Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произвольность психических процессов, быструю смену интересов и приоритетов деятельности. В связи с этим в программу включены экскурсии, познавательные игры, проектная и исследовательская деятельность.
Цель программы: обучение теоретическим и практическим знаниям орнитологической науки, создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunye_ornitologi_5_klass.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Московская международная гимназия»
3-я Владимирская ул., д. 5, г. Москва, 111123 Телефон: (495) 304-37-94, 304-37-95, 304-23-06, 303-31-50 Факс: (495) 304-36-39 ОКПО 40450865 ОГРН 1027739756340 | E-mail: gymmg@edu.mos.ru; mmg@goummg.ru | |
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юные орнитологи»
5 класс
Автор: Трофимова И.А.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № от 30.08.2016 г.
Москва 2016 г.
1. Пояснительная записка
Программа «Юный орнитолог» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В соответствии с 273 – ФЗ и приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. № 1008, программа «Зоология с основами экологии» является:
по виду - общеразвивающей;
по направлению - естественнонаучной;
по форме – внеурочная деятельность
Программа является модифицированной, разработана на основе типовой, имеет повышенный образовательный уровень.
Новизна программы состоит в подробном изучении класса птиц. Программа предназначена восполнить недостаток изучения биологии птиц в школьном курсе зоологии. Тематика занятий позволяет связать теорию с практической работой по изучению птиц, их охране, и экологической пропаганде. В программу включены праздник «День птиц», сезонные наблюдения за птицами в рамках городской экологической программы по бёрдвотчингу «ДЕТИ и ПТИЦЫ».
Актуальность.
При изучении птиц обитающих в городе выявляются основные проблемы экологии и природопользования. В ходе исследования этих проблем происходит формирование мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность
Программа учитывает особенности учащихся младшего, школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произвольность психических процессов, быструю смену интересов и приоритетов деятельности. В связи с этим в программу включены экскурсии, познавательные игры, проектная и исследовательская деятельность.
Цель программы: обучение теоретическим и практическим знаниям орнитологической науки, создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
Задачи программы:
- обучить основам орнитологических знаний, работы с научной литературой; научить и плавно подвести кружковцев к переходу от восприятия материала под руководством педагога дополнительного образования до самостоятельного наблюдения, анализа и научного мышления, развить и привить практические умения и навыки;
- привить экологическую воспитанность, наблюдательность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность;
- развивать нравственное и физическое здоровье детей, чувство сострадания и взаимопомощи, чувство товарищества, способность к аналитическому мышлению.
- Научить детей вести наблюдение за птицами, ставить опыты, проводить эксперименты и делать выводы.
- Воспитывать потребность соблюдения правил личной гигиены при общении с птицами.
- Развивать потребность в получении знаний самостоятельно, интерес к познанию нового;
2.Общая характеристика учебного курса:
Настоящая программа предназначена для организации обучения практическому применению биологических знаний учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса биологии и научить детей применять приобретенные знания в повседневной жизни? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Птицы - удобный объект, для ознакомления учащихся с различными разделами биологии: экологией, этологией, физиологией, и т. д.
Птицы есть повсюду, даже в самых больших городах. Их можно изучать в естественной обстановке. На примере птиц можно убедительно показать основные принципы охраны природы, рационального природопользования.
Наблюдение за птицами изучение их в природе или в неволе нередко дают немедленный результат, что в педагогическом отношении очень важно для детей. Как и другие объекты живой природы, птицы в своей жизнедеятельности сильно зависят от сезонов года. Обучающиеся изучают жизнедеятельность птиц, в связи с сезонными изменениями в природе.
Данный учебный материал группируется по трем разделам: «Осень в жизни птиц», «Зима в жизни птиц», «Весна в жизни птиц». Основное внимание при раскрытии содержания тем данных разделов должно быть обращено на осмысление того, как протекает жизнь птиц, а не ознакомление с отдельными природными явлениями. С этих позиций сезонные изменения в природе воспринимаются закономерными и необходимыми в жизни птиц.
Освоение программы способствуют развитию учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций.
3. Место учебного курса в учебном плане.
Срок реализации программы «Юные орнитологи» составляет 34 часа. Период обучения: сентябрь-май.
Форма занятий – групповая. Наполняемость группы - не более 15 человек. Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю. На занятиях учителем используется индивидуально-личностный подход.
4. Результаты освоения курса.
4.1 Личностными результатами изучения курса « Юные орнитологи» являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
4.2 Метапредметными результатами являются:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
4.3 Предметными результатами являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
5. Содержание учебного курса
Возникновение и основные этапы развития орнитологии. О науке орнитологии. Связь орнитологии с другими науками. Осень в жизни птиц. Стояние и отлет птиц. Сезонные миграции их причины. Пролетные пути. Общее понятие об ориентации птиц в пространстве. Фенологические наблюдения осенью. Методы наблюдения за птицами. Участие в городской экологической программе по орнитологии и детско-юношескому бёрдвотчингу «ДЕТИ и ПТИЦЫ» в рамках Международного дня наблюдения за птицами ведение учета осенних птиц.
Корма для зимней подкормки птиц.
Особенности организации птиц. Линька птиц. Строение пера. Полет птиц. Питание птиц.
Зима в жизни птиц. Методы наблюдений в природе зимой. Зимующие птицы города. Причины концентрации оседлых и кочующих птиц в городе, численность разных видов и ее динамика в течение осени, зимы, весны. Изготовление кормушек для зимней подкормки, развеска кормушек. Участие в городской экологической программе по учёту зимующих водоплавающих птиц. Проектная работа «Покормите птиц зимой»
Весна в жизни птиц. Птицы-дуплогнездники, возможность их использования для украшения города и защита зеленых насаждений от вредителей. Биологическое значение пения птиц. Гнездостроение. Гнездовья паразитизм. Размножение. Разнообразие яиц Участие в городском экологическом мероприятии по весеннему учебному учету орнитофауны. Участие в «Дне птиц» защита проекта.
Формы и методы обучения.
Рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы по вопросам, беседы с использованием коллекции перьев, чучел птиц, практическая работа, творческие задания, экскурсии, однодневные походы, праздники, биологические игры.
Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх,
6. Тематическое планирование.
№ | Раздел, тема | Количество часов | Практическая работа |
1. | Наука орнитология. | 2 | |
2. | Осенние явления в жизни птиц | 10 | 1 |
3. | Зимние явления в жизни птиц | 10 | 4 |
4. | Весенние явления в жизни птиц | 10 | 2 |
5. | Защита проекта | 2 | |
Итого: | 34 ч. | 4 ч. |
8. Планируемые результаты изучения курса.
В результате изучения курса «Юные орнитологи» в основной школе:
Обучающиеся научатся:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям;
- проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления;
- познакомятся, что изучает наука орнитология; состояние птиц при отлете; что такое сезонные миграции; основные пролётные пути птиц;
- приобретут навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...