внеурочная деятельность. Рабочая программа Кружкового объединения "Зеленый рай"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

Кинзагулова Рузалия Рамилевна

Рабочая программа кружа "Зеленый рай" экологического направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ot_kinzagulovoy_r.r.docx63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетноеучреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества «Радуга» муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Рассмотрена                                                                                   Утверждена приказом                                                                                                                                

на методическом совете                                                                          директора МОБУ ДОД                                                                                            

МОБУ ДОД ДДТ «Радуга»                                                                    ДДТ «Радуга»                                                                                      

№___от«__»______20_г                                                                №___от «__»______20 _г                                                                                

                                                                                            директор Прудко Т.М.

                                                                                             _____________________                                                                                            

                                                                                                                       (подпись и печать)                                                                                                                                                                                                        

Образовательная программа

дополнительного образования детей

по кружковому объединению «Зеленый рай»

эколого-биологического направления

Педагог-Кинзагулова Р.Р.

Возраст детей: 10-14                                                              

                                                                                                     

Срок реализации:   1 год                    

                                     

2015 год

Вид программы: модифицированная (адаптированная), одногодичная эколого-биологического направления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В современных социально - экономических условиях, характеризующихся ухудшением экологической обстановки, в результате роста городов, увеличения их загрязненности, а также ухудшения здоровья населения, в том числе и обучающихся, повышается роль экологического воспитания подрастающего поколения, усиления природоохранной деятельности, внедрения здоровьесберегающих технологий, форм и методов работы в процессе учебно-воспитательной деятельности. В связи с этим возрастает роль учебно-опытных участков при образовательных учреждениях - как средства обеспечения практической направленности обучения, воспитания экологической культуры школьников, непосредственного контакта детей с элементами  живой природы, приобретения полезных и необходимых в жизни практических знаний, умений и навыков, трудового обучения, ранней профориентации, привитию к сельско-хозяйственному труду.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:

- практическая направленность;

-  развитие познавательных способностей в профессиях села;

-  развитие самостоятельности у обучающихся;

-  создание условий для получения обучающимися практического опыта, необходимого для жизни в современном обществе;

-  оздоровление обучающихся и закрепление жизненно важных навыков. 

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа направлена на развитие экологической культуры обучающихся, воспитания нравственно-этических норм поведения и формирования экологического мышления в соответствии с принципами здорового образа жизни природы и человека. Важное значение имеет приобретение различных знаний и практических умений, только сочетание теории с практикой дает возможность обучающимся стать истинными друзьями природы.

 На территории школы расположены здание школы, стадион, сад, цветники. Пришкольный участок представляет собой единую композицию, где посажены деревья, кустарники, однолетние и многолетние растения. Созданные руками детей клумбы, рабатки, бордюры, цветочные партеры приносят эстетическое наслаждение и радость обучающимся, их родителям и всем жителям.  Поэтому требуется постоянный уход за зелеными насаждениями, что, в свою очередь, является одной из форм воспитания чувства ответственности, любви к природе, родной школе и своему городу. У ребят необходимо воспитывать любовь к красоте, учить их творить красоту.

С этой целью в школе создано кружковое объединение  эколого –биологического направления «Зеленый рай», на занятиях которого обучающиеся знакомятся с элементами декоративного оформления пришкольного участка, многообразием цветочных культур, с требованиями по выращиванию различных однолетних и многолетних культур, с технологией сбора семян, тем самым знакомятся с основными профессиями села.

Новизна

Выработка практических подходов, позволяющих судить о формировании экологического сознания, ориентированного на биоцентрический подход к окружающему миру и месту человека в нем, применение ландшафтного дизайна на пришкольном участке.

Актуальность

Понимание современных проблем экологии, осознание их значимости, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности, стремление принимать личное участие в декоративном оформлении пришкольного участка, стремление творить красоту.

Цели и задачи программы.

 Цель: формировать  ответственное отношение обучающихся к окружающей среде, своему селу и людям села.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

Обучение:

- экологической терминологии;

- умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;

- использованию методов исследования природы;

- правилам поведения в природе;

- умениям работать с литературой;

- трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

  Развитие

- способностей нравственно-эстетического восприятия внешней среды, духовных и психологических качеств личности, способной поступать по совести в общении с природой и людьми.

- устойчивый интерес к растениеводству и цветоводству;

- познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение);

- мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение;

- творческое воображение и эстетическое восприятие средствами дизайна в оформления цветников;

- интерес к отраслям народного хозяйства и массовым сельскими рабочими профессиями.

Воспитание

- бережного отношения к богатствам родного края, развитие у них навыков рационального природопользования.

- положительного отношения к труду.

- ценностных ориентиров личности в сфере экологии, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.

- желание заниматься наукой;

- эстетического отношения к миру, чувство любви к природе родного края;

- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;

- эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту, восхититься ею, желание сохранить ее);

- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

Формирование:

- научных взглядов на развитие агроэкосистемы пришкольного участка;

- убеждения в необходимости соблюдения экологических норм в работе на пришкольном участке и готовности пользоваться правилами поведения в рациональном землепользовании;

- экологическую культуру и экологический стиль мышления.

Исследование:

- работать с литературой;

- составлять конспект;

- ставить простейшие экологические эксперименты;

- проводить микроисследования растений и насекомых;

- раскрывать социальную роль исследовательской деятельности;

- обеспечивать научными знаниями учащихся о проблемах экологии и направлениях их разрешения.

Педагогические принципы и идеи.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;

научности; осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка.   

Организационные условия реализации программы

Программа дополнительного образования кружка «Зеленый рай» рассчитана на 1 год.

 В реализации данной программы участвуют учащиеся среднего школьного возраста (10-14 лет). состав  группы постоянный,  общий круг интересов.

Дети  занимаются по 45 минут 2 раза  в неделю, в месяц по 8 часов.

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. 

Виды деятельности обучающихся

·  Работа с научно-популярной литературой;

·  Выращивание и уход за растениями;

·  Наблюдение и постановка опытов;

·  Охрана зеленых насаждений, птиц;

·  Участие в районных и областных конкурсах, экологических акциях;

·  Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

 Данная программа рассчитана на использование в школах сельской местности, где имеются земельные площади или УОУ для организации практической деятельности учащихся по охране окружающей среды и по сельскохозяйственному труду. Программа  разработана в соответствии с основными положениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В процессе обучения учащиеся должны получить основательную общетрудовую подготовку работы на земле, способствующего их гражданскому становлению, нравственному и интеллектуальному формированию, физическому развитию личности. Организация внеклассной работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач экологического воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию растений, проведению исследований, наблюдений и опытов. Программа предусматривает активное и посильное участие кружковцев в охране зелёных насаждений. В плане обязательно изучение законов по охране окружающей среды, определение экологической ситуация на территории поселка, категории экологических проблем: влияние выхлопных газов на развитие растений; защита территории школы от их воздействия.

Материально - техническое обеспечение

  1. Инструкция по технике безопасности;
  2. Аптечка;
  3. Перчатки;
  4. Инвентарь: секаторы, лопаты, грабли, рыхлители, лейки, носилки, шланги поливочные;
  5. Кабинет биологии, кабинет  технологии;
  6. Семена однолетних и многолетних цветов;
  7. Гербарий растений
  8. Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых
  9. Набор удобрений
  10. Торф
  11.  Приборы для демонстрации
  12.  Коллекция плодов и семян
  13.  Вредители сада
  14.  Таблицы
  15.  Модели
  16.  Пресс для гербария
  17.  Семена
  18.  Горшки
  19.  Вёдра
  20.  Грабли
  21.  Грохот
  22.  Колья
  23.  Лопата
  24.  Совки
  25.  Шнур
  26.  Ящики посевные и другой необходимый инвентарь, экран

Утверждаю

директор МОБУ ДОД

ДДТ «Радуга»

___________ Т.М. Прудко

Пр. № __ от _____2015 г.

Учебно - тематический план кружка «Зеленый рай»

№№

п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

Всего

Вводное занятие

1

-

1

Экскурсии на пришкольный участок

-

-

1

1

Практические работы на пришкольном участке

1

5

-

6

Основы флористики

2

8

-

10

Организация проекта по декоративному оформлению пришкольного участка

2

14

-

16

VI.

Изучение биологических особенностей, агротехники декоративных растений

3

21

-

24

VII.

Итоговое занятие

1

1

-

2

Итого: 62 часа

10

51

1

62

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед обучающимися, посещающими кружок. Ознакомление кружковцев с планом работы в кружке, знакомство с учебно-опытным участком. Почетная профессия жить на земле.

Экскурсии на пришкольный участок

Экологическое и эстетическое значение пришкольного участка в разное время года, его видовое разнообразие. 

Практические работы на пришкольном участке

Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Сроки созревания отдельных культур, время и техника уборки урожая. Осенние работы на участке овощных культур. Профессии наших родителей. Разнообразие цветущих растений в цветнике. Наиболее распространенные однолетние цветочно-декоративные растения. Влияние погодных условий на продолжительность цветения растений. Сбор семян. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений, техника сбора семян, первичная обработка, условия хранения. Я  - агроном.

Практическая работа.

Наблюдения за созреванием овощных культур, образование плодов, их созреванием. Наблюдения над продолжительностью цветения, созревания семян цветочно-декоративных растений. Посадка однолетних растений в горшки для продолжения цветения в условиях теплицы. Составление коллекции семян. Участие в уборке и учете урожая овощных культур. Удаление с участка послеурожайных остатков, сорняков. Перекопка почвы.

Основы ландшафтного дизайна

Садово – парковое искусство стран Востока. Садово – парковое искусство Западно – Европейских стран. Старинные парки России. Садово – парковое искусство России. Дверь в профессии. Путешествие детей в профессию их родителей. Основные принципы ландшафтного дизайна: композиция, перспектива, колористика ландшафта. Классификация и принципы пространственной композиции садово – паркового ландшафта. Использование элементов композиции на пришкольном участке. Дело, ждущее рук твоих

Стили ландшафтного дизайна

Регулярный стиль. Пейзажный стиль. Партерные сады и сады – лабиринты. Сельский сад. Сад – уголок живой природы. Лесной ландшафт. Тематические сады. Японский стиль. Новое время – новые профессии

Практические работы

Сбор информации и справочной литературы о требованиях  к дизайну клумб. Дизайн клумб и цветников на пришкольном участке. Подбор коллекции растений для реализации проекта «облагораживание участка»

Классификация зеленых насаждений

Парк. Лесопарки. Луго - и гидро – парки. Скверы. Бульвары. Ботанические сады.

Виды зеленых насаждений

Рощи. Аллеи. Групповые посадки. Боскеты. Живые изгороди и бордюры. Вертикальное озеленение. Солитеры. Декоративные газоны. Ландшафтные цветники. Группы. Рабатки. Миксбордеры и бордеры. Клумбы и одиночные посадки.

Практические работы

Сбор информации и справочной литературы о требованиях  к зеленым насаждениям. Выбор зеленых насаждений для реализации проекта дизайна пришкольного участка. Подбор коллекции растений для реализации проекта «облагораживание участка»

Альпинарии          

Виды альпинариев. Плоский альпинарий. Миниатюрный альпинарий: каменистая стенка, альпийская горка, рокарий. Требования к растениям альпинария.

Практические работы

Сбор информации и справочной литературы о требованиях  к растениям альпинария. Выбор дизайна альпинария. Подбор коллекции растений для реализации проекта «облагораживание участка»

Организация проекта по декоративному оформлению пришкольного участка

Знакомство  с основами цветочно-декоративного оформления территории.
Консультации   учащихся по вопросу сбора информации по теме проекта, использованию справочных и периодических изданий, ТВ передач, рекламных буклетов, освещающих вопросы благоустройства земельных участков. Организация обучения учащихся  по теме «Дизайнерское искусство»,  «Технология». Подготовка эскиза цветочной композиции и пояснительной записки к нему, красочное оформление эскиза на бумаге в виде схемы. Расчет количества растений, необходимых для создания объекта.
Земля хозяев любит.
Практические работы: 
Проведение подготовительных работ: покупка семян овощных и цветочных культур, посадочного материала; заготовка емкостей для выращивания рассады; выбор состава почвосмеси и ее приготовление; изучение условий, которые необходимо создать для цветочных культур и рассады.
Как хлеб на стол пришел? Письменный отчет о проведенной работе с приложением фотоматериалов.

Изучение биологических особенностей, агротехники декоративных растений

Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; овощных культур,  их биологические особенности; способы выращивания. Труженики полей – похвальное слово комбайнер. Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады. День год кормит. Ознакомление  с грунтовыми цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны. Дорогой товар из земли растет.

Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады. Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады. Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития. Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Труженики полей

Итоговое занятие

Земледелец – какое прекрасное звание.Защита проекта. Фотовыставка растений. Итоги работы.

Прогноз результативности

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного мира; об условиях обитания отдельных видов растений. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело, обучающиеся приобретут первые навыки в опытническо-исследовательской работе. Программа раскроет перед обучающимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

-  Создание среды развития, в которой подросток является активным субъектом деятельности со сформированными экологическими и поведенческими навыками.

-  Наличие у подростков стабильных умений и навыков жизнеобеспечения и сбережения окружающей среды, знаний по краеведению.

- Декоративно - эстетическое оформление пришкольного участка.

- Создание альпийской горки и дендрария.

·  Развитие  эстетического вкуса;

·  Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности;

Знать:

-   биологические особенности цветковых, древесных и кустарниковых растений;

- правила ухода за растениями. ·

- основы ландшафтного дизайна.

- основные принципы ландшафтного дизайна;

- различные стили ландшафтного дизайна.

Уметь:

·  применять теоретические знания на практике;

·  самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений;

·  использовать основные принципы ландшафтного дизайна;

·  использовать различные стили ландшафтного дизайна.

·  Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·   Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты

  •  умение работать с разными источниками информации;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  •  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты 

 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение особенностей строения  клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.     В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.      В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4.     В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5.    В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • игры, викторины, турниры, зачеты, итоговые занятия - внутри учебных групп;
  • участие в олимпиадах (поселковых, республиканских, специализированных) - на уровне учебных групп и учебного подразделения;
  • участие в выставках, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях, экологических слетах;
  • участие и победа в различных конкурсах (пришкольных участков и др.), научно-практических конференциях и т.д.;
  • выращенная в достаточном количестве рассада овощных и цветочно-декоративных культур;
  • хороший урожай овощных культур;
  • хороший урожай бобовых культур;
  • хороший урожай фруктовых и ягодных культур;
  • необычайный дизайн цветников на пришкольном участке;
  • облагораживание дополнительных территорий села ;

Методические условия реализации программы

Проведение занятий в эколого-биологическом кружке «Зеленый рай» направлено на развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся в оформлении композиций на пришкольном участке. Обучающиеся работают индивидуально, а также группами, участвуют в викторинах, экологических акциях, интеллектуально-познавательных играх, конкурсах районного характера.

Дополнительная образовательная программа по  кружку проводится в стенах школы и на опытно-пришкольном участке.
Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты,  практические и лабораторно-практические  работы, метод проектов. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями,  технологических расчетов. На лабораторно-практических  работах изучаются  свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает  объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее  представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также  включение  учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания  виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени.  Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность  организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов может быть организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Проекты имеют  социальную направленность,   требуют от школьников  активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, следует обратить внимание на ее практическую значимость для  УОУ или  приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.    

Для реализации обязательного минимума содержания  по разделам  «Растениеводство» и необходимо наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников. Школьные учебно-опытные участки  (УОУ), кабинеты биологии и  сельского хозяйства  являются основной базой изучения растениеводства.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.

Методы обучения

Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому.

Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа. Доклады, семинары, обобщающие занятия.

Практические навыки и умения учащиеся получают непосредственно на рабочем месте, это теплица и пришкольный участок. Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение порученной работы, содержание в порядке оборудовании я, инвентаря и инструментов, соблюдение всех правил техники безопасности при работе с острыми инструментами и сельскохозяйственным инвентарём входят в учебно-воспитательные задачи кружка. В конце каждого занятия подводятся итоги коллективного труда. Организован взаимоконтроль, заслушиваются сообщения о результатах своих исследований и наблюдений. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

 Методы организации учебно-воспитательного процесса предполагает: занятия кружка, летняя учебная практика, исследовательская работа, конференции школьного научного общества. Вводные уроки (экскурсии на пришкольный участок) имеют особую роль в формировании мотивации к предмету. В процессе беседы выявляются накопленные учащимися знания и жизненные впечатления о взаимосвязях человека с природой. Здесь мы приводим сведения, которые вызывают удивление и волнения у учащихся. Проводя экскурсию на пришкольный участок, на конкретных примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке. При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей Изучение нового материала, необходимого для практической самостоятельной работы, мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ (например, черенкование и рассаживание флоксов, пересадка многолетников, виды посева, обрезка и пасынкование и т.д.).

Формы и организации учебного процесса

  • Практические занятия;
  • Беседы и тематические занятия;
  • Лекции;
  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Выставка рисунков;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Защиты проекта, исследовательской работы.
  • зачеты — проводятся по пройденным темам по окончании каждого теоретического курса во всех учебных группах (письменные или устные, в виде слайдовых викторин и экологических игр). Их цель — не столько определение уровня освоенных знаний, сколько повторение и закрепление пройденного материала;
  • олимпиады — участие в биологических олимпиадах разного уровня, проводимых в объединении, является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления;
  • конференции исследовательских работ — проводятся по результатам практик и экспедиций на уровне учебных групп и позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Исследовательские работы представляются в форме устного доклада в соответствии с требованиями. Эта форма отчетности способствует формированию у школьников ответственности за выполнение работы; развивает логику мышления и умение говорить перед аудиторией, отстаивать свое мнение. Ребята обучаются правильному использованию необходимой научной терминологии, корректному и грамотному ведению дискуссии.

Рекомендуемая литература.

I. Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в  учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения

об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

 II. Рекомендуемая педагогическая литература.

1. Педагогика  /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

 III. Дополнительная литература

  1. Растения. Полная энциклопедия. Школьник Ю., М., Эксмо, 2008
  2. Энциклопедия комнатных растений. /Пер. со швед./ К. Свартстрем К., М., Омега, 2007
  3. Экология растений, Былова А. М., Шорина Н. И., М., Вентана-Гранд, 2008
  4. Экология, Криксунов Е. А., Пасечник В. В.,М., Дрофа,2008
  5. Все об альпинарии и водоеме в саду./Пер. с англ./ Хессайон Д. Г., М., Кладезь-Букс, 2007
  6. Ландшафтный дизайн от А до Я. М., ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА - ПРЕСС, 2009
  7. Журналы: Сад своими руками. 2009
  8. Мой прекрасный сад.2009 Блукер Н.А. Ботаника с основами физиологии растений
  9. Денисова Л.В. Удивительный мир растений
  10. Красная книга Хакасии
  11. Афегдулов К.П. Удобрения под планируемый урожай
  12. Белик В.Ф. Методика полевого опыта в овощеводстве
  13. Доспехов Б.А. Методика опытной работы в школе
  14. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями
  15. Родина В.А. Цветоводство в школе
  16. Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство
  17. Банников Н.Н. Охрана природы
  18. Пономарева И.Н. Экологический отдел пришкольного учебно-опытного участка
  19. Степанчук Н.А. Экологический практикум
  20. Алексеев С.В. Практикум по экологии
  21. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками

Муниципальное образовательное бюджетноеучреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества «Радуга» муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Рассмотрена                                                                                           Утверждена приказом                                                                                                                                

на методическом совете                                                                        директора МОБУ ДОД                                                                                            

МОБУ ДОД ДДТ «Радуга»                                                                  ДДТ «Радуга»                                                                                      

№___от«__»______20_г                                                                      №___от «__»______20 _г                                                                                

                                                                                            директор Прудко Т.М.

                                                                                             _____________________                                                                                            

                                                                                                                (подпись и печать)                                                                                                                                                                                                        

Перспективный план

воспитательной работы кружкового объединения

 «Зеленый рай»

эколого-биологического направления

Педагог-Кинзагулова Р.Р.

Возраст детей: 10-14                                                              

                                                                                                     

Срок реализации:    1 год                                                        

2015 год

                                                                      Утверждаю

                                                                                         директор МОБУ ДОД

                                                                            ДДТ «Радуга»

                                                                                         __________ Прудко Т.М.

                                                                                      Пр. №____от ______2015 г.

План  воспитательной работы педагога на 2015-2016 год.

Воспитательная программа кружкового объединения определяет цели воспитания с учетом интересов учащихся и их родителей.

Нормативно – правовой базой для разработки плана воспитательной работы являются следующие нормативно-правовые документы:

Закон РФ "Об образовании".

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Конвенция о правах ребенка.

Школа является основной базой не только обучения, но в первую очередь воспитания и развития детей. Поэтому важно внести во

внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность.

В основу воспитательной работы считаю необходимым положить следующие исходные принципы:

Принцип гуманистического воспитания.

Принцип личностно ориентированного подхода.

Принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни - это норма.

Принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

Принцип деятельного подхода.

Принцип толерантности.

Для осуществления этих принципов и создан наш кружок «Зеленый рай». Я, как руководитель буду корректировать и регулировать выбор, советовать, рекомендовать, проводить диагностику развития, обучать.

Социальный паспорт

В кружковом объединение обучаются ребята из 16 семей, из них , 1 - неполная, 9 – многодетных, 6 - малообеспеченных . Из 31 родителей имеют постоянное место работы 21 родителей, остальные не работают или работают периодически. Образовательный уровень родителей: 8 имеют высшее образование, остальные - среднее или среднее профессиональное.

Социальный статус кружковцев не низкий, но и не очень высокий. В объединении есть башкиры, украинцы, татары, русские. Ученики разных национальностей чувствуют себя спокойно, фактов неприязни между ними на национальной почве нет.

Цели и задачи воспитательной работы

Цель воспитательной работы - создать условия для формирования творческой нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

Формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности.

Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию.

Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся школы, формирование здорового образа жизни.

Сотрудничество с семьями учащихся, работа с родителями.

Формирование интереса учащихся к изучению химии и экологии.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание кружковцев реализуется через их участие в работе трудовых объединений.

Воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края.

Реализация экологического воспитания.

Укрепление здоровья.

Формирование трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Соединение теоретического обучения с практикой.

Подготовка молодежи к активной трудовой деятельности.

Подготовка к сознательному выбору профессии.

Патриотическое и гражданское воспитание

Целью является воспитание патриотизма, воспитание любви к своей земле. Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Поэтому к этой задаче теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

Патриотическое воспитание ставит своими задачами:

пробуждение интереса к истокам экологической науки;

воспитание чувства патриотизма, используя достижения российских ученых;

формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья

Основными направлениями работы являются:

изучение экология своего села;

коллективно-творческие дела: экологические субботники; участие в социальных, благотворительных акциях;

праздники общешкольные;

устные журналы, беседы, читательские конференции по сохранению природы, походы по родному краю, пропагандистская работа по здоровому образу жизни, поездки;

Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения.

Направления работы:

Формировании системы знаний о здоровьесбережении.

Экологическое воспитание.

Формирование системы знаний о здоровьесбережении решается при работе над исследовательскими проектами.

Экологическое воспитание школьников реализовывается через природоохранную работу: исследовательские проекты, участие в конкурсах, выставках».

Работа с органами школьного самоуправления

Участие кружковцев в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них. Оно обеспечивает представительство интересов детей и взрослых, учащихся и их родителей, коллективного принятия решений и персональной ответственности за их выполнение и результаты.

Общественное самоуправление школой осуществляют через определенные структурные подразделения. В основном кружковцы входят в Совет школы и Совет старшеклассников.

Работа с родителями

Важным звеном воспитательной работы школы является работа с родителями как с наиболее заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачами такой работы являются:

распространение новостей деятельности кружкового объединения;

привлечение родителей к активному участию в жизни кружка;

изучение общественного мнения с целью выяснения степени удовлетворенности работой кружкового объединения.

Решение этих задач реализуется через следующие мероприятия:

родительские собрания;

организация консультационной службы для родителей;

ежегодные отчеты перед родителями;

выставки творческих и исследовательских работ учащихся для родителей;

     Индивидуальная работа с одаренными и талантливыми детьми.

Современные дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, основной целью является привить устойчивый интерес детей к предмету.

  Основной задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих.

Цели:

обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями кружковцев;

развитие индивидуальности одаренного ребенка.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом:

Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей.

Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках кружковой деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ. Грамоты и призы. Стенд «Ими гордится школа», «Наши достижения».

Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).

План на каникулярное время.

№/п

Каникулы

Мероприятие

Ответственные

1

осенние

Работа над исследовательскими проектами

 Экологический субботник

Кинзагулова Р.Р.

2

зимние

Пересадка комнатных растений в школе

Кинзагулова Р.Р.

3

весенние

Подготовка презентации проекта «Зеленый рай»

Экологический субботник

Фотовыставка.

Кинзагулова Р.Р.

Утверждаю

директор МОБУ ДОД

 ДДТ «Радуга»

___________ Прудко Т.М.

Пр. №___ «___»______2015г

Перспективный план

воспитательной работы кружкового объединения

«Зеленый рай»

на 2015-2016 учебный год

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ОТВЕТСТВЕН-НЫЕ, УЧАСТНИКИ

МЕСТО
ПРОВЕДЕ-НИЯ

КОЛ-ВО

УЧАСТНИКОВ

В течение года

Родительское собрание в начале учебного года, в середине учебного года, в заключение учебного года

Познакомить

родителей с задачами,

целями коллектива.

Познакомить

родителей с

намеченным

творческим планом

коллектива

Кинзагулова Р.Р., родители

Школа

все

В течение года

Приглашение родителей на мероприятия

Показать умения и навыки

приобретенные

детьми за время первого года

обучения

Кинзагулова Р.Р., родители, кружковцы

Школа

все

В течение года

Самостоятельная работа детей с целью оказания помощи друг другу

Воспитывать в детях чувство

трудолюбия, коллективизма

Кинзагулова Р.Р., кружковцы

Школа

все

В течение года

Организационное занятие по санитарно-гигиеническим нормам (тесты).

Воспитывать в детях

аккуратность в себе, аккуратное, бережное отношение к

окружающему их миру

Кинзагулова Р.Р., кружковцы

Школа

все

В течение года

Работа с родителями

Сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, праздники, конкурсы

Кинзагулова Р.Р., родители, кружковцы

школа

все

НОЯБЬ-ДЕКАРЬ

Индивидуальная и проектная работа с учениками по проекту «Зеленый рай»

Организация и проведение конкурса фотографий цветов

Экологический субботник

Ответственность за «дом, в котором живем»

Развитие интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также развитие навыков самостоятельной работы

а) повышение интереса учащихся к изучению экологии;

б) оказание помощи в выборе профессии, рекомендация к поступлению в вузы страны;

г) пропаганда экологических знаний.

Воспитание

любви к своей земле

Все кружковцы

Все кружковцы

Школа

все

ЯНВАРЬ

Школьный этап НПК.

Участие в НПК «Менделеевские чтения»

а) повышение интереса учащихся к изучению химии;

б) пропаганда химических знаний

в) развитие интеллектуальных способностей

Кинзагулова Р.Р.

Школа

все

ФЕВРАЛЬ

Беседа для обучающихся среднего и старшего звена «5 правил правильного питания».

Пропаганда здорового образа жизни

Заманова Р., Леонтьева Е.

 Кинзагулова Р.Р

Школа

все

МАРТ

Заявление о себе как о серьезной организации

Привлечение в кружковое объединение новых членов

Кинзагулова Р.Р

Школа

Кружковцы

АПРЕЛЬ

Родительское собрание

Презентация кружкового объединения.

Выпуск фотоотчета

Отчет перед родителями

Кинзагулова Р.Р.

школа

все

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности " Азбука здоровья"  (спортивно-оздоровительное направление) - для 5 класса...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...