Программа факультативного курса «Основные закономерности живой природы» для учащихся 9-х классов
элективный курс по биологии (9 класс)

Тебякина Светлана Николаевна

Цель курса: систематизация, углубление и расширение знаний об основных закономерностях жизнедеятельности живых организмов на различных уровнях организации живой материи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  факультативного курса  «Основные закономерности живой природы»

2020-2021 учебный год

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

__________________________________________________________

Рассмотрено на заседании

Согласовано:

ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол №3    от   28.05.2020

Руководитель  ШМО

Заместитель директора  

_________Ф.Ф. Рахимкулова

________ Л.Н. Симакова

Дата 28.05.2020

Дата   28.05.2020

Программа

Факультативного курса по  

«Основные закономерности

живой природы»

для учащихся 9-х классов

                                                                                                   

Автор программы:

учитель  биологии высшей     квалификационной категории МАОУ СОШ №1                                                  

Тебякина Светлана Николаевна

               

               

                                                               

Когалым, 2020г.

Содержание

1

Пояснительная записка…………………………...

3

2.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

6

3.

Учебно-тематический план……………………….

9

4.

Содержание изучаемого курса…………………….

10

5.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса…………………

10

6.

Приложение:………………………………………

- Тематика творческих работ учащихся к семинарским  занятиям

17

\

Пояснительная записка

       В современном мире биологические знания имеют большое значение и поэтому,    качественное биологическое образование является особенно актуальным. От выпускников средней школы требуется видение всей биологии, включающей в себя разнообразные области – ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, комплекс общебиологических дисциплин - как единой, целостной системы. Более того, именно такой системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные связи и являются главным критерием оценки знаний учащихся.

      Поэтому развитие биологической компетентности обучающегося, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы.

Актуальность программы состоит в его нацеленности на практическую значимость для обучающихся их результатов, получаемых в ходе учебной деятельности.

Цель программы: систематизация, углубление и расширение знаний об основных закономерностях жизнедеятельности живых организмов на различных уровнях организации живой материи.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы   за курс основной школы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
  • закрепить материал, который  вызывает наибольшие затруднения у учащихся;
  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  •  научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом;
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к изучению живой природы.

         Использование практических навыков, опирающихся на знания теории, позволяют выполнять триединность целей образования: научить, развивать, воспитывать.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению биологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений.  

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции:

  • добровольность;
  • активная позиция;
  • научность;
  • развивающий характер;
  • экологическая направленность;
  • профессиональная направленность.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу данного курса, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

            Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Введение в общую биологию». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития.

            Принцип системности в изучении элективного курса  биологии 9 класса сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных биологическим объектам внутренних взаимодействиях.

            Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком и организмами.

            Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения биологических знаний и  умений в личностный опыт ученика.

            Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Межпредметные связи:

  • химия,
  • история,
  • география,
  • изобразительное искусство,
  • информационно-коммуникативные технологии.

Программа предполагает осуществление текущего и итогового тестового контроля на отдельных уроках, что позволяет выяснить сразу у всех учеников степень усвоения определенного элемента теоретического содержания курса биологии и проверить сформированность умений и навыков, характерных для данной возрастной категории. Тематический контроль знаний осуществляется на занятиях обобщения и систематизации знаний.

В ходе устного ответа на традиционные вопросы учащимся предоставляется полная свобода, без каких-либо ограничений и подсказок. Традиционные задания используются для контроля любых дидактических целей: знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.д. С помощью традиционных заданий выявляется отношение ученика к изучаемому материалу, выясняется  глубина его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Возникающая при их использовании проблема объективной оценки решается путем использования наряду с традиционными  - тестовых форм контроля,  в том числе в форме ОГЭ.  При этом в ходе подготовки к проверке знаний и умений учитываются различные уровни усвоения материала учащимися - репродуктивный, продуктивный и творческий.

В соответствии с этим, все типы заданий, входящие в  тестовый контроль, распределяются  по видам деятельности:

  • задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);
  • задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);
  • задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).

В структуре основного государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся  -  репродуктивному, продуктивному и творческому - соответствуют базовый, повышенный и высокий уровни сложности.

Для контроля усвоения материала на первом уровне образцы контрольных работ содержат задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, с альтернативным выбором ответа. На втором - задания с множественным выбором правильных ответов и задания на установление соответствия и последовательности.  На третьем — заданий свободного изложения и анализа текста, рисунка, схемы, графика, решения задач и т. д.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.
  • Методы и приемы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный метод обучения
  • самостоятельная работа с различными источниками информации;
  • поисковый метод;
  • метод проблемного обучения;
  • метод эвристической беседы;
  • анализ;
  • проектный метод;
  • дискуссия;
  • диалогический метод;
  • практическая деятельность.
  • Формы контроля:
  • тестирование;
  • устный контроль;
  • выполненные задания в рабочей тетради;
  • результаты лабораторных работ.
  • тематические сообщения,
  • проверочные работы.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;
  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность животных, высказывать свои суждения, строить умозаключения;
  • умение использовать полученные знания на практике.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

После прохождения курса учащиеся должны знать/понимать:

  • признаки и свойства живых организмов;
  • клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов;
  • многообразие организмов разных царств. Закономерности наследственности и изменчивости;
  • главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификацию;
  • строение и жизнедеятельность органов и систем органов организма человека;
  • основные положения эволюционной теории;
  • среды обитания организмов. Факторы среды;
  • учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы.

Должны уметь:

  • сравнивать и анализировать биологические объекты, процессы, явления, происхождение на всех уровнях организации живого;
  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов;
  • применять биологические знания в практических ситуациях; решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии, составлять схемы скрещивания, цепи питания;
  • обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

      Реализация данной программы позволит учащимся расширить биологические знания и качественно подготовиться к основному государственному экзамену по биологии.

       Программа факультативного курса предусматривает 17 учебных часов (1 раз в неделю в течение одного полугодия) и рассчитана на учащихся 9 классов.

Учебно-тематический план

Содержание обучения.

Темы

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Семинары

1

1. Введение. Биология — наука о живой природе

1

1

2. Клетка как биологическая система

3

1

1

1

2

Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов

 

1

3

Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.

1

4

Химическая организация клетки. Метаболизм.

1

4. Организм как биологическая система

3

1

1

1

5

Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов разных царств. Размножение и онтогенез.

1

6

Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности.

1

7

Зачет по теме «Организм как биологическая система»

1

5. Многообразие организмов

3

3

8

Бактерии, особенности строения. Многообразие бактерий

1

9

Растения. Грибы. Особенности строения и многообразия

1

10

Животные, их строение, жизнедеятельность, размножение

1

6. Человек и его здоровье

3

1

1

1

11

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов

1

12

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Профилактика инфекционных заболеваний

1

13

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности

1

7. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

2

2

14

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции

1

15

Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции.

1

16

8. Экосистемы и присущие им закономерности

1

1

17

9. Зачет

1

Итого

17

9

4

4

Содержание учебного курса

  1. Введение. Биология — наука о живой природе (1ч.)

 Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы.

 

  1. Клетка как биологическая система  (3ч.)

 Клеточная теория, ее основные положения. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Строение про- и эукариотической клетки. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Хромосомы, их строение и функции. Митоз, мейоз. Фазы митоза и мейоза.

  1. Организм как биологическая система (3ч.)

 Организменный уровень организации жизни, присущие ему закономерности. Многообразие организмов разных царств. Размножение и онтогенез. Роль мейоза. Закономерности наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности.

  1. Многообразие организмов (3ч.)

 Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство, их соподчиненность. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, их строение, жизнедеятельность, размножение. Признаки основных отделов, классов, семейств растений. Главные признаки одноклеточных и многоклеточных животных, их классификация. Хордовые животные, их классификация, особенности строения. Роль живых организмов в природе и жизни человека.

  1. Человек и его здоровье (3ч.)

 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

  1. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира  (2ч.)

 Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции. Макроэволюция. Формы эволюции.  Направления и пути эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.

  1. Экосистемы и присущие им закономерности (1ч.)

 Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические, анторопогенные. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Разнообразие биогеоценозов. Саморазвитие и смена экосистем. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Защита среды от загрязнений. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их развития.

  1. Зачет (1ч.)

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КУРСА

Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники тестовых работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

В комплект печатных пособий включены таблицы по биологии, в которых  представлены особенности строения отдельных организмов (растений, животных, грибов, бактерий), анатомическое строение органов и систем органов человека, уровни организации живой природы, систематические группы растений и животных.

Учебно-лабораторное оборудование, используемое при проведении лабораторных и практических работ по предмету, а также для демонстрации особенностей строения, процессов жизнедеятельности организмов включает модели, муляжи, чучела животных, тренажеры, влажные препараты, микропрепараты, микроскопы, лабораторное оборудование.

Учебно-методические средства обучения

Литература

  1. Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006. – 148 с.
  2. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. - (Школьные олимпиады).
  3. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.
  4. Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология: Подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов: «Лицей», 2006. – 112 с.
  5. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. / Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 127, [1] с.
  6. ЕГЭ-2008: Биология. Репетитор. Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с.
  7. ГИА — 2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / Авт.-сост. В.С.Рохлов, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов, Я.О.Алексеева, Г.И.Лернер. - М.:АСТ: Астрель, 2010 — 69, [11] с., ил. - (Федеральный институт педагогических измерений).

Литература для учащихся

  1. Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М. : Эксмо, 2012. – 352
  2. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л. Богданов, Е.А. Солодова. – 3-е изд. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 816 с. :ил.
  3. ЕГЭ-2014: Биология: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. Е.А. Никишова, СП. Шаталова. — Москва : ACT : Астрель, 2014. — 207, [1] с: ил. — (Федеральный    институт    педагогических    измерений).
  4. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и Государственной итоговой аттестации: для поступающих в медицинские учебные заведения / Т. А. Шустанова. — Изд. 4-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 539 с.: ил. — (Абитуриент).
  5. ЕГЭ. Биология. Экспресс-подготовка / Ю. А. Садовниченко, А. В. Кустовская. - М.: Эксмо, 2013. - 240 с. - (100 дней до ЕГЭ).
  6. ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. — М: Издательство «Экзамен», 2011. — 510, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»)
  7. ЕГЭ 2013. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина. — М. : Издательство «Экзамен», 2013. — 158 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
  8. ЕГЭ-2013 : Биология : самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. Е.А. Никишова, СП. Шаталова. — М.: Астрель, 2013. — 191, [1] с: ил. — (Федеральный институт педагогических измерений).
    (ООО «Издательство Астрель»)

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов

Печатные пособия:

Таблицы Анатомия 21 шт ламинированные  

Таблицы Биология 7 кл. Животные 12 шт

Таблицы Биология Животные 20 шт ламинированные

Таблицы Ботаника Растения 21 шт ламинированные  

       Портреты выдающихся ученых биологов, врачей.

Экранно- звуковые пособия

Видеофильмы по разделам программы

DVD фильм Генетика 16 фрагментов  

DVD фильм Экологические факторы. Свет (8 фрагментов)

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. CD-ROM for Windows Уроки биологии  Общая биология – 11 класс
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  4. CD-ROM for Windows Уроки биологии  Животные – 7 класс
  5. DVD-video Видеоиллюстрации Общая биология Биотические отношения  современная гуманитарная академия
  6. DVD-video Видеоиллюстрации Общая биология Экологические факторы. Свет.  современная гуманитарная академия
  7. DVD-video Видеоиллюстрации Общая биология Генетика  современная гуманитарная академия
  8. CD-  Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца  Биология. Зоология беспозвоночных- 7 класс
  9. CD-  Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца  Зоология Электронный атлас для школьника 7 класс
  10. CD-  Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца  Биология. Анатомия и физиология человека- 8класс
  11. CD Биология Человек 1С:Школа лицензионная копия от « 1С»
  12. CD Биология Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники1С:Школа лицензионная копия от «1С»

        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения,

учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

Кабинет биологии 218 имеет следующее материально-техническое оснащение:

Наименование оборудование

Кол-во

Ноутбук HP RH387EA nx7400

1

Принтер лазер  LaserJet  1000

1

Интерактивная доска TRIUMPH Complete 78

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

1

Мультимедийный проектор "Panasonic PT-P1SDE /PT-P1SDE/

1

Микроскоп  цифровойDigitalBlue 51527

1

Цифровая лаборатория Архимед, регист-р данных NOVA 5000/Nova SX

1

Цифровая лаборатория Архимед,версия 3,0 программное обеспечение, лицензия ЦЛА3В      

1

Цифровая лаборатория Архимед.версия 3,0 Методические материала  /ЦЛАЗВ R М/    

1

Микроскоп

10

Комплект лабораторный "Пчелка -У"

1

Комплект лабораторный "Пчелка -У/хим"

1

Комплект телекамера

1

Датчик  рН метр 0-14 рН/DT016A/

1

Датчик дыхания +/- 315 л/мин / DT037 /

1

Датчик содер кислорода с адаптером/DT222A/

1

Датчик частоты сокрщ сердца0-200 уд/мин /DN155/

1

Датчик влажности повышенной точности 0-100%/ DT 014 /      

1

Датчик дыхания +/- 315 л/мин / DT037 /    

1

Датчик освещенности 0-600/0-6000/0-150000 лк

1

Датчик температуры -25 +110 С /DT029 /  

1

Тренажер  сердечно-легочной  реанимации " Максим "

1

Тренажер в/м инъекций Т14

1

Тренажер для в/в инъекций Т5

1

Весы медицинские РП-150

1

Ростомер

1

Тонометр с фенендоскопом ИАДМ-ОПМ    

1

Тонометр

1

Тонометр механический

6

Торс человека

1

Аквариум 120 литров

1

Кости черепа

1

Микропрепарат Анатомия и физиология человека

1

Микропрепарат Ботаника 6-7 класс

1

Микропрепарат Зоология

1

Микропрепарат Общая биология

1

Набор палеонтологических находок "Происхождение человека" (14)

1

Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии

1

Скелет человека (разборная модель, высота 85 см)

1

Структура ДНК

1

Гигиена зубов (строение челюстей человека, муляж зубной щетки)

1

Желудок (разборная модель)

1

Зубы человека    

1

Локтевой сустав подвижный

1

Молекула белка

1

Нос в разрезе      

1

Цветок персика (разборная модель)

1

Цветок подсолнечника (разборная модель)

1

Цветок пшеницы (разборная модель)  

1

Цветок тюльпана (разборная модель)  

1

Части позвоночника человека      

1

Челюсть (разборная модель)  

1

Влажный препарат Беззубка    

1

Влажный препарат Внутреннее строение крысы      

1

Влажный препарат Внутреннее строение лягушки    

1

Влажный препарат Внутреннее строение рыбы

1

Влажный препарат Развитие костистой рыбы

1

Влажный препарат Сцифомедуза

1

Влажный препарат Тритон    

1

Влажный препарат Уж

1

Влажный препарат Черепаха болотная    

1

Влажный препарат Ящерица    

1

Лупа ручная

15

микроскоп учебный  

15

Набор муляжей Грибы    

1

Набор препаровальных инструментов

15

Стекло покровное 18*18 (уп)  

5

Контейнер для хранения датчиков биологии  15-051    

1

Раздаточный контейнер для датчиков биологии 16234    

1

Влажный препарат "Гадюка"

1

Карта Мира зоографичаская

1

Набор "Распил костей"

1 набор

Набор "Распил скелета птиц"

5 наборов

Скелет человека

1

Стекло предметное

2

Уровни органов живой природы /12 плакатов/

1

Чучело "Голова лося"

1

Чучело "Дятел"

1

Чучело "Косуля"

1

Чучело "Крошлек"

1

Чучело "Куропатки"

1

Чучело "Нырок"

1

Чучело "Птицы"

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематика творческих работ учащихся к семинарским  занятиям

Тема семинарского занятия

Темы творческих работ учащихся

1

Клеточная теория, ее основные положения.

Клеточное строение организмов

1. История возникновения клеточной теории

2. Основные этапы развития клеточной теории

3. Основные положения современной клеточной теории

2

Селекция организмов.  Биотехнология, генная и клеточная инженерия.

1. История развития селекции

2. Центры происхождения культурных растений

3. Биотехнология, ее достижения

4. Современные аспекты биотехнологических исследований

5. Генная инженерия. Этические аспекты клонирования

3

Роль живых организмов в природе и жизни человека

1. Роль животных  в природе и жизни человека

2. Роль растительных организмов в природе и жизни человека

3. Роль микроорганизмов в природе и жизни человека

4

Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

1. Факторы, определяющие здоровье человека

2. Значение двигательной активности для укрепления здоровья человека

3. Здоровое питание, его значение для поддержания здоровья человека

4. Вредные привычки, их влияние на организм человека

5. Влияние экологических факторов на здоровье человека

5

Биогеоценоз, его компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль.

1. Основные характеристики биогеоценотического уровня жизни

2. Трофические связи в природе

3. Роль живых организмов в биологическом круговороте веществ в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа - Программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы "Культуроведение России: город Дзержинск"

Программа предназначена для учащихся старшего звена (10-11 классы) общеобразовательных школ. Включает в себя 10 культуроведческих тем, которые вызывают определенный интерес у учащихся, интегрируют зна...

ПРОГРАММА факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Профориентация.Выбор профессий»

Цель курса – формирование у учащихся готовности к сознательному профессиональному выбору....

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 - 9 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для учащихся 5-9  классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Страноведение. Англоязычные страны и Россия: диалог культур»

Курс предназначен для учащихся 9-х классов  и рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.Сюда включены самые разнообразные сведения о тех сферах в жизни общества, которые н...

Рабочая программа факультативного курса «Русская народная культура» для учащихся 9 в класса

Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся   в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее предс...