Рабочая программа по биологии в 7 классе (Пасечник)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии в 7 классе (Пасечник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_7_klass_2016-2017.docx | 62.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 348
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Протокол от «___»_______2016 г №_____ | «УТВЕРЖДЕНА» Приказ от «____» _________2016 г №_____ Директор ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга _________________В.Н. Васильева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______________биологии________________________
(предмет, курс)
класс _________________7_________________________
срок реализации программы__________1 год____________
учитель __Тихонов В.А., ---____________
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 7 класс
Цели изучения
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
домашними животными.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются формирование:
метапредметных компетенций, в том числе
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
предметных и специальных знаний:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
• Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
• Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
• Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
• Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
• Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
• Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
• Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
• Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
• Оказания первой помощи при укусах животных
• Соблюдения правил поведения в окружающей среде
• Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 на 2016-2017 учебный год;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
- Программа авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.),
Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Учебный предмет «Биология» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7- ого класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и примерной учебной программе по биологии для общеобразовательных школ (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ),
Таким образом, преподавание биологии в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена без внесения изменений.
Используемые учебники:
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2016 года). При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 7 классе составит 35 часов.
Используемые технологии:
- Технология критического мышления
- Технология развивающего обучения
- Проектная и исследовательская деятельность
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
Формы контроля:
- проверочная работа;
- тест;
- фронтальный опрос;
- зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Содержание рабочей программы
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (34 часов)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа: Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)
Покровы тела.
Лабораторная работа: Изучение особенностей различных покровов тела
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Закономерности размещения животных на Земле (3часа)
Ареал. Зоогеографические области. Миграции.
6. Биоценозы (4 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Тематический план 7 класс
Тема | Кол-во часов | Формы контроля, лабораторные и практические, экскурсии |
Введение. Общие сведения о животном мире | 1 | Пров. работа № 1 «Общие сведения о животных. Тип Простейшие» |
Тема 1. Многообразие животных | 43 | Проверочная работа № 2 «Типы червей» Проверочная работа № 3 «Тип Членистоногие» Зачет №1 «Одноклеточные и Многоклеточные животные (беспозвоночные)» Проверочная работа № 4 «Рыбы. Земноводные» Зачет № 2 «Многокл. животные. Позвоночные: рыбы, земноводные, рептилии, птицы» Зачет № 3 «Строение и многообразие живых организмов» Л.Р. № 1 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания». Л.Р. № 2 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». Л.Р. № 3 «Изучение внешнего строения млекопитающих». |
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 10 | Зачет №4 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» Л.Р. № 4 «Выявление особенностей строения покровов тела в связи с образом жизни». Л.Р. № 5 «Скелет позвоночных. Выявление особенностей строения скелета в связи с образом жизни» |
Тема 3. Индивидуальное развитие животных | 4 | |
Тема 4. Историческое развитие животного мира на Земле | 3 | Проверочная работа № 5 «Индивидуальное и историческое развитие животных/животного мира». |
Тема 5. Закономерности размещения животных на Земле | 1 | |
Тема 6. Биоценозы | 3 | |
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 2 | |
Итоговое тестирование за курс 7 класса/ | 1 | Тестирование |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
7 класс(68 ч, 2 ч в неделю)
№ уро-ка, дата | Тема | Основные элементы содержание урока | Планируемые результаты обучения |
1 | История развития зоологии | Зоология - наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Черты сходства и различия животных и растений. Систематика животных. Значение животных | Давать определения терминам Называть: предмет изучения зоологии; методы, систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии Называть области применения зоологических знаний Отличать животных от растений Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в пр. деятельности человека |
2 | Современная зоология | Современная зоология -система наук о животных: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология. | Давать определения терминам Называть: предмет изучения зоологии; методы, систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии Называть области применения зоологических знаний Отличать животных от растений Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в пр. деятельности человека |
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | Простейшие -одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Корненожки. Особенности строения и многообразие. Органоиды движения -ложноножки, жгутики, реснички. *Циста | Выявлять черты организации простейших Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать класс Корненожки |
4 | Жгутико-носцы, Инфузории | Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие - возбудители заболеваний человека. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности |
5 | Тип Губки | Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека. | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок |
6 | Тип Кишечно-полостные | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок (эктодерма, энтодерма). Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. *Регенерация. * Чередование поколений. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу |
7 | Тип Плоские черви | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) Плоские черви -возбудители заболеваний человека и животных | Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека |
8 | Тип Круглые черви | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. |
9 | Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей |
10 | Классы Олигохеты и Пиявки | Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать по рисункам червей Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. |
11 | Тип Моллюски | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. |
12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двуствор-чатые, Головоногие | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви |
13 | Тип Иглокожие | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. |
14 | Тип Членисто-ногие. Класс Ракообразные | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварит., дыхат., кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Образ жизни и особенности строения паукообразных: органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания |
15 | Класс Насекомые. | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа.Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий,колюще- сосущий,фильтрующий, сосущий | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. |
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника |
17 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника |
18 | Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | Названия отрядов насекомых .Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника |
19 | Отряд Перепон-чатокрылые | Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника |
20 | Роль насекомых в природе и жизни человека (КОУ) | ||
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость, замкнутая кров. Система. Местообитание и внешнее строение. Роль в природе и жизни человека. | Распознавать животных типа Хордовые Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. |
22 | Класс Рыбы. | Позвоночные Классификация Многообразие классов: круглоротые, хрящевые, костные Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде. Водная среда обитания и образ жизни. Признаки подтипа позвоночные (скелет головы, позвоночник, Совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания) Представители черепных хордовых, класса круглоротые: минога и миксина | Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные. Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме) Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Выделять характерные особенности строения позвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения |
23 | Подкласс Хрящевые рыбы | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека |
24 | Подкласс Костные рыбы | Многообразие костных рыб. Морские рыбы. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. | |
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся - более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека пресмыкающихся |
27 | Отряды пресмыкающихся. Черепахи и Крокодилы | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся - более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека пресмыкающихся |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нанду-образные, Казуаро-образные, Гусеобразные | Признаки отрядов нелетающих птиц. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. Признаки гусе-ных: длинная шея, короткие ноги, с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв. Знач-е в природе и в жизни человека. Охрана птиц. | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. необходимость защиты |
30 | Отряды птиц: Хищные птицы | Признаки отряда хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей отрядов. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями хищных. |
31 | Отряды птиц: Куриные | Признаки отряда: мощный, короткий клюв, широкие крылья, мощные ноги с острыми когтями. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей отрядов. |
32 | Отряды птиц: Воробьино-образные, Голенастые | Признаки отр. воробьинообразные Особенности биологии и экологии. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей отрядов. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями хищных, воробьинообразных, куриных. Объяснять роль в природе и жизни человека |
33 | Значение птиц в природе и жизни человека | ||
34 | Класс Млеко-питающие. Подклассы Однопроход-ные, Сумчатые | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих Первозвери. Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Представители, обитающие на территории своей области. Редкие виды и их охрана | Приводить примеры, распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. |
35 | Подкласс Плацентар-ные. Отряды: Насекомо-ядные, Рукокрылые | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Представители, обитающие на территории своей области. Редкие виды и их охрана | Приводить примеры, распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. |
36 | Отряды млеко-питающих: Грызуны, Зайцеобраз-ные | Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана. | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими |
37 | Отряды млеко-питающих: Китообраз-ные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими |
38 | Отряды млеко-питающих: Хоботные, Хищные | Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими |
39 | Отряды млеко-питающих: Парноко-пытные, Непарно-копытные | Признаки отрядов. Отдельные представители. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Приводить примеры, распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. |
40 | Отряд Приматы | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими |
41 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Хордовые» | Описывать строение биологического объекта, значение в природе и для человека. Приводить примеры представителей разных кл. и отр. Рыб, Земноводных, Пресмыкающихся и птиц, обитающих в данной местности. Узнавать их по рисункам. Описывать их строение и значение. Доказывать принадлежность к тем или иным классам и отрядам, выделять хар. особенности Объяснять особенности приспособлений к жизни в воде, на суше и в почве; происхождение земноводных от рыб, птиц от пресмыкающихся; особенности адаптации птиц к полету и адаптации их к наземному нелетающему образу жизни. Определять тип птенцов. Выделять причинно-след. зависимость между способом передвижения и особенностями строения. Анализировать табл и рис учебника. | |
42 | Покровы тела. | Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих. | Называть функции покровов тела. строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания |
43 | Опорно-двигательная система | Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей | Перечислять основные функции опорно-двигательной системы Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания.Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков |
44 | Способы передвижения животных | Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения |
45 | Органы дыхания и газообмен | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. | Называть пути поступления кислорода в организм животных и основные функции органов дыхания. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания |
46 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих. | Называть функции органов пищеварения. |
47 | Кровеносная система. Кровь | Транспорт веществ. Приспособления к условиям жизни. | Называть функции кровеносной системы. |
48 | Органы выделения | Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих. | Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания |
49 | Нервная система, Рефлекс. Инстинкт | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих. | Называть функции нервной системы Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и органы чувств, поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы и органов чувств Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. |
50 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции. | Давать определения терминам Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных - гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением. Описывать строение органов размножения, механизмы бесполого размножения животных |
51 | Продление рода. Органы размножения | Размножение - свойство живых организмов. Значение органов размножения Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения | |
52 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем» | ||
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение | Оплодотворение Типы размножения: бесполое и половое Механизмы бесполого размножения и полового размножения Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих | Отличать бесполое и половое размножение Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков |
54 | Развитие животных с превращением и без превращения | Типы развития. Стадии развития с превращением. Стадии развития без превращения. | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. |
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость. | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. |
56 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Индивидуально развитие» | ||
57 | Доказательства эволюции животных | Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных сравнительно- анатомические доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных | Давать определения терминам Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков |
58 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции | Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора Описывать процесс видообразования Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. |
59 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции | Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора Описывать процесс видообразования Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. |
60 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | Ареал Эндемики Виды-космополиты Причины, определяющие границы ареала Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль. | Давать определения терминам Приводить примеры животных с различными ареалами |
61 | Естественные и искусственные биоценозы | Биоценоз Агробиоценоз Естественные и искусственные Биоценозы Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты | Давать определения терминам Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие продуцентов |
62 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах. | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Объяснять влияние среды обитания на животных. |
63 | Цепи питания. Поток энергии | Цепь питание. Примеры цепей питания. | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. |
64 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза Давать определение понятию пищевые связи |
65 | Контрольно-обобщающий урок по темам «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» | ||
66 | Влияние деятельности человека на животный мир Одомашнивание животных | Положительное и отрицательное Воздействие Домашние животные. Промыслы Одомашнивание Селекция Причины и факторы одомашнивания | Давать определения терминам Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. |
67 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга Охрана и рациональное использование животного мира | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование. | Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. |
68 | Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания |
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
- ФГОС основного общего образования
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013
Электронные учебные издания
Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.)
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
Биология .ру http://www.biology.ru/
Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа биология 5 класс. Пасечник
рабочая программа по биологии 5 класс 34 часа. Линия Пасечника...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...