“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”
статья на тему

Cильченко Алена Александровна

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

Статья выполнена  преподавателем ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж»:  Сильченко А.А.

«Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». В.В. Путин.

Нынешняя ситуация в России побуждает нашу страну к модернизации всех сфер человеческой жизни. В своей работе я затрону тему модернизации образовательной деятельности  в условиях реализации ФГОС СПО.

Необходимо отметить, что потребность современной экономики и производства в специалистах среднего звена, дает толчок к модернизации всей системы профессионального образования. В связи с этим, основной упор делается на качество образования.

Непременным условием повышения качества образования, адекватного запросам современного общества и социально-экономическим потребностям страны, являются демократизация и гуманизация образования.

Значимым компонентом профессиональной компетентности являются важные для всех граждан основные компетенции - набор базовых знаний и умений, а также личностных качеств индивида, необходимых для продуктивной деятельности. Сформированность основных компетенций рассматривается,  как основополагающий фактор развития будущего квалифицированного специалиста, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения.
Основная функция образования - удовлетворение образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества, производства, государства. Изменения потребностей человека, государства, производства  тесно связаны с изменениями в образовательной системе. Какие же изменения претерпела образовательная деятельность в системе СПО? В системе современного профессионального образования выделяют следующие направления: гуманизация образования, демократизация образования, опережающее образование, непрерывное образование, а в основе всех этих направлений стоит компетентностный подход. Значимым компонентом профессиональной компетентности  является компетенции (набор базовых знаний и умений, а также личностных качеств обучающихся, необходимых для продуктивной деятельности)

Я считаю, что формирование основных компетенций обучающихся должно занимать значительное место в образовательном процессе, поэтому, наряду с традиционными методами обучения, необходимо применять инновационные методы: например, внедрение проектно-ориентированных форм обучения, проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия.

Важно отметить изменение роли педагога  в компетентностном подходе: педагог  выступает в роли воспитателя, исследователя, мотиватора, тьютора, руководителя проектов, причем современный преподаватель должен быть знаком с современными педагогическими технологиями обучения.

Как правило, педагогическая технология рассматривается, как системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов. Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь своим педагогическим опытом, требованиями ФГОС СПО. Важно помнить, что ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческого качества обучающихся, требует перестройки качества усвоенных знаний, т.е. отход от традиционной пятибалльной системы и внедрение бально-рейтинговой сиситемы. В самом деле, если  работодатель заключает договор с учреждением  СПО, на подготовку высококвалифицированных кадров, то с помощью использования в СПО   современных методов обучения, например, исследовательской деятельности учащихся, рейтинга студентов, работодателю будет легче, оценить будущих кадров и сделать свой выбор.

Необходимо отметить, что в системе СПО немаловажную роль  играют потребности работодателя, которые связанны, как правило, с профессиональными требованиями подготовки выпускников, с их умением применять полученные знания в будущей профессии. Но здесь видны проблемы, связанные с несоответствием рынка труда, так как система образования выступает в роли заказчика  и исполнителя. Я считаю, что в наметившихся тенденциях изменения рынка труда, государство, учреждения профессионального образования и работодатель должны быть тесно взаимосвязаны. Иными словами, система сам себе даю= сам себе заказываю, должна сойти на нет. Государство должно выдвигать определенные требования к профессиональному образованию, в соответствии с условиями  развития нынешней экономики, когда востребованы определенные профессии (например, инженерной направленности), а  система СПО должна подготовить высококвалифицированных кадров, которые будут готовы работать в данной отрасли  и продвигать экономику страны на высший уровень.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо серьёзно ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить. Принципиально важно, чтобы в разработке профстандартов принимали участие и работодатели, которые также  должны помогать с подготовкой кадров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛИЦЕЙСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Я, как и другие педагоги, столкнулась с проблемой мотивации к обучению. Как показывает практика, сегодня востребованными для поступления в ВУЗы  являются такие предметы как математика, русский яз...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

«Повышение эффективности и качества обучения на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС»

Выступление на заседании РМО учителей географии   и на ШМО учителей естественно географического цикла...

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...

Особенности профессиональной деятельности современного учителя в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта

Профессиональная деятльность учителя в условиях реализации ФГОС. Использование информационных технологий  в учебном процессе....