного материала.
Слайда 12 А сейчас я хочу предложить вам соотнести моллюсков с их хозяйственным значением, используя слайд. Работайте в тетрадях с обратной стороны. Таблица 2
Значение | Моллюски |
Продукт питания Вред плодоводческим хозяйствам Используются в ювелирной промышленности Опасны для человека Используются для покрытия крыш Раковины используются в качестве сувениров. | А – мидия Б- виноградная улитка В – рапана Г –осьминог Д – слизень Е – жемчужница Ж – морской гребешок З – устрица И – конусы |
Ответы: 1 –А, Б, Г, З
2 – Б, Д
3 – Е
4 – И
5 – Ж
6 – В
(Ребята работают индивидуально в тетрадях обратная сторона, затем делают взаимопроверку, используя Слайд 13 выставляют оценку 10 баллов – «5», 9,8 баллов – «4», 7-5 баллов – «3». Затем проговаривают совместно с учителем допущенные ошибки)
Попробуем подвести итоги урока, выставить оценки. Оценка складывается из 2 моментов: выступление в группах по заполнению таблицы и выполнение контрольного задания. (Выставление оценок)
Итак, наш урок подходит к концу.
V. Домашнее задание
Дома проработаете материал учебника “Тип моллюски”, подготовитесь к проверочной работе и выполните любое творческое задание по теме «Моллюски»: кроссворд, рисунок, ребусы и тд..
Спасибо за активную работу на уроке. Вы мне очень понравились, хорошо работали на уроке. До свидания.
Приложение 1
Текст первой группы:
На морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. Среди них – осьминоги.
Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».
Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо! Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои. Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски. А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.
Текст второй группы:
Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались когда-то в качестве денег в Японии, Китае и других странах. Раковины имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок, змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (12-14 века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях. Сегодня значение каури как денег почти всюду исчезло. Однако у небольших, замкнуто живущих африканских племен оно еще сохранилось.
Текст третьей группы:
Есть моллюски-жемчужницы. Это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками её раковины, способны сделать удивительные украшения. Их перламутровые железы выделяют жидкость, она обволакивает песчинку и застывает. В древности люди считали, что в длинные ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг. В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка.
Сейчас жемчуг используется для изготовления ювелирных украшений.
Лучший жемчуг производят ракушки родов птерия и пинктада, обитающие у берегов Шри-Ланки. Их называют настоящими жемчужницами.
Текст четвертой группы:
В Черном море обитает хищный моллюск – рапана. Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах и большинству из нас они хорошо знакомы. Но мало кто знает, что появилась рапана в Черном море всего пятьдесят лет назад. До 1974 года она жила в Японском и Желтом морях и на Японском побережье Тихого океана. Как рапана могла перебраться из Японского моря в Черное? Об этом можно только догадываться. Скорее всего личинки рапаны прикрепились к днищу какого-то корабля, шедшего из Японского моря в Черное. Там они хорошо прижились, только измельчали, т.к. вода в Черном море менее соленая, чем в Японском. Рапана охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковинку к уху, то можно услышать, как шумит море…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"
Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"...
Многообразие моллюсков
Урок к программе Сонина....
Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»
Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.Задачи:Образовательные: •...
Урок биологии в 7 классе по теме "Многообразие Моллюсков"
Данный урок строится на технологии сотрудничества с использованием ИТ...
Презентация к уроку биологии 7 класса "Многообразие моллюсков"
Данная презентация предназначена для закрепление знаний по теме "Многообразие Моллюсков". В презентации представлено многообразие представителей отрядов Моллюсков, которых предлагается...
Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»
Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»...
Презентация "Многообразие моллюсков"
Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека"...