Конспект урока "Тихий океан" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Конспект открытого урока в 7 классе по теме "Тихий океан"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_okean.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии на тему «Тихий океан», 7 класс
Цель: познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы океана , историей исследования, хозяйственной деятельностью человека в океане.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учеников с историей исследования Тихого океана, с наиболее значительными экспедициями и знаменитыми путешественниками и исследователями.
Сформировать у обучающихся представление об особенностях рельефа, климата и вод Тихого океана
Развивающая: Продолжить формирование умения составлять характеристику географического объекта, на примере характеристики Тихого океана.
Продолжить формирование умений работать с картой, контурной картой (составление лоции Тихого океана).
Продолжить формирование умений делать выводы.
Развитие творческого мышления (синквейн).
Воспитательная: воспитание чувства ответственности, уважительного отношения друг к другу, умения слушать и слышать, осуществлять самоконтроль, повышение интереса к предмету.
Оборудование: карта океанов, «Лоция» океана, атласы, дидактический материал
Межпредметные связи: музыка, литература, биология, информатика
Тип урока: изучение новой темы
Формы: индивидуальная, работа в парах, групповая
Методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический, картографический
Технологии: критического мышления, коллективного способа обучения, ИКТ.
Ход урока.
- Организационный этап
Приветствие
Проверка отсутствующих в классе
Проверка готовности к уроку
Организация внимания
- Стадия вызова
Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать географический объект, а какой, попробуйте определить сами
- Этот географический объект такой большой по площади, что может уместить на себе всю сушу, да еще место останется.
- Именно здесь можно наблюдать самые большие разрушительные волны- цунами
- Этому объекту дал название Ф. Магеллан
- Этот географический объект соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
- Только в этом географическом объекте можно увидеть Большой Барьерный риф, построенный мелкими животными, причем он такой огромный, что его можно увидеть даже с Луны.
Многие из вас, наверное, догадались, о каком географическом объекте идет речь. Тихий океан. Записываем тему урока в тетрадь.
Тема урока определена, но есть проблема «Как изучить Тихий океан? Что можно исследовать?»
Прием «Ассоциативный куст» (на доске)
Географическое положение Рельеф дна
Тихий океан
Органический мир Климат
Так чем же мы будем заниматься на уроке?
Вот и сформулировали цель урока – изучить особенности природы Тихого океана
- Стадия реализации смысла (осмысление содержания)
Работа по группам (4 группы)
Распределение ролей в группе:
Обратите внимание, что у вас на столе, на желтом листе написаны роли, в течение 30 секунд распределить их между собой.
Докладчик: Выступает от имени группы, Презентует результат вашей совместной работы.
Координатор: обеспечивает равное участие членов группы, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.
Секретарь: записывает высказанные идеи и принятые решения.
SOS – директор: просит о помощи у учителя.
Бодрила: воодушевляет членов группы, подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия
Объяснение задачи: (написаны на листочке для каждой группы)
Итак, задача каждой группы заключается в следующем:
1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки.
2. Совместно с группой пробуют на ватмане с помощью маркеров составить свой кластер или план.
3. Презентовать результат своей работы.
Время работы ограничено – 10 минут. Координатор обязательно следит за временем.
Есть вопросы?
Приступайте к работе
Тексты для группы:
1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»
Тихий океан не омывает берега Европы, в которой мы живем. Тем не менее, именно европейцы дали ему такое название. Это случилось в 1520 году во время первого кругосветного плавания, возглавляемого португальцем Фернаном Магелланом. Обогнув первым из европейцев Южную Америку, он преодолел огромные водные пространства и в скором времени убедился, что это — неизвестный новый океан. Поскольку погода во время плавания сопутствовала путешественникам, Магеллан назвал океан Тихим.
В 1513 году испанский завоеватель Васко Нуньес де Бальбоа, двигаясь на запад, первым из европейцев пересек Америку и достиг берегов неизвестных водных просторов. Поскольку они лежали южнее от места наблюдения, то получили название Южное море. И только спустя семь лет, благодаря португальцу Ф. Магеллану, который первым пересек это «море», появилось современное название
Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1768-1771 годах открыл в Тихом океане много островов, в том числе Гавайские, и Большой Барьерный риф. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головнина, Ю. Ф. Лисянского. В конце 1880 годов воды Тихого океана изучал наш соотечественник адмирал и ученый С. О. Макаров. За свою работу он был удостоен премии Российской Академии наук и золотой медали Географического общества. Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.
2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»
Дно Тихого океана отличается сложным строением, тектонической активностью, пересеченным рельефом и преимущественно неширокой шельфовой зоной.
Шельф наиболее развит в морях, примыкающих к Азиатско-Австралийскому побережью. Лишь в Беринговом море значительная часть обширного (шириной до 800 км) шельфа приурочена к берегу Северной Америки. В морях Желтом, Восточно-Китайском и других шельф занимает большие площади и расчленен сложной сетью затопленных речных долин. Шельф Северной и Южной Америки занимает малую площадь.
Материковый склон довольно разнообразен. В Беринговом море он имеет ширину 100-120 км, большой Австралийский риф почти отвесной стеной переходит в материковый склон. Для материкового склона Северной Америки характерны большая (до 6000-7000 м) глубина опускания, изрезанность многочисленными подводными каньонами.
Ложе занимает более 65% площади дна океана. Для него характерен сложный расчлененный, волнистый рельеф.
Средино-океанические хребты (СОХ) расположены в восточной части океана и образуют единую структуру, в которую входят Восточно-Тихоокеанское и Южно-Тихоокеанское поднятия и их боковые ветви - Галапагосская и Чилийская. Отличительная черта тихоокеанской системы СОХ - их большая ширина (до 1000 км и более). Наибольшая высота СОХ - 1-2,5 км.
Крупные горные цепи не срединного характера распространены в западной части океана, часто выступающие над водой "в виде островов (Гавайские, Самоа и др.). Высота Гавайских островов над ложем океана 10 500 м.
В Тихом океане открыто 29 желобов. Самые глубокие из них - Марианский, Тонга, Филиппинский, Идзу-Бонинский, Курило-Камчатский, Кермадекский, Санта-Крус.
3 группа: Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»
Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводны- ми хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.
Тихий океан — самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной — развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы — тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.
Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах
4 группа; Составляет сложный план по теме «Виды хозяйственной деятельности в океане.»
- Насколько различны природные условия Тихого океана, настолько богаты и разнообразны его ресурсы:
- Использование морской воды: применение морской воды для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов. В связи с этим в одной только Японии промышленное потребление морской воды выросло с 13% до 31% (с 1970 по 1985 г.) и продолжает расти.
- Морская вода стала находить применение и в сельском хозяйстве.
- Морскую воду опресняют. Самая большая опреснительная установка стоит в Калифорнии, есть небольшие по мощности установки в латиноамериканских странах, проектируется построить опреснительную установку и в Японии.
- Из морской воды добывают поваренную соль. Таким образом соль получают в заливе Сан-Франциско, в Центральной и Южной Америке, морская вода служит основным источником получения поваренной соли в Перу и Чили. В Азии почти во всех прибрежных странах
из морской воды получают поваренную соль. В Японии 50% соли получают таким способом. - Из морской воды Япония и Китай получают калийные удобрения.
Кроме того, в США, Японии получают магний, бром, йод, уран. - В Китае, Японии, России стоят энергетические станции, использующие энергию приливов и отливов.
- В Тихом океане добывается около 50 млн. т. водных животных и растений в год. Это примерно 60% улова в Мировом океане. Основной промысловый район океана - его северо-западная часть, которая дает около половины улова. Здесь добываются различные виды рыбы (минтай, иваси, треска, морской окунь, ценные лососевые, тихоокеанская сельдь и др.), моллюски (мидии, трепанги, кальмары), ракообразные (крабы, креветки), морские млекопитающие (тюлени, котики), различные водоросли. Промысел в этом районе ведут Япония, Россия, Китай, КНДР, Республика Корея и другие страны. Юго-восточная часть океана - уникальный район мирового промысла, в основном здесь вылавливается перуанский анчоус. Кроме него промысловыми видами являются скумбрия, сардинелла, тунец, ставрида, кальмары. Этот промысловый район второй по значимости в Тихом океане.
Центрально-западная часть Тихого океана характеризуется очень большим видовым разнообразием промысловых животных и растений. В нем вылавливаются в основном мелкие тунцы, марлины, скумбрия, кальмары.
Южная часть океана начала осваиваться сравнительно недавно. Здесь добывается в основном рачок-криль и некоторые виды антарктический рыб. Многие страны не только вылавливают морские организмы, но и сами их выращивают. Так, Япония производит лососевых, тунец, кижуч, водоросли, креветки и т. д.
- В разных районах океана добывают полезные ископаемые: на восточном побережье Австралии сосредоточены запасы рутила, циркона; на побережье Юго-Восточной Азии распространены запасы оловянной руды, Япония ведет разработку месторождений магния и титана, США - золота и платины в заливе Аляска. Фосфориты добываются воль берегов Японии, Филиппин, Австралии, Новой Зеландии, Мексики, Перу. В недрах Тихого океана залегают нефть, газ и каменный уголь. Сейчас разработки этих полезных ископаемых ведутся или намечаются в США (Калифорния), Эквадоре, России (Охотское море), вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии. Уголь добывается Австралией, Китаем, Японией.
Презентация каждой группой своей работ
- Стадия осмысления и рефлексии
Верю – не верю.
- Тихий океан соответствует своему названию
- Расположен в четырех полушариях
- Связан со всеми океанами
- Первооткрыватель Магеллан
- Молодой океан.
- Самая глубокая точка 10 911 м
- Новая Гвинея – второй по величине остров
- Самый Теплый и соленый океан
- Моаи – древняя письменность
- Кохау ронго-ронго – каменные исполины
- Фауна до конца не изучена
Рефлексия.
Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах. Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ
1. Понравилось ли работать в группах?
Да Нет Не знаю
2. Понравилась ли тебе твоя роль в группе?
Да Нет Не знаю (и да, и нет)
3. Насколько ваша группа справилась с заданием?
Полностью.
Частично не выполнила.
Не справилась с заданием.
4. Оцени свою активность в работе группы.
Был активен (старался везде поучаствовать).
Был активен большую часть времени.
Не очень активен.
Пассивен.
Домашнее задание
Дома напишите письмо своему другу, поделитесь впечатлениями об увиденном. Составьте картосхему нашего путешествия.
Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса
Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...
Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы
Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс
Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"
quot;Деление чисел с одинаковыми и разными знаками"...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. "Обобщение по темам деление и умножение"
quot;Обобщение по темам деление и умножение"...