Конспект урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Темираева Сима Георгиевна

Тема урока  «Мировой океан и его части»

Задачи урока: 
Рассмотреть географические особенности Мирового океана;
Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями;
Раскрыть особенности природы океанов Земли;
Сформировать представление о единстве Мирового океана;
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель географии

МКОУ СОШ №1 им. А.Н. Кибизова

Темираева Сима Георгиевна

Тема урока  «Мировой океан и его части»

Тип урока  изучение нового материала и дальнейшее первичное закрепление 

Задачи урока:

  •  Рассмотреть географические особенности Мирового океана;
  •  Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его составными частями;
  •  Раскрыть особенности природы океанов Земли;
  •  Сформировать представление о единстве Мирового океана;
  •  Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.


Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережение, информационно-коммуникационные технологии,  технологии сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению;
  • Метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого, в ходе ведения географии объективно вырабатывать общее решение;
  • Предметные: знать определения понятий: «гидросфера», «Мировой океан», «части мирового океана», географическую номенклатуру, виды движения воды в океане; понимать роль Мирового океана в жизни человека; уметь определять географическое положение объектов.

Формирование универсальных учебных действий:

  •  Личностные: оценивание содержания, овладение основными навыками поиска;
  •  Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать;
  •  Регулятивные: умение организовать свою деятельность, определить её цели и задачи; умение вести анализ и отбор информации, её преобразование;
  •  Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и ведение совместной деятельности с учителем и другими учениками.

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, презентация, атласы, контурные карты, учебники

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки; вовлечение учащихся в урок

Входит в класс, приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте ребята!!!

- Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к работе, наличие необходимых учебных материалов и инструментов; настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Постановка учебной цели (создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность)

Учитель задаёт вопросы учащимся.

Вопросы учителя:

- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний).

Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)

Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали об океанах)

Почему некоторые народы называют морскими?  (жили по берегам морей и океанов)

Приведите примеры морских народов?  (финикийцы, викинги)

Какие океаны были известны морским народам?  (Атлантический и Индийский)

В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)

Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)

Вспомните, что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)                                                                        

 Что является основной частью гидросферы? (Мировой океан)


Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

Диалог с учителем.

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, слушают одноклассников, контролируют правильность ответа 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий


Цель:
Поиск информации (создать проблемную ситуация, активизировать имеющиеся знания). Развивать умения и применять новые знания

Физкультминутка, разминка

Диалог с учащимися, демонстрация презентации к уроку.

Речь учителя:

- Давайте, определим тему нашего урока. Для этого посмотрите на экран  (слайд 2)  

                                                                                                             - Скажите, что вы видите на этих изображениях? (Море, океан)


-Итак, тема нашего урока
« Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд 3)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 4)  

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? (далее идут ответы учеников)

                                                                                                      Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Вы узнаете:  (слайд 5)

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.

2. Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга??

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.

5. Почему вода в океане солёная.

И сможете ответить на главный вопрос:                                    

Имеет ли границы Мировой океан?


-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? (воды)

Обратите внимание на диаграмму (слайд 6).

Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров,  ¾ планеты - это вода - 361 млн. км.2                   

- Посчитайте, сколько же приходится на сушу?                                  (149 млн. км. 2)                                                              

-Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)


-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?  (моря, заливы, проливы).

-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся….(океан, слайд 7)

-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.


-Современное понятие
“Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.

-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.

-Сколько океанов на планете? (4, 5)


-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.

Далее ученики знакомятся с океанами по тексту параграфа. 

-Молодцы! Все с заданием  справились.

Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.

– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? (Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски)


-Итак, ребята, сколько всего океанов? (4)

 Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный? (дети отвечают)

- А мы продолжаем путешествие. А чтобы понять, куда мы поплывём дальше, отгадайте следующую загадку:

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся, 
Потому что не вкусна-
И горька и солона          (Море)(слайд 8)

-Ребята, объясните что значит: День и ночь о берег бьётся (Волны)


А что является причиной волн? (ветер).


А почему вода не пьётся? (солёная)

Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.

 -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана, отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.

-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м)

- Отметьте, пожалуйста, эти моря в контурных картах.

-Ребята, какие ещё вы моря знаете, обозначьте их на карте.      

                                                                           

 Встаньте пожалуйста (разминка)

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.   

-Наше путешествие продолжается.  Куда же мы движемся дальше? Для этого вновь загадка.

Он ведёт из моря в море
Не широк - всего верста
И в нём как в школьном коридоре,
И шум, и звон и теснота. (пролив)(слайд 9)

- Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.  

Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.


- Найдите, пожалуйста, на карте в атласе проливы.  Нанесите на контурную карту.


-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.

Он у моря - как язык
Он берега лизать привык,
И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд 10)

Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.

Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.


Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив - Бенгальский.                                                                                                                                      А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).

Смотрят на экран, обсуждают представленную информацию.
Записывают определения в тетрадь.

Работают с информацией, представленной учителем.

Отвечают на вопросы.

Работают с картой атласа.

Работают с информацией из текста учебника, а также с дополнительной информацией.
Работают с контурными картами.

Формулируют собственное  мнение и аргументируют его.

Отгадывают загадки.

Показывают объекты на карте.

Участвуют в разминке.


Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений; работа с текстом, умение формировать свою точку зрения; умение работать в коллективе).

4. Этап информирования о домашнем задании

Параграф 19, составить кроссворд по теме «Мировой океан и его части»

Записывают домашнее задание

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Цифровой диктант,  «на слух» - ответить на вопрос письменно (да-1, нет-0)

2-й по величине океан – Индийский?

Тихий океан – самый неспокойный и грозный?

Самый маленький океан – Южный?

Марианский желоб расположен в Тихом океане?

Саргассово море  - это море без берегов?

Самый солёный - Тихий океан?

Узкое водное пространство, ограниченное берегами островов, материков   - это залив?

Самый широкий в мире пролив – Дрейка?

Реки в океане - это течения?

Причина образования волн – ветер?

Обменялись тетрадями и проверили друг друга.  0101100111

Воспринимают информацию,
сообщаемую учителем.
Выполняют задания
письменно в тетради.
Осуществляют  взаимопроверку

Принцип деятельности. УУД:

Личностные: формирование мотивации для выполнения заданий

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

Урок заканчивается. Учитель предлагает оценить своё эмоциональное состояние, оценить свою работу на уроке, обстановку на уроке, оценить взаимодействие между учащимися и учителем.

сегодня я узнал…

 было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Принцип психологической комфортности.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс

  В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...

урок "Мировой Океан и его части"

Используется для изучения нового материала. Увлекательное путешествие с командой "Кусто"  в игровой форме....

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Технологическая картаурока географии Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и перви...

Открытый урок "Мировой океан и его части".

Рассмотрение новой темы по миовому океану....

Конспект урока: "Мировой океан и его части"

Конспект урока: "Мировой океан и его части"...

Конспект урока : Мировой океан и его части»

Тема : Мировой океан и его части»Цель  урока: Изучение Мирового океана и его частей Задачи урока:1. Обучающие: Сформировать знания учащихся о частях мирового океана: океанах,...