2 | Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока : закрепить признаки животных типа Моллюски, подготовиться к восприятию новых знаний.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: проверить степень усвоения учащимися темы «Общая характеристика типа Моллюски», подготовить к восприятию новых знаний. Методы: словесный , групповая работа
| - Сегодня мы работаем на уроке в тех же группах, как и прежде, правила работы вы знаете. Я предлагаю вам выполнить задание. За три минуты отгадайте букву, соответствующую признаку животных типа Моллюски. Составьте из букв слова. Задания для 1 группы № | Признаки животных типа Моллюски |
| 1 | Все моллюски имеют двустороннюю симметрию | а | 2 | За исключением двустворчатых моллюсков, у всех моллюсков есть голова. | м | 3 | Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других- для плавания или редуцируется совсем. | н | 4 | Кровеносная система замкнутая | ю | 5 | Моллюски- гермафродиты и раздельнополые. | ц | 6 | У большинства моллюсков органы дыхания жабры, а у наземных - лёгкие. | о | 7 | Почки –органы выделения | г | 8 | Моллюски произошли от круглых червей |
| 9 | Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии моллюсков. | о | 10 | Все моллюски имеют раковину. | ф | 11 | Нервная система узлового типа. | о | 12 | Мантия-это кожная складка | б | 13 | Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, химического чувства и равновесия. | р | 14 | Тело делится на сегменты.
| б | 15 | Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные.
| а | 16 | Терка измельчает пищу | з | 17 | Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов. Моллюсков
| и | 18 | В мантийную полость находятся жабры, открываются протоки почек и анальное отверстие. | е |
Задания для 2 группы 1 | Все моллюски имеют двустороннюю симметрию | г | 2 | За исключением двустворчатых моллюсков, у всех моллюсков есть голова. | з | 3 | Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других- для плавания или редуцируется совсем. | н | 4 | Кровеносная система замкнутая | ф | 5 | Моллюски- гермафродиты и раздельнополые. | т | 6 | У большинства моллюсков органы дыхания жабры, а у наземных - лёгкие. | а | 7 | Почки –органы выделения | ч | 8 | Моллюски произошли от круглых червей |
| 9 | Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии моллюсков. | е | 10 | Все моллюски имеют раковину | д | 11 | Нервная система узлового типа. | н | 12 | Мантия-это внутренняя полость | ю | 13 | Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, химического чувства и равновесия. | и | 14 | Моллюски — это мягкотелые, двухслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные | ч | 15 | Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов. Моллюсков
| е |
Задания для 3 группы 1 | Все моллюски имеют двустороннюю симметрию | т | 2 | За исключением двустворчатых моллюсков, у всех моллюсков есть голова. | м | 3 | Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других- для плавания или редуцируется совсем. | о | 4 | Кровеносная система замкнутая | щ | 5 | Моллюски- гермафродиты и раздельнополые. | ч | 6 | У большинства моллюсков органы дыхания жабры, а у наземных - лёгкие. | Л | 7 | Почки –органы выделения. | л | 8 | Моллюски произошли от круглых червей | э | 9 | Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии моллюсков.
| ю | 10 | Все моллюски имеют раковину | ж | 11 | Нервная система узлового типа. | с | 12 | Мантия-это внутренняя полость | у | 13 | Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, химического чувства и равновесия. | к | 14 | Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные | ф | 15 | Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов. Моллюсков
| о | 16 | Терка измельчает пищу | в |
- Назовите слова, которые у вас получились. У 1,2,3 группы. Итак, вы сами сформулировали тему нашего урока. Запишите тему урока в тетради.
|
|
|
|
3 |
Изучение нового материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: определять принадлежность моллюсков к классам по рисункам и схемам, называть приспособления к среде обитания, химические свойства воды, знать роль моллюсков в природе и жизни человека .
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: показать отличительные черты представителей разных классов типа Моллюски и их роль в природе и жизни человека .
Методы: наглядный, частично-поисковый, работа с учебником, работа с таблицей .
| ---Моллюски - одна из наиболее распространенных (после насекомых) групп животных, насчитывающая свыше 130 тысяч видов. Тип делится на 3 класса: класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие.) Задание: Пользуясь текстом учебника, подготовьте устный рассказ о классах моллюсков по плану (Самостоятельная работа в группах с текстом учебника: 5 -7 минут) ПРИЗНАК | класс Брюхоногие, | класс Двустворчатые | класс Головоногие | Среда обитания |
|
|
| Особенности строения |
|
|
| Образ жизни |
|
|
| Представители |
|
|
|
Заполняют таблицу со слов своих одноклассников. Ответы учащихся: Класс Брюхоногие: Представители — черноморская рамена, виноградная улитка, слизни. Особенности: спирально-закрученная раковина, мускулистый язык-терка, сердце 2-х камерное, водная и наземная среда обитания. Ответы учащихся: Класс Двустворчатые: Представители — мидии, беззубки, перловицы, устрицы. Особенности: отсутствие головы, раковина двустворчатая, способ питания — фильтрация (сифон), органы дыхания — жабры, сердце 3-х камерное, в основном раздельнополые; водная среда обитания Ответы учащихся: класс Головоногие: Представители : осьминог, кальмар, каракатица, наутилус. Особенности: нет раковины, тело делится: голова, щупальца, воронка; органы дыхания — жабры; сердце 3-х камерное; хорошо развиты органы чувств; сложно устроена нервная система; водная среда обитания. _ - Моллюски. Какое маленькое слово, но они разные и по внешнему виду и по образу жизни, а как вы думаете есть ли у них приспособления к среде обитания. Ответы учащихся: Да есть. -Давайте узнаем какие. Задание: Пользуясь текстом учебника, найдите приспособления у моллюсков к среде обитания. (Лабораторная работа «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания» ) Ответы учащихся -Нас окружают замечательные картины созданные природой. А мы с вами не замечаем эту красоту. Так давайте всмотримся в те картины, которые нам предлагает природа. Посмотрите разве не прекрасна эта улитка, и как гармонична она смотрится на зеленом листе. Насколько они хрупкие, беззащитные. А какие они удивительные и сегодня ваши одноклассники подготовили сообщения из цикла "Это интересно". 1 ученик-Класс Двустворчатые: Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника. 2 ученик Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон - "морской шелк". До сих пор в Италии из "морского шелка" шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь. 3 ученик Класс Головоногие: Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера - левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары - основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло. 4 ученик Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов так, как двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее. 5 ученик Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными так, как головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600. 6 ученик Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Это защитное приспособление, позволяющее осьминогам маскироваться от врагов и осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты. -- Значение моллюсков в природе и в жизни человека велико. Продолжите мою мысль. Моллюски в природе. - Входят в цепи …..питания в биогеоценозе.
2. Промежуточные хозяева …….паразитов. - Вредители ……с\х культур.
- Личинки двустворчатых паразитируют….. на рыбах.
В жизни человека - Естественные очистители ……..воды.
- Человек использует моллюсков в…… пищу
- Источник перламутра и жемчуга.
- Из секретов чернильного мешка каракатиц получают …..акварельную краску.
5. Кожные моллюски наносят вред здоровью …..человека. 6 Человек использует моллюсков для создания сувениров и …..ювелирных украшений.
|
| Класс
Двустворчатые
| Класс
Головоногие
|
4 | ЗАКРЕПЛЕИЕ Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: определять представителей классов типы Моллюски Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: создать условия для выявления уровня затруднения учащихся в определении представителей классов типы Моллюски Методы: тестирование Методы, регулирующие на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый материал : Тренировочные упражнения по данной теме ,Индивидуальная помощь по мере необходимости Рефлексия : . |
Выполнение теста по теме "Многообразие моллюсков". 1.Раковина, створки которой соединяются на спинной стороне эластичной связкой и замком характерна для моллюсков класса: А) Двустворчатые Б) головоногие В) брюхоногие 2.Асимметричность строения, возникающая вследствие образования спирально закрученной раковины характерна для: А) Двустворчатых Б) головоногих В) брюхоногих 3.Хорошо развита нога и имеет широкую ползательную подошву представители: А) Двустворчатых Б) головоногих В) брюхоногих 4.К брюхоногим не относится: А) виноградная улитка Б) слизень В) прудовик Г) беззубка 5.Ногу сильно сплюснутую с боков и заостренную по свободному краю, образующую подобие киля имеют: А) Двустворчатые Б) головоногие В) брюхоногие 6.К двустворчатым не относится: А) виноградная улитка Б) мидия В) гребешок Г) беззубка 7.Не похож на моллюска, червеобразной формы А) тридакта Б) мидия В) тередо Г) перловица 8.К головоногим не относится: А) осьминог Б) кальмар В) тридакта Г) каракатица 9.Чернильная железа характерна для: А) Двустворчатых Б) головоногих В) брюхоногих 10. Тело двусторонне - симметричное, с резким разделением на голову и туловище характерно для: А) Двустворчатых Б) головоногих В) брюхоногих Ответы: 1а 2в 3в 4г 5а 6а 7в 8в 9б 10б
Обучающиеся выполняют тест, проверяют друг у друга и сверяются с эталоном. 0-1 ошибки-«5», 2-3 ошибок-«4 », 4 ошибки-«3». Выставляют оценки за тест друг другу. Комментарий оценок учителем.
2. Составьте синквейн Моллюски - 2-3 прилагательных
- 2-3 глагола
- Крылатая фраза, поговорка, пословицы.
- Суть
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как вы думаете, пригодятся ли Вам эти знания в жизни? Какую оценку поставили бы вы каждый себе за работу на уроке? Почему? |
|
|
|