Рабочая программа 7 класс биология
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Глушенко Марина Алексеевна

Рабочая программа за курс 7 класса расчитана на 2 часа в неделю. Биология "Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7.docx80.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Азовский район с. Семибалки

Муниципальное бюджетное  

общеобразовательное учреждение

Семибалковская средняя

общеобразовательная школа

Азовского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ   Семибалковской СОШ

Азовского района

Приказ от «01» сентября 2016 г. № ______  

                                                                                           __________________      Запара О.А.

м.п.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Уровень общего образования (класс):

основное общее образование  7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов:67 часов,2часа в неделю

Учитель: Глушенко Марина Алексеевна

Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897, , Примерной программы основного общего образования по биологии  5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист;
  2.  Пояснительная записка:
  3. Общие цели, задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  4. Общая характеристика учебного предмета, курса;
  5. Место учебного предмета, курса в учебном плане,
  6. Личностные, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы;
  7.   Содержание учебного предмета, курса с указанием планируемых результатов;
  8.  Система оценки индивидуальных достижений обучающихся;
  9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  10. Календарно-тематическое планирование.
  11.  Материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  12.  Приложение (КИМы)

Пояснительная записка.

7 класс – Зоология

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный Закон  от 29.12.2012 №273 Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089

   ( ред. От 19.03.2009г)

  1. Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 №1577 « о внесении изменений  Федерального государственногообразовательного стандарта, утвержденный  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 №08-334».
  3. Учебный план МБОУ Семибалковская СОШ Азовского района на 2016-2017 учебный год.
  4. Примерная  программа  среднего  общего образования по биологии.

Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, ИКТ технологии, проблемного обучения.

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология». 5-11 классы:
программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника – М, : Дрофа, 2010

Учебник: Пасечник В. В. . Биология. Животные.   7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2015

Разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечника, В.В.Латюшина и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии. О структуре, многообразии экологических систем. Программа 7-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход, заложенный программой предыдущего года обучения. Однако, учитывая гораздо большее фундаментальное разнообразие животных, потребовалось его дополнить.

Впервые в школьный курс вводится рассмотрение основных планов строения всех крупных групп животного царства, которое производится в сравнении. Главная особенность этого подхода заключается в том, что основные системы органов в теле животного рассматриваются в их функциональных взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, в противоположность традиционно изолированному рассмотрению отдельных систем и функций животного. Это позволяет обеспечить целостный подход к рассмотрению строения и функций организма.
Такого рода структура курса позволяет исключить неизбежные повторения в тех случаях, когда та или иная система органов у двух групп животных сходна. При этом вместо ее повторного изложения учителем (в режиме изучения нового материала) отдается предпочтение повторению знаний самими учениками. Это позволяет уделить на уроках больше времени изучению преобразований тех систем органов, которые играли ведущую роль в происхождении и эволюции данного таксона.
Использованный метод изложения материала позволяет представить эволюционную последовательность усложняющихся конструкций животных как постепенное совершенствование присущих им всем фундаментальных функций. Такой подход одновременно оказывается необходимым предварением материала общей биологии (закономерности эволюции, закон зародышевого сходства, биологический прогресс) на конкретном материале зоологии.
Основная же цель всех этих новшеств – достигнуть более глубокого понимания учениками природы изучаемых животных, их строения в
связи с жизнедеятельностью.

Целями изучения биологии в основной школе являются:

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.
  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
  •  формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  •  приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  •  формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  •  формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Общая характеристика учебного предмета:

В курс Биология. Животные. 7 класс включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.
Сравнение – очень распространенная логическая процедура. Однако в средней и даже высшей школе ей практически никогда не уделялось достаточного внимания. В простых случаях в этом нет необходимости, но в ботанике и зоологии мы регулярно встречаемся с процедурами нетривиального сравнения. Поэтому мы посчитали необходимым включить в программу по биологии изучение сравнительного метода.

В7-м классе соответствующие разделы дополняются.
Главной особенностью программы 7го класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения их приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.

МЕСТО КУРСА « Биология. Животные. 7 класс» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Семибалковская СОШ.

Данная программа рассчитана на 1 год –7класс.

 Общее число учебных часов в 7 классе - 67 (2ч в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Биология. Животные. 7 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета Биология. Животные. В 7 классявляются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание учебного предмета

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (34ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работаНаблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работаЗнакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работаВнешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работаЗнакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работаИзучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работаНаблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работаИзучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работыИзучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

3. Индивидуальное развитие животных (3ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

4. Развитие животного мира на Земле (3ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5. Закономерности размещения животных на Земле (3ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (3ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. При окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание. — Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Примечание.Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктуационные ошибки.§§

Календарно-тематическое планирование учебного предмета биология для 7 класса

урока

п/п

Тема  урока

Кол.

часов

Вид контроля

Дата

Д.з

План

Факт

1

История развития зоологии.

1

1.09

2

Современная зоология.

1

2.09

§.2.

3

Общая характеристика простейших.

Лабораторная работа.№1  «Многообразие водных простейших».

1

Общая характеристика простейших.

Лабораторная работа.№1  «Многообразие водных простейших».

8.09

§.3

4

Многообразие простейших. Диагностическая контрольная работа за курс 6 класса

1

Диагностическая контрольная работа за курс 6 класса

9.09

§.4.

5

Тип Губки.

1

15.09

§.5.

6

Тип Кишечнополостные.

1

16.09

§.6.

7

Тип Плоские черви.

1

22.09

§.7.

Раб. Тет. Стр.13 №1,6.

8

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа.№2 «Многообразие круглых червей».

1

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа.№2 «Многообразие круглых червей».

23.09

§.8.

Раб. Тет. Стр.13 №1, стр.16 №3.

9

Тип Кольчатые черви.

1

29.09

§.9, раб.тет. стр.13 №1, стр.16 №2.

10

Многообразие кольчатых червей.

Лабораторная работа №3 «внешнее строение дождевого червя».

1

Многообразие кольчатых червей.

Лабораторная работа.№3 «внешнее строение дождевого червя».

30.09

§.10, раб.тет.стр.20 №16,18,19.

11

Тип Моллюски.

Лабораторная работа.№4 «Особенности строения  моллюсков».

1

Тип Моллюски.

Лабораторная работа.№4 «Особенности строения  моллюсков».

6.10

§.11, раб.тет.стр.26 №13. 15. Вывод..

12

Многообразие моллюсков.

1

7.10

§.12.

13

Тип Иглокожие.

1

13.10

Пар.13, раб.тет.стр.29 №6.

14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа. №5 «Строение рака».

1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа. №5 «Строение рака».

14.10

§.14, стр.57-58.

15

Класс Паукообразные. Клещи.

1

20.10

§14 до конца.

16

Класс Насекомые.

Лабораторная работа №6, «Изучение представителей отрядов насекомых».

1

Класс Насекомые.

Лабораторная работа.№6, «Изучение представителей отрядов насекомых».

21.10

§.15, раб.тет. Стр.35 №4,6.

17

Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

1

27.10

§16, раб тет. Стр.36

№1-10.

18

Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

10.11

§17, раб тет. Стр.39

№11,13

19

Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1

11.11

§18.

20

Перепончатокрылые насекомые.

1

17.11

§.19.

Подготовка к зачету.

21

Зачет №1 по теме:

 « Класс Насекомые».

1

Зачет №1 по теме:

 « Класс Насекомые».

18.11

22

Анализ зачета.

Характеристика хордовых животных.

1

24.11

§20 до Круглоротых,

Раб. Тет. Стр.46

№7-10.

23

Надкласс Рыбы.

Лабораторная работа.№7 «Внешнее строение и передвижение рыб».

1

Надкласс Рыбы.

Лабораторная работа.№7 «Внешнее строение и передвижение рыб».

25.12

§.20 – 21.

24

Хрящевые рыбы.

1

1.12

§.22.

Сообщения об отрядах рыб.

25

Костные рыбы.

1

2.12

§.23, раб тет. Стр.57 №16 – 20.

26

Класс Земноводные.

1

8.12

§.24, раб.тет.стр.58 №5,6.

27

Класс Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и Черепахи.

1

9.12

§.26,раб. тет.стр.60 №4,стр.63 №4.5.

28

Отряд Чешуйчатые.

1

15.12

§.25.

29

Характеристика класса птиц.

Лабораторная работа.№8 «Изучение внешнего строения птиц».

1

Характеристика класса птиц.

Лабораторная работа.№8 «Изучение внешнего строения птиц».

16.12

§.27.раб.

До пингвинов.

30

Нелетающие птицы.

1

22.12

§.27.раб.

тет.стр.67

 №1 – 4.

31

Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств.

1

23.11

§.28,30.

32

Хищные птицы.

1

12.01

§.29.

33

Куриные и воробьинообразные.

1

13.01

§.30,29.

34

Млекопитающие. Первозвери.

1

19.01

§.31.

35

Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые.

1

20.01

§.31,стр.

159-163.

36

Грызуны. Зайцеобразные.

1

26.01

§32.

37

Копытные. Хоботные.

1

27.01

§33,34.

38

Китообразные. Ластоногие. Хищные.

1

2.02

§.33

39

Приматы.

1

3.02

§35.

40

Покровы тела.

Лабораторная работа.№9 «Изучение особенностей покров тела».

1

Покровы тела.

Лабораторная работа.№9 «Изучение особенностей покров тела».

9.02

§.36.

41

Опорно-двигательная система.

1

10.02

§37.

42

Лабораторная работа №10 «Скелет позвоночных».

1

Лабораторная работа №10 «Скелет позвоночных».

16.02

43

Способы передвижения. Полости тела.

1

17.02

§.38.

44

Органы пищеварения. Обмен веществ.

1

2.03

§.40.

45

Органы дыхания. Газообмен.
Лабораторная работа.№ 11 «Изучение способов дыхания животных».

1

Органы дыхания. Газообмен.
Лабораторная работа.№ 11 «Изучение способов дыхания животных».

3.03

§.39.

46

Кровеносная система. Кровь.

1

9.03

§.41.

47

Органы выделения.

1

10.03

§.42.

48

Нервная система.

Лабораторная работа.№12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение».

1

Нервная система.

Лабораторная работа.№12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение».

16.03

§.43.

49

Поведение. Рефлекс. Инстинкт. Регуляция деятельности.

1

17.03

§.43,44.

Стр.234.

50

Органы чувств.

Лабораторная работа.№13 «Изучение органов чувств».

1

Органы чувств.

Лабораторная работа.№13 «Изучение органов чувств».

30.03

§.44.

51

Зачет №2 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

1

Зачет №2 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

31.03

52

Анализ зачета.

Органы размножения.

1

6.04

§.45.

53

Способы размножения у животных.

1

7.04

§.46.

54

Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа.№14 «Определение возраста животных».

1

Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа.№14 «Определение возраста животных».

13.04

§.47.

55

Периодизация и продолжительность жизни.

1

14.04

§48.

56

Доказательства эволюции животных.

1

20.04

§.49.

57

Сравнительно – анатомические доказательства эволюции животных.

1

21.04

§49.

58

Ч. Дарвин о причинах эволюции животных. Усложнение строения животных. Результаты эволюции.

1

27.04

§50,51.

59

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных.

1

28.04

§.52. до миграций.

60

Миграции.

1

4.05

§.52.

61

Естественные и искусственные биоценозы.

1

5.05

§.53.

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

11.05

§.54.

63

Цепи питания.

Потоки энергии.

1

12.05

§.55.

64

Взаимосвязь компонентов биоценозов.

1

18.08

§.56.

65

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных.

животных.

1

19.05

§57,58.

Подготовка к контр. Раб.

66

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

1

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

25.05

67

Анализ контрольной работы.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

1

26.02

§.59,60.

Тематическое планирование учебного предмета биология для 7 класса

п/п

Тема, раздел

Основное содержание в соответствии с ФГОС

   Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Инструменты

Оценки

 планируемых

результатов

1-2

Введение.

Сходство и различие животных и растений, методы изучения зоологии, систематические категории животных, ученых зоологов. Роль зоологии в практической деятельности человека, признаки классификации наук о животных.

Практическая

Исследовательская

Знать сходство и различие животных и растений, методы изучения зоологии, систематические категории животных, ученых зоологов. Знать роль зоологии в практической деятельности человека, признаки классификации наук о животных

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Строение цветкового растения, жизненные формы.

3-39

Многообразие животных.

Знать простейших как одноклеточных организмов, их строение и роль в природе и в практической деятельности человека. Систематические группы простейших, среду и места их обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности. Знать среду обитания, прикрепленный образ жизни. Особенности строения (специализацию клеток, наличие слоев), экологические особенности. Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий, делать выводы на основе наблюдений. Тб. Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков, доказывать, что моллюски – более высокоорганизованные животные, чем черви. Признаки отрядов костных рыб: строение плавников, размеры и строение чешуи, образ жизни и среду обитания. Промысловые рыбы. Основные подотряды приматов, признаки отрядов: развитие полушарий головного мозга, пятипалые конечности, расположение большого пальца, глаз, представителей, редкие виды и их охрана.

Знать систематические группы простейших, среду и места их обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности. Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий, делать выводы на основе наблюдений. представителей подтипа бесчерепные, среду обитания, образ жизни, особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система, замкнутая кровеносная система. Тб Практическая

Исследовательская

Объяснять характер приспособления кольчецов, делать выводы на основе наблюдений Знать особенности строения нелетающих птиц, признаки класса, значение в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений. Уметь описывать строение биологического объекта, объяснять особенности приспособления к водной среде обитания. ТБ

Знать представителей отрядов, признаки отрядов костных рыб, образ жизни и среду обитания. Промысловые рыбы. образ жизни, признаки класса, значение в природе насекомых , вредители с.х. растений, опылители, переносчики заболеваний.

Лабораторная работа.№1  «Многообразие водных простейших». Лабораторная работа.№2 «Многообразие круглых червей». Диагностическая контрольная работа за курс 6 класса Лабораторная работа.№3 «внешнее строение дождевого червя». Лабораторная работа.№4 «Особенности строения  моллюсков». Класс Ракообразные.

Лабораторная работа. №5 «Строение рака». Лабораторная работа №6, «Изучение представителей отрядов насекомых». Зачет №1 по теме:

 « Класс Насекомые». Лабораторная работа.№7 «Внешнее строение и передвижение рыб». Лабораторная работа.№8 «Изучение внешнего строения птиц».

40-51

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

Основные виды покров тела, их функции: защитная, регуляторная. Уметь делать выводы на основе сделанных наблюдений. Факторы эволюционных изменений опорно-двигательной системы, особенности строения скелета позвоночных животных, функции опорно-двигательной  системы. Соединения костей строение суставов, особенности строения скелета позвоночных животных, функции опорно-двигательной  системы. Уметь делать выводы на основе наблюдений Значение органов чувств. Основные виды чувствительности(равновесие, зрение, осязание, слух обоняние), зависимость строения органов от развития головного мозга

Знать основные виды покров тела, их функции. Уметь делать выводы на основе сделанных наблюдений. Знать значение органов чувств. Основные виды чувствительности(равновесие, зрение, осязание, слух обоняние), зависимость строения органов от развития головного мозга. Делать выводы по  наблюдениям. Практическая

Исследовательская

Знать основные виды покров тела, их функции: защитная, регуляторная. Знать соединения костей строение суставов, особенности строения скелета позвоночных животных, Знать врожденные и приобретенные рефлексы, нервную и жидкостную регуляцию деятельности организмов, зависимость усложнения строения нервной системы  и усложнение поведения.

Познавательные УУД:

 Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений. Различать типы животных в зависимости от потребляемой пищи: травоядные, плотоядные,  всеядные, паразиты. Коммуникативные УУД:

Делать выводы по  наблюдениям. Объяснять преимущества легочного дыхания  на суше перед жаберным в воде. Регулятивные УУД: Описывать реакции животных на раздражение и внешнюю среду.

Лабораторная работа.№9 «Изучение особенностей покров тела». Лабораторная работа №10 «Скелет позвоночных». Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств».Органы дыхания. Газообмен.
Лабораторная работа.№ 11 «Изучение способов дыхания животных». Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение». Зачет №2 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

52-54

Индивидуальное развитие животных

Размножение е как свойство живых организмов, внутреннее и внешнее оплодотворение, значение органов размножения, строение половой системы, влияние среды обитания на строение органов размножения. Значение развития с метаморфозом для доказательства происхождения животных. Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений

Знать размножение е как свойство живых организмов, внутреннее и внешнее оплодотворение, значение органов размножения, строение половой системы, влияние среды обитания на строение органов размножения. Знать палеонтологические, эмбриональные доказательства эволюции, переходные формы.

Знать типы размножения (бесполое и половое), особенности размножения хордовых животных. Развитие во внешней среде и внутри материнского организма.

Регулятивные УУД: Знать значение развития с метаморфозом для доказательства происхождения животных. Познавательные УУД:

Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений. Определения терминам, приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни. Наблюдать за развитием своих домашних животных. Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений.

Лабораторная работа.№14 «Определение возраста животных».

55-57

Развитие животного мира на Земле

Давать определения терминам, приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни. Наблюдать за развитием своих домашних животных. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, усложнение и упрощение организации животных

Практическая

Исследовательская

Знать палеонтологические, эмбриональные доказательства эволюции, переходные формы. Сходство в строении зародышей животных, рудименты, атавизмы. Знать роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, усложнение и упрощение организации животных

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений. Сходство в строении зародышей животных, рудименты, атавизмы.Коммуникативные УУД:

 Знать роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, усложнение и упрощение организации животных

58-60

Закономерности размещения животных на Земле

Виды ареалов, механизмы их образования, причины, определяющие границы ареала. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, усложнение и упрощение организации животных, разнообразие видов как результат

Знать виды ареалов, механизмы их образования, причины, определяющие границы ареала. Знать причины миграций животных, виды миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), зоогеографические области. Среды обитания,  факторы среды (биотические, абиотические, антропогенные), объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений. Давать определения терминам, приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни.

61-63

Биоценозы

Естественные и искусственные биоценозы их устойчивость, структуру

(продуценты, консументы, редуценты), ярусность (пространственную

 и временную).

Знать среды обитания,  факторы среды (биотические, абиотические, антропогенные), объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды.

Регулятивные УУД: Знать роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, усложнение и упрощение организации животных, разнообразие видов как результат эволюции. Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений.

64-67

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Направленность отбора животных человеком, причины и факторы одомашнивания, продуктивность домашних по сравнению с дикими животными. Знать законы России об охране животного мира, Красную книгу России, охраняемых животных Ростовской области. Памятники природы, заповедники, заказники, природные национальные парки.

Практическая

Исследовательская

Знать законы России об охране животного мира, Красную книгу России, охраняемых животных Ростовской области. Памятники природы, заповедники, заказники, природные национальные парки. Знать направленность отбора животных человеком, причины и факторы одомашнивания, продуктивность домашних по сравнению с дикими животными.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, делать выводы на основе наблюдений.Коммуникативные УУД:

 Знать законы России об охране животного мира, Красную книгу России, охраняемых животных Ростовской области. Памятники природы, заповедники, заказники, природные национальные парки.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

Список учебно– методического комплекса:

1.Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М. 6 Молодая гвардия, 2008 год.

2.Дмитриева Т.А.   Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 классы.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: дрофа,2009 год.

3.Дидактические карточки-задания по биологии: животные. Бровкин Е.Т. М.: «Генджер»,2013год.

4.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В.В. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2014 год.

5.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа,2016год.

6.Теремов А.Р. Занимательная зоология: книга для учителей, обучающихся и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2006 год.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Комплект: Пособия печатные. 7 класс

В комплект входят две серии таблиц, иллюстрирующих:
а) внешнее и внутреннее строение основных групп животных;
б) разнообразие животных.

Рабочая тетрадь предназначена для индивидуального пользования и содержит задания различного типа: для воспроизведения изученного материала, проверки контроля знаний, творческих заданий.

Портреты биологов

1 ком.

Набор предназначен для оформления кабинета биологии и включает портреты: И.М. Сеченов, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, И.И. Шмальгаузен, К. Линней, А.Н. Серевцов, Ч. Дарвин, И.И. Мечников, Ж.Б. Ламарк, И.В. Мичурин, Г. Мендель, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов.

Таблицы по зоологии (строение животных)

 

В серию входят следующие таблицы: 1. Тип Простейшие. 2. Тип Губки. Пресноводная губка бадяга. 3. Тип Кишечно-полостные. Гидра. 4. Тип Плоские черви. Класс ресничные черви. 5. Тип Плоские черви. Класс сосальщики. Печеночный сосальщик. 6. Тип Плоские черви. Класс ленточные черви. Бычий цепень. 7. Тип Круглые черви. Человеческая аскарида. 8. Тип Кольчатые черви. Класс малощетинковые. Дождевой червь. 9. Тип Моллюски. Класс брюхоногие. 10. Тип Моллюски. Класс двустворчатые. Беззубка. 11. Тип Моллюски. Класс головоногие. Дальневосточный кальмар. 12. Тип Членистоногие. Речной рак. 13. Тип Членистоногие. Класс паукообразные. Паук-крестовик. 14. Тип Членистоногие. Класс насекомые. Жук-плавунец. 15. Тип Членистоногие. Класс насекомые. 16. Тип Иглокожие. Класс морские звезды. Красная морская звезда. 17. Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь. 18. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка. 19. Тип Хордовые. Класс Земноводные. 20. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. 21. Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь. 22. Тип хордовые. Класс Птицы. 23. Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки. 24. Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки. 25. Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных. 26. Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга

Таблицы по зоологии (разнообразие животных)

1 ком.

В серию входят следующие таблицы: 1. Морские губки и кишечно-полостные. 2. Промысловые ракообразные. 3. Чешуекрылые. 4. Чешуекрылые - вредители культурных растений. 5. Жесткокрылые. Перепончатокрылые. 7. Морские рыбы. 8. Пресноводные и проходные, промысловые рыбы. 9. Искусственное разведение рыб. 10. Птицы болот и побережий водоемов. 11. Птицы леса. 12. Лесные крупные птицы. 13. Птицы, кормящиеся в воздухе. 14. Древние хищные птицы. 15. Насекомоядные. 16. Рукокрылые. 17. Пушные звери. 18. Звероводство. 19. Ластоногие. 20. Китообразные. 21. Парнокопытные. 22. Непарнокопытные. 23. Приматы.

 РАЗДЕЛ: ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ

Комплект: Приборы оптические

Комплект включает раздаточные приборы (школьный микроскоп, лупы), демонстрационную насадку для микропроекции.

Лупа (7-10)

3 шт.

Используется на уроках и при проведении наблюдений в природе

Лупа препаровальная

3 шт.

Используется на лабораторных занятиях.

Микроскоп учебный УМ-301

5 шт.

УМ-301 имеет подвижный предметный столик и неподвижный тубус; объективы расположены на вращающейся револьверной головке, что позволяет быстро и без затруднений производить их смену: часть деталей данного микроскопа (объективы держатель зеркала, зажимы для фиксации микропрепаратов) сделаны несъемными.

Комплект: Посуда и принадлежности для опытов

Комплект включает демонстрационный набор и набор для проведения лабораторных работ.

Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

3 шт.

 

Зажим пробирочный ЗП

1 шт.

 

Колба коническая Кн-1-500-34

 

 

Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

2 шт.

 

Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

1 шт.

 

Цилиндр измерительный 250 мл.

1 шт.

 

Чаша выпарительная ЧВП-1

2 шт.

 

Чаша коническая с обручем

190 мм

 

Шпатель фарфоровый

3 шт.

 

Штатив лабораторный Шлб

2 шт.

 

Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

5 наб.

Набор включает колбы конические, пипетки, стаканы химические, стекла препаровальные и предметные, воронки, штатив для пробирок.

Комплект: Приспособления

Комплект включает препаровальные инструменты, лотки для раздаточного материала, а также этикетки для оформления кабинета биологии.

Лоток для раздаточного материала

10 шт.

 

Препаровальные инструменты:

10 шт.

 

Иглы препаровальные

10 шт.

 

Пинцет анатомический с насечкой

1 шт.

 

Ножницы с одним острым концом

1 шт.

 

Скальпель брюшистый

1 шт.

 

Рулетка (10 м.)

1 шт.

 

Укладка для луп (по 10 шт.)

 

Предназначена для размещения ручных луп (лупа на ручке). Укладка будет предохранять линзу от механических повреждений.

Этикетки для кабинета биологии

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения основного  образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных  источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Итоговая контрольная работа по биологии

7 класс1 вариант

1. Животные как правило,

А) создают органические вещества из неорганических;

Б) питаются готовыми органическими веществами других организмов;

В) всасывают растворённые в воде минеральные вещества;

Г) всасывают растворённые в воде органические вещества.

2. Инфузория туфелька передвигается с помощью

А) ложноножек;                            Б) жгутика;

В) жгутика и ложноножек;          В) ресничек.

3. Может питаться как животное, и как растение в зависимости от условий:

А) обыкновенная амёба;               Б) радиолярия;

В) инфузория туфелька;                Г) эвглена зелёная.

4. Наружный слой клеток кишечнополостных, в котором расположены нервные и стрекательные клетки

А) эктодерма;                                 Б) энтодерма.

5. Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

А) корова;                                       Б) свинья;

В) голый слизень;                          Г) малый прудовик.

6. Три пары конечностей у

А) паукообразных;                         Б) ракообразных;

В) насекомых;                                 Г) моллюсков.

7. Чем питаются личинки майского жука?

А) корнями растений;                    Б) мелкими насекомыми;

В) листьями деревьев и кустарников;   Г) листьями травянистых растений.

8. Сверчков и кузнечиков относят к отряду

А) таракановые;                               Б) прямокрылые;

В) уховертки;                                    Г) перепончатокрылые.  

9. Скорпионов относят к классу

А) ракообразных;                              Б) насекомых;

В) паукообразных;                            Г) ни к одному из перечисленных.

10. Холоднокровные позвоночные, которые населяют водную и наземную среду обитания и размножаются в воде, относятся к классу

А) костных рыб;                                Б) пресмыкающихся;

В) хрящевых рыб;                              Г) земноводных.

11. Какое животное не относится к классу хрящевых рыб?

А) камбала;                                        Б) электрический скат;

В) голубая акула;                              Г) скат хвостокол.

12. Двухкамерное сердце у

А) земноводные;                               Б) пресмыкающиеся;

В) птиц;                                             Г) рыб.

13. Откладка яиц и развитие личинок на суше происходит у

А) хрящевых рыб;                             Б) костных рыб;

В) пресмыкающихся;                        Г) земноводных.

14. Нормальная температура тела птиц составляет:

А) 32-33 ?С;                                         Б) 41-42 ?С;

В) 36-37 ?С;             Г) колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.

15. Большие клыки и крупные коренные зубы пиловидной формы имеют

А) волки;                          Б) бобры;

В) ежи;                              Г) лоси.

 Итоговая контрольная работа по биологии7 класс2 вариант

1. В чем главное отличие одноклеточных животных от одноклеточных водорослей?

А) более мелкие размеры тела;

Б) питание неорганическими веществами;

В) питание готовыми органическими веществам;

Г) подвижность.

2. К органоидам движения простейших не относятся

А) реснички;                                   Б) ложноножки;

В) жгутики;                                     Г) щетинки.

3. С помощью жгутика передвигается

А) инфузория туфелька;                Б) эвглена зелёная;

В) амёба обыкновенная;                Г) дизентерийная амёба.

4. Внутренний слой клеток кишечнополостных, в котором расположены железистые и эпителиально-мускульные клетки

А) эктодерма;                                 Б) энтодерма.

5. Кровеносная система появляется у

А) круглых червей;                        Б) плоских червей;

В) кольчатых червей;                     Г) сосальщиков.

6. Четыре пары ходильных ног у

А) паукообразных;                         Б) ракообразных;

В) насекомых;                                 Г) моллюсков.                  

7. Речной рак дышит

А) с помощью трахей;                    Б) с помощью лёгких;

В) всей поверхностью тела;           Г) с помощью жабр.

8. У какого насекомого развитие происходит с полным превращением?

А) у азиатской саранчи;                 Б) у зелёного кузнечика;

В) у капустной белянки;                 Г) у рыжего таракана.

9. Позвоночных, имеющих сухую кожу с роговыми чешуйками, лёгочное дыхание, трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, относят к классу

А) костных рыб;                                Б) пресмыкающихся;

В) хрящевых рыб;                              Г) земноводных                      

10. К классу  костных рыб не относится

А) камбала;                                         Б) русский осётр;

В) синяя акула;                                   Г) белуга.

11. Четырёхкамерное сердце имеют

А) земноводные;                               Б) пресмыкающиеся;

В) только млекопитающие;             Г) млекопитающие и птицы.

12. Какая кровь поступает к клеткам тела рыб?

А) артериальная;                              Б) венозная;

В) смешанная;                                   Г) насыщенная углекислым газом.

13. У всех ящериц в отличие от змей

А) глаза с подвижными непрозрачными веками;  

Б) роговая чешуя на теле;

В) две пары ног;

Г) органы дыхания – лёгкие.

14. Зоб птиц это –

А) расширение глотки;                    Б) отдел желудка;

В) расширение пищевода;               Г) ни один ответ не верен.

15. У представителей отряда грызунов нет

А) резцов;                                        Б) коренных зубов;

В) клыков;                                       Г) имеются все виды зубов.

«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

Протокол заседания МО естественно - научного цикла

МБОУ Семибалковской СОШ Азовского района

от 30.08. 2016  года № 1

___________      Завада Т.М.

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______________   Квашина О.В.

подпись                                           Ф.И.О.

31.08. 2016 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...