Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
статья по обществознанию
В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и обществознания, а также механизм реализации этих компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetentsiy_statya.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
Автор: Кошеленко И.П.
БУ «Югорский политехнический колледж»
Модернизация среднего профессионального образования опирается на один из главных критериев оценки ресурсных составляющих человеческого потенциала – компетентность.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в том, что студенты овладевают определенным набором способов деятельности. Компетенция в образовании – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности.
Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций позволят повысить конкурентноспособность выпускника СПО на рынке труда. Поэтому новое поколение стандартов разрабатывается на модульно – компетентностной основе, при этом ключевым принципом выступает ориентация на цели, имеющие большое значение для сферы труда.
Цель гуманитарной подготовки студентов учреждений СПО – сформировать личность с высоким уровнем общей культуры и профессионализма, свободно ориентирующуюся в системе современного знания о природе, обществе, человеке, способную к выбору стратегии последующего непрерывного образования и образа жизни в соответствии с нормами морали, гражданского долга и ответственности.
В процессе разработки модели формирования ключевых профессиональных компетенций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования определены следующие основные аспекты разработки модели:
- актуализация гуманитарного образования в контексте глобализации образования
- необходимость компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов среднего звена в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.
- интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки
Развитие студента как компетентной личности происходит путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учебная деятельность, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
История, обществознание, право как общественные науки обладают широким спектром возможностей для формирования общих компетенций.
В процессе преподавания истории и обществознания предполагается освоение следующих компетенций:
Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний
Познавательные компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Коммуникативные компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания
Рефлексивные компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности
Научить студента быть деятельным возможно, исходя из шести компонентов: цель, мотив, средства, действия, результат, оценка.
Свою задачу в формировании общих компетенций вижу в следующем: на занятиях по общественным дисциплинам подготовить студентов к восприятию материала по специальным дисциплинам.
На уроке применяю методы и приемы, обеспечивающие компетентностный подход в обучении:
- развитие мыслительной активности (создание проблемной ситуации и интеллектуального затруднения, конкретизация теоретического материала)
- развитие умений и навыков в общеучебной и будущей деятельности (формирование аналитического мышления путем анализа статистических данных таблиц, карт, документов, схем, диаграмм; использование типовых планов характеристик; обучение не только методам комплексного использования картографического материала, но и методам его обработки и анализа; формирование умения делать выводы и осуществлять простейшее прогнозирование.)
- формирование готовности студента к самооценке, саморазвитию, самоконтролю (используем такие приемы, как выполнение тестовых заданий; взаимоконтроль в парах при выполнении заданий на знание понятийного аппарата; работа по оценочным листам для само- и взаимоконтроля; работа с использованием различных образцов – ответов, выполнения практических заданий, анализа таблиц и др.)
Формирование готовности к взаимодействию и сотрудничеству (использование различных приемов организации работы в парах; группах, включение элементов игр); обучение под руководством консультанта рецензированию, оппонированию
Таким образом, компетентностный подход к обучению в системе профессионального образования позволяет решить одну из основных задач СПО – повышение качества подготовки будущих специалистов.
Использованная литература:
1. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - Педагогика, 2003, №10.2. Якушин Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока.// Народное образование. – 2012. – № 2.
2. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. - Научные исследования в образовании, 2008, № 1.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., Национальный фонд подготовки кадров, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла
Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля...
Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.
Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании...
Рабочая программа по дисциплине "Химия" для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля с получением среднего общего образования
Данная рабочая программа разработана на основе прмерной программы по дисциплине "Химия", рекомендованной и утверждённой Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развити...
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....
Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов
Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....
компетентностно – ориентированный подход как методологическая основа при проектировании метапредметных занятий в среднем профессиональном образовании
Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования на современном этапе. Автором также описаны особенности проектирования метапредметно...
Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
Статья подготовлена для участия в Открытой региональной научно-практической конференции "Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты".Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева...