Конспект интегрированного мероприятия "Мировой океан"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Конспект отркрытого мероприятия по биологии с элементами географии и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meprpriyatiya_mirovoy_okean.docx27.62 КБ
Файл tayny_mirovogo_okeana.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие на тему:  «Мировой океан: исследования, открытия, тайны»

Цель: 

Закрепление  и расширение знаний  о роли Мирового океана на планете, первооткрывателях, исследователях и научных открытиях.  Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Задачи: 

Обучающие: познакомить учащихся с ролью Мирового океана на планете, первыми путешественниками и их открытиями; с особенностями распределения в океане  живых организмов; продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение тайн  природы.

Воспитательные: воспитание интереса к познанию окружающего мира; бережного и ответственного отношения к природным богатствам; здорового образа жизни, экологической культуры.

Понятия: Мировой океан. Исследователи - путешественники. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды (нектон), обитатели морских глубин (бентос).

Предметные результаты: Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Знакомство с первыми путешественниками. Различение  организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне.

Оборудование:  физическая карта полушарий,  ноутбук, электронный материал.

Ход мероприятия

1.  Актуализация знаний.

2. Подведение итогов по докладам.

3. Презентации: география, история, биология.

Биология :  

Слайд 1- 4. Учитель: Итак, ребята, вы  знаете, что Мировой океан нашей планеты образован 4-мя  океанами: Тихим,  Атлантическим, Индийским и Северным Ледовитым.

Сейчас  мы с вами отправимся в небольшое увлекательное путешествие. Но мы будем путешествовать не по поверхности Мирового океана, а представим себе, что мы сели  в батискаф (небольшая лодочка на 2-3 человек, для работ на больших глубинах) и погрузились  в толщу океана.

Учитель: Как вы думаете, что мы с вами увидим при погружении?

 Ответы детей.

Учитель:  Заселён мировой океан  от поверхности до самого дна живыми организмами.  Условия жизни в океане различны, но именно от этих условий зависит разнообразие и богатство животного и растительного мира. Во время путешествия вы узнаете  причины, влияющие на богатство и разнообразие органического мира океана и его тайны.

Весь органический (животный и растительный)  мир делится на три группы:

Слайд 5.  Планктон  (обитатели поверхностных вод) -  это плавающая живая масса, малоподвижных мелких растительных и животных организмов, которые живут в верхней части толщи воды и неспособные  сопротивляться течению. Это  бактерии,  водоросли.

Слайд 6.  Нектон – (греч, - плавающий) -  (обитатели толщи воды), совокупность активно плавающих животных, обитающих в толще воды, способных противостоять течению. К ним относятся кальмары, рыбы, морские змеи и черепахи, пингвины, киты.

Слайд 7.  Бентос -  (в переводе с греческого - глубина) – (обитатели морских глубин),  растения и животные, обитающие на дне (на грунте и в грунте) океанов.  Это водоросли, крабы,  морские звёздыустрицыкамбалымидии,   морской огурец (это иглокожий моллюск, родственник  морских звезд и ежей, он обитает на дне моря, в коралловых рифах)   и многие другие. 

Мы начинаем погружение.

Слайд 8. В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотят  воду, за бортом нашего батискафа  бурлит  жизнь. Мы можем  наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз.  

Слайд 9 – 12. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.

Слайд 13. Погружаясь на глубину  200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно – синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать  стайки морских рыб. Мы опускаемся  все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 метров, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма.

Слайд 14. Но, удивительно, оказывается, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, можно заметить некоторые особенности глубоководных существ: у рыб – хищников - огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски.

Учитель: Ребята,  как вы думаете,  почему глубоководные рыбы светятся?  (Ответы учащихся)

Учитель: Глубоководные рыбы светятся, потому что они живут в условиях постоянной темноты. У некоторых глубоководных рыб есть светящиеся органы, которые называются фотофоры  (орган свечения некоторых морских животных, преимущественно рыб). А хищные рыбы таким образом приманивают добычу.

Слайд 15.  Например, у рыб - удильщиков первый луч колючего спинного плавника сдвинут на голову и превращен в удилище, на конце которого расположена приманка, она-то и служит для привлечения добычи.

Но ведь и добыча хищников должна как-то защищаться и сбивать с толку своих преследователей, поэтому рыбки, которыми питаются хищники, тоже светятся, и в результате хищники теряются в большом количестве  вспышек.
Учитель:  у многих рыб, обитающих на глубине океана, плохо развиты глаза  (как вы думаете - почему?)

Мы опустились на самое дно. Много мы встретили  обитателей океана? (ответы учащихся)

Слайд 16.  Мы снова поднимаемся на поверхность океана, и попадаем в устье  крупной реки (место впадения реки в океан).

Слайд 17-18.  И тут мы обнаружили, что количество рыб и других обитателей океана увеличилось. Все дело в том, что  реки выносят большое количество питательных веществ, и это способствует  увеличению животного  и растительного мира океана.

 Мы благополучно вернулись назад

 Итог: Итак, мы с вами приняли участие в путешествии. Что нового сегодня вы узнали?  Что еще хотелось бы тебе узнать? (ответы учащихся)

Учитель: Ребята,  мы с вами не должны забывать о том, что каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
За последние годы  проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер!  Безнравственное отношение к природным богатствам, неправильное их использование,  привели к природных катастрофам.
Загрязнение  человеком окружающей среды, отравление воды, воздуха, земли,  может серьезно влиять на здоровье  человека.
Одной из наиболее серьёзных  проблем нашего времени  является:
Загрязнение мирового океана.

Сейчас я расскажу вам небольшую сказку, а вы постарайтесь сказать, о каких экологических проблемах идёт речь в этой сказке.

Сказка о Золотой рыбке. 

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод и вытащил…

Пришёл невод с тиной морскою, а также с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину.

В третий раз закинул невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:

– Не отпускай меня, старче, в синее море, лучше кинь в аквариум в чистую воду – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.

Грустная сказка, да и быль не радостнее, потому что превращаются голубые просторы в грязную свалку. Погибают рыбы, водоросли, рачки. Поэтому эти проблемы решать уже нам людям.

Викторина. Итог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны мирового океана

Слайд 5

Планктон

Слайд 6

Обитатели толщи воды

Слайд 7

Обитатели морских глубин

Слайд 20

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"

конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"...

Конспект урока "Тихий океан" 7 класс

Конспект открытого урока в 7 классе по теме "Тихий океан"...

конспект урока "Тихий океан"

технологическая карта урока...

Конспект урока «Мировой океан и его части»

Тема урока  «Мировой океан и его части»Задачи урока:  Рассмотреть географические особенности Мирового океана; Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его со...

Конспект урока: "Мировой океан и его части"

Конспект урока: "Мировой океан и его части"...