Многообразие моллюсков
план-конспект урока по биологии по теме

Урок к программе Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mollyuski.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

 Педагог :  Бондарева Нина Николаевна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4 Городского округа Г. Урюпинск

Предмет   биология     Класс 7

Тема урока  Многообразие и значение моллюсков.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный  проектор, экран, карточки с заданиями.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент  

 Цель, которая должна быть достигнута учащимися   на данном этапе урока:

Подготовиться к осознанным действиям. Настроиться на активную, плодотворную работу на уроке.

 

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Создать благоприятные условия для участия  в активной и плодотворной деятельности и осознанных действий учащихся на уроке.

Методы:  

  • Беседа

  Взаимное приветствие учителя и обучающихся.

 Выяснение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, позитивный настрой на урок.

 

2

Актуализация опорных знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися   на данном этапе урока :

закрепить признаки животных типа Моллюски, подготовиться к восприятию новых знаний.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:    

проверить степень усвоения учащимися темы «Общая характеристика типа Моллюски», подготовить к восприятию новых знаний.

Методы:   словесный , 

групповая работа

 

   

-   Сегодня мы работаем на уроке  в тех же группах, как и прежде, правила работы вы знаете. Я предлагаю вам выполнить задание. За три минуты отгадайте букву, соответствующую признаку  животных типа Моллюски. Составьте из букв слова.

Задания для 1 группы  

 

Признаки животных типа Моллюски

1

Все моллюски имеют двустороннюю симметрию

а

2

За исключением двустворчатых моллюсков, у всех  моллюсков есть голова.

м

3

Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других- для плавания или редуцируется совсем.

н

4

Кровеносная система замкнутая

ю

5

Моллюски- гермафродиты  и раздельнополые.

ц

6

У большинства моллюсков органы дыхания жабры, а у наземных -  лёгкие.

о

7

Почки –органы выделения

г

8

Моллюски произошли от круглых червей

9

Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии  моллюсков.

о

10

Все моллюски имеют раковину.

ф

11

Нервная система  узлового типа.

о

12

Мантия-это кожная складка

б

13

Моллюски имеют хорошо развитые  органы осязания, химического чувства и равновесия.

р

14

Тело  делится на сегменты.

б

15

Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные.

а

16

Терка измельчает пищу

з

17


Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов. Моллюсков

и

18

В мантийную полость находятся жабры, открываются протоки почек и анальное отверстие.

е

 

Задания для 2 группы  

1

Все моллюски имеют двустороннюю симметрию

г

2

За исключением двустворчатых моллюсков, у всех  моллюсков есть голова.

з

3

Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других- для плавания или редуцируется совсем.

н

4

Кровеносная система замкнутая

ф

5

Моллюски- гермафродиты и раздельнополые.

т

6

У большинства моллюсков органы дыхания жабры, а у наземных -  лёгкие.

а

7

Почки –органы выделения

ч

8

Моллюски произошли от круглых червей

9

Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии  моллюсков.

е

10

Все моллюски имеют раковину

д

11

Нервная система  узлового типа.

н

12

Мантия-это внутренняя полость

ю

13

Моллюски имеют хорошо развитые  органы осязания, химического чувства и равновесия.

и

14

Моллюски — это мягкотелые, двухслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные

ч

15


Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов. Моллюсков

е

Задания для 3  группы  

1

Все моллюски имеют двустороннюю симметрию

т

2

За исключением двустворчатых моллюсков, у всех  моллюсков есть голова.

м

3

Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других- для плавания или редуцируется совсем.

о

4

Кровеносная система замкнутая

щ

5

Моллюски- гермафродиты и раздельнополые.

ч

6

У большинства моллюсков органы дыхания жабры, а у наземных -  лёгкие.

Л

7

Почки –органы выделения.

л

8

Моллюски произошли от круглых червей

э

9

Вторичная полость (целом) хорошо выражена уже в зародышевом состоянии  моллюсков.

ю

10

Все моллюски имеют раковину

ж

11

Нервная система  узлового типа.

с

12

Мантия-это внутренняя полость

у

13

Моллюски имеют хорошо развитые  органы осязания, химического чувства и равновесия.

к

14

Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные

ф

15


Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов. Моллюсков

о

16

Терка измельчает пищу

в

- Назовите слова,  которые у вас получились. У 1,2,3 группы. Итак, вы сами сформулировали тему нашего урока.  Запишите  тему урока  в тетради.

3

Изучение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися   на данном этапе урока:   определять принадлежность моллюсков к классам по рисункам и схемам, называть приспособления к среде обитания, химические свойства воды, знать роль моллюсков в природе и жизни человека .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:  показать отличительные черты представителей разных классов типа Моллюски и их роль в природе и жизни человека .

 

Методы:  

наглядный, частично-поисковый, работа с учебником, работа с таблицей .

 

---Моллюски - одна из наиболее распространенных (после насекомых) групп животных, насчитывающая свыше 130 тысяч видов. Тип делится на 3 класса:  класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие.)

Задание: Пользуясь текстом учебника, подготовьте устный рассказ о классах моллюсков по плану (Самостоятельная работа в группах  с текстом учебника: 5 -7 минут)

ПРИЗНАК

класс Брюхоногие,

класс Двустворчатые

класс Головоногие

Среда обитания

Особенности строения

Образ жизни

Представители

Заполняют таблицу со слов своих одноклассников.

Ответы учащихся: Класс Брюхоногие: Представители — черноморская рамена, виноградная улитка, слизни. Особенности:     спирально-закрученная раковина, мускулистый язык-терка,
сердце 2-х камерное, водная и наземная среда обитания.
Ответы учащихся:  Класс Двустворчатые:
Представители — мидии, беззубки, перловицы, устрицы.  Особенности:     отсутствие головы,
раковина двустворчатая,  способ питания — фильтрация (сифон),   органы дыхания — жабры,
сердце 3-х камерное,   в основном раздельнополые; водная среда обитания
Ответы учащихся:   класс Головоногие:          Представители : осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.  Особенности:    нет раковины, тело делится: голова, щупальца, воронка;
органы дыхания — жабры; сердце 3-х камерное; хорошо развиты органы чувств;
сложно устроена нервная система;
водная среда обитания. _

- Моллюски. Какое маленькое слово, но  они разные и по внешнему виду и по образу жизни, а как вы думаете есть ли у них приспособления к среде обитания.  

Ответы учащихся: Да есть.

-Давайте узнаем какие.

Задание: Пользуясь текстом учебника, найдите приспособления у моллюсков к среде обитания. (Лабораторная работа «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания»  )

Ответы учащихся

-Нас окружают замечательные картины созданные природой. А мы с вами не замечаем эту красоту.  Так давайте всмотримся в те картины, которые нам предлагает природа. Посмотрите разве не прекрасна эта улитка, и как гармонична она смотрится на зеленом листе. Насколько они хрупкие, беззащитные. А какие они удивительные и сегодня ваши одноклассники подготовили сообщения  из цикла "Это интересно".

1 ученик-Класс Двустворчатые: Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника.

2 ученик Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон - "морской шелк". До сих пор в Италии из "морского шелка" шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.

3 ученик Класс Головоногие: Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера - левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары - основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.

4 ученик   Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов так, как двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее.

5 ученик   Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными так, как головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600.

6 ученик   Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску.  Это защитное приспособление, позволяющее осьминогам маскироваться от врагов и  осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.

-- Значение моллюсков в природе и в жизни человека велико. Продолжите мою мысль.

Моллюски  в  природе.

  1. Входят в цепи …..питания в биогеоценозе.

2.    Промежуточные хозяева …….паразитов.

  1.  Вредители  ……с\х культур.
  2. Личинки двустворчатых паразитируют….. на рыбах.

В жизни человека        

  1. Естественные очистители  ……..воды.
  2. Человек использует моллюсков в…… пищу
  3. Источник перламутра и жемчуга.
  4.  Из секретов чернильного мешка   каракатиц получают …..акварельную  краску.  

                5.    Кожные моллюски наносят вред здоровью …..человека.

               6     Человек использует моллюсков для создания сувениров и …..ювелирных украшений.          





Класс

Двустворчатые


Класс

Головоногие

4

 ЗАКРЕПЛЕИЕ

Цель, которая должна быть достигнута учащимися   на данном этапе урока:  определять представителей классов типы Моллюски

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: создать условия для выявления уровня затруднения учащихся в определении представителей классов типы Моллюски

Методы:  тестирование

Методы, регулирующие на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый материал :

Тренировочные упражнения по данной теме ,Индивидуальная помощь по мере необходимости      Рефлексия : .

Выполнение теста по теме "Многообразие моллюсков".  

 1.Раковина, створки которой соединяются на спинной стороне эластичной связкой и замком характерна для моллюсков класса:

А) Двустворчатые

Б) головоногие

В) брюхоногие

2.Асимметричность строения, возникающая вследствие образования спирально закрученной раковины характерна для:

А) Двустворчатых

Б) головоногих

В) брюхоногих

3.Хорошо развита нога и имеет широкую ползательную подошву представители:

А) Двустворчатых

Б) головоногих

В) брюхоногих

4.К брюхоногим не относится:

А) виноградная улитка

Б) слизень

В) прудовик

Г) беззубка

5.Ногу сильно сплюснутую с боков и заостренную по свободному краю, образующую подобие киля имеют: 

А) Двустворчатые

Б) головоногие В) брюхоногие

6.К двустворчатым не относится:

А) виноградная улитка

Б) мидия

В) гребешок

Г) беззубка

7.Не похож на моллюска, червеобразной формы

А) тридакта

Б) мидия           В) тередо

Г) перловица

8.К головоногим не относится:

А) осьминог

Б) кальмар

В) тридакта

Г) каракатица

9.Чернильная железа характерна для:

А) Двустворчатых

Б) головоногих

В) брюхоногих

10.  Тело двусторонне - симметричное, с резким разделением на голову и туловище характерно для:

А) Двустворчатых

Б) головоногих

В) брюхоногих

 Ответы:

1а 2в 3в 4г 5а 6а 7в 8в 9б 10б

Обучающиеся выполняют тест, проверяют друг у друга и сверяются с  эталоном. 0-1 ошибки-«5»,  2-3 ошибок-«4 »,  4 ошибки-«3».

Выставляют оценки за тест друг другу.

Комментарий оценок учителем.

2. Составьте  синквейн

Моллюски

  • 2-3 прилагательных
  • 2-3 глагола
  • Крылатая фраза, поговорка, пословицы.
  • Суть


Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Как вы думаете, пригодятся ли Вам  эти  знания в   жизни?

Какую оценку поставили бы вы каждый себе за работу на уроке? Почему?

Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся:

Цель, которую хочет достичь учитель, задавая задание на дом:  

закрепление умений и навыков. Разъяснение учащимся  критериев успешного выполнения домашнего задания: разъяснение выполнения домашнего задания, проверка понимания учащихся содержания работы и способов её выполнения

Дома прочитать с.136-142 ,ответьте на вопросы14,15 с.142

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"...

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.Задачи:Образовательные: •...

Урок биологии в 7 классе по теме "Многообразие Моллюсков"

Данный урок строится на технологии сотрудничества с использованием ИТ...

Многообразие Моллюсков

абота в группах по теме "Многообразие моллюсков , их роль в природе"....

Презентация к уроку биологии 7 класса "Многообразие моллюсков"

Данная презентация предназначена для закрепление знаний по теме "Многообразие Моллюсков". В презентации представлено многообразие представителей  отрядов Моллюсков, которых предлагается...

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»...

Презентация "Многообразие моллюсков"

Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека"...