Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике.
статья
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_k_uchashchimsya_v_protsesse_obucheniya_fizike.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход к учащимся
в процессе обучения физике.
(Из опыта работы учителя физики Нимаевой Д.Г., МОУ ОСОШ)
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала.
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувство ответственности) направления.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
- Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Проведение диагностики по выбранному критерию.
- Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор способов дифференциации разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
- Диагностический контроль над результатами работы учащихся.
В работе с младшими школьниками (7-8 кл) целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.
По мнению психологов, обученность – это определенный итог предыдущего обучения, то есть характеристики психического развития ребенка. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качество знаний (например: осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.
Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Дифференциацию надо понимать как всестороннюю возможность и результативность обучения каждого ученика.
Задача учителя – дать возможность каждому ученику работать в полную меру своих способностей.
Я работаю учителем в общеобразовательной школе. Моя основная задача состоит в том, чтобы увлечь ребят физикой, создать крепкую базу теоретических знаний и практических умений. Практически на каждом этапе урока использую занимательный и исторический материал, задачи повышенной сложности. Как правило, в общеобразовательных классах ученики с различными способностями, уровнем усвояемости учебного материала и это диктует необходимость дифференцированного подхода. В течение первой четверти приглядываюсь к ребятам, изучаю их, беседую с родителями об индивидуальных особенностях детей, интересуюсь их увлечениями. Только во второй четверти делю ребят на три мобильные группы по уровням обучаемости. В первую группу входят дети с низким уровнем обучаемости, характеризующиеся беспомощностью в решении даже типовых задач, неоднократно решавшихся в классе. Во вторую группу входят ученики со средним уровнем обучаемости, характеризующиеся быстрым и прочным усвоением знаний, но затрудняющиеся при решении нестандартных задач. Третью группу составляют ребята с высоким уровнем обучаемости, характеризующиеся умением решать любые познавательные задачи без помощи учителя. Группы не являются стабильными в течение всего учебного года. Условно группы названы А, В, С. В силу различных обстоятельств, учащиеся могут свободно переводиться из группы в группу.
Стараюсь дифференцировать работу на разных этапах урока. Так, например, привлекаю учащихся к подготовке устных упражнений: группа А составляет задания на отработку определений, формул, единиц измерений; группа В – занимательные задачи, группа С – творческую работу.
Например, при изучении темы «Давление в твердых телах»:
- учащиеся группы А составляют задания «Найдите значение давления»;
- учащиеся группы В составляют задачи на нахождение давления
- учащиеся группы С подбирают занимательные задачи.
На каждом уроке на этапе закрепления материала, как правило, использую набор карточек с заданиями различного уровня сложности. Периодически, при закреплении нового материала, отработке умений и навыков учащихся применяю групповую работу на уроке.
Предлагаю один из вариантов такой работы. Разбиваю класс на группы по 4-5 человек. В каждой группе есть сильные и слабые ученики. Сильный ученик–консультант, он помогает ребятам своей группы разобраться с заданиями, вызывающими затруднения (консультант назначается учителем с учётом пожеланий учащихся). После группового выполнения работы каждый ученик получает индивидуальное задание, составленное и решённое консультантом и проверенное учителем заранее. Таким образом, консультант может сразу проверить карточку –задание и разобрать допущенные ошибки. В случае несогласия ученика с консультантом, учитель выступает в роли арбитра. Иногда консультант проводит устный опрос по теме. Вопросник заранее получен каждым учеником, поэтому у ребят есть возможность подготовиться к теоретическому опросу. Такой опрос является своеобразным допуском к самостоятельной работе. Консультант имеет право выставлять оценки ребятам своей группы. Критерий выставления оценок оговариваются с учащимися класса заранее.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением уровня развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности ( побуждение интереса к получению знаний). Деление класса на группы помогает мне организовать и взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность у детей за выполнение заданий, так как опрос провожу на уроке часто по группам, а посильные индивидуальные задания даю каждому ученику в зависимости от его группы.
Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Но следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемлёнными, они в меру своих возможностей и способностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке. Домашнее задание тоже часто дифференцируется: учащиеся сами выбирают, какие из предложенных заданий они будут делать; учащимся предлагаются задания, соответствующие уровню их подготовленности.
Таким образом, дифференцированный подход в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, шире использовать познавательные возможности сильных учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.
Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....
Педагогический проект "НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ"
Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...
Дифференцированный подход к решению задач по физике 7 класс. Работа и Мощность
Урок по физике 7 класс Работа и Мощность...
Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода в образовательном процессе на уроках физической культуры и на занятиях ЛФК в условиях гимназии"
Педагогический проект «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НА ЗАНЯТИЯХ ЛФК В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ»...
Индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитательном процессе
Познавательная деятельность воспитанников несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок....
Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрово...
Практико-ориентированный подход в процессе обучения физике
В статье обращается внимание на важность практико-ориентированного подхода в процессе обучения физике для формирования целостной картины мира....