Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему
программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биологии, изучение интересов и способностей школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_profilnogo_obucheniya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса профильного обучения
«Физика и живая природа»
Автор: Мастерова Мария Владимировна – учитель физики
Пояснительная записка.
21 век! Привычными стали атомные электростанции, синхрофазотроны, сверхзвуковые самолеты, цветное телевидение, мобильная связь, компьютер…
И все же, принимая сегодня как должное, все эти свершения человеческого гения и ничему не удивляясь, мы, тем не менее, не перестаем поражаться и восхищаться творениями живой природы. Чего только нет в ее «патентном бюро»!
Гидравлический привод? Пожалуйста, у паука. Пневматический отбойный молоток? Вот он, у земляной осы. Ультразвуковой локатор? У летучей мыши. Реактивный двигатель? У кальмара. Точный барометр? У лягушки, вьюна, пиявки. Запахоанализатор, способный различать 500 тысяч запахов? У обыкновенной дворняжки. Живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. Естественный отбор безжалостно отбрасывал все, что не могло приспособиться к условиям существования.
Живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. В течение всей своей истории человек учился у природы, копировал ее «изобретения», был самым прилежным ее учеником. Еще древнегреческий философ Демокрит отмечал: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам, а именно, мы ученики паука в ткацком и портняжном ремесле, мы ученики ласточек – в построении жилищ и певчих птиц – в пении».
Общий объект изучения- человек + природа- остается расчлененным между отдельными дисциплинами. Данный курс дает возможность проявить свои знания учащимся в целостном подходе к окружающему миру.
Программа курса составлена на межпредметной основе и включает 3 основные части:
1. Теоретические знания и практические умения в области физики.
2. Теоретические знания и практические умения в области биологи.
3. Изучение интересов и способностей школьника, склонность к профессии.
Программа курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Усвоение теоретической и практической части осуществляется на базе кабинетов физики и биологии.
Программа предпрофильного курса рассчитана на 17 часов, в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.
Основные цели курса:
- Сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки.
- Расширить кругозор учащихся; повысить их интерес к решению качественных задач на основе межпредметных связей, позволяющих устанавливать причины и следствия, анализировать результаты исследовательской деятельности.
- Раскрыть особенности строения некоторых органов и систем живых организмов в связи с выполняемыми функциями.
- Развивать умение обосновывать физиологические процессы с точки зрения физических законов.
- Позволить учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.
Основными методами обучения являются: частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.
Ожидаемые результаты:
- получение представлений об отдельных природных явлениях, методах научного познания природы и современной физической картины мира;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления рефератов и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;
Ресурсы для реализации курса:
Для проведения предпрофильного курса «Физика и живая природа» необходимо наличие в образовательном учреждении:
- лабораторное оборудование,
- кабинет, оснащённый единичным комплектом компьютерного и демонстрационного оборудования;
- проектор с экраном.
Содержание программы:
Введение- 1 час
Физические параметры, характеризующие окружающий мир.
Механические явления-2 часа
Движение - основное свойство живой материи.
Лабораторная работа «Измерение времени реакции человека»
Тепловые явления- 3 часа
Приспособление живых организмов к различной температуре. Влажность воздуха в жизни растений. Природные термолокаторы. Лабораторная работа «Определение относительной влажности» .
Электрические явления-3 часа
Электрические явления в живой природе. Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электричество и жизнь.
Оптические явления-3 часа
Различия в строении органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных.
Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, оптические иллюзии.
Лабораторная работа «Определение остроты зрения».
Звуковые явления-3 часа
Голоса в животном мире. Эхо в мире живой природы.
Лабораторная работа «Определение остроты слуха»
Повторение-2 часа
Учебно-тематический план
№ | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля | |
аудиторные | ||||||
лекция | практика | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | Беседа | наблюдение | |
2 | Механические явления | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2/1 | Движение- основное свойство живой материи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа | Решение задач |
2/2 | Лабораторная работа «Измерение времени реакции человека» | 1 | 1 | эксперимент | наблюдение | |
3 | Тепловые явления | 3 | 1,5 | 1,5 | ||
3/1 | Приспособление живых организмов к различной температуре. | 1 | 0,5 | 0,5 | дискуссия | |
3/2 | Влажность воздуха в жизни растений. Природные термолокаторы. | 1 | 1 | лекция | ||
3/3 | Лабораторная работа «Определение относительной влажности» . | 1 | 1 | эксперимент | наблюдение | |
4 | Электрические явления | 3 | 2 | 1 | ||
4/1 | Электрические явления в живой природе. | 1 | 1 | лекция | ||
4/2 | Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. | 1 | 1 | лекция | ||
4/3 | Электричество и жизнь | 1 | 1 | дискуссия | сообщения | |
5 | Оптические явления | 3 | 2 | 1 | ||
5/1 | Различия в строении органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных. | 1 | 1 | лекция | ||
5/2 | Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, оптические иллюзии. | 1 | 1 | лекция | ||
5/3 | Лабораторная работа «Определение остроты зрения». | 1 | 1 | эксперимент | наблюдение | |
6 | Звуковые явления | 3 | 3 | |||
6/1 | Голоса в животном мире. | 1 | 1 | дискуссия | сообщения | |
6/2 | Эхо в мире живой природы. | 1 | 1 | Составить задачи по данной теме | ||
6/3 | Лабораторная работа «Определение остроты слуха» | 1 | 1 | эксперимент | наблюдение | |
7 | повторение | 2 | 2 | конференция | Зачет. Защита рефератов. |
Литература:
1. Беркенблит М. Б., Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1988.
2. Тарасов Л. В. Физика в природе. -М.: Вербум 2002 г.
3. Сёмке А. И. Физика и Живая природа М.: Чистые пруды, 2008г.
4. Майкл Ди Специо Занимательные опыты. Свет и звук. М.: АСТ. Астрель,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Место, где я живу".
Программа элективного курса "Место, где я живу". Региональный компонент....
Элективный курс "Физика в живой природе".
Тематическое планирование для элективного курса в 9классе....
Дополнительная образовательная программа по физике «Физика в живой природе»
Дополнительная образовательная программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программ...
блиц-турнир "физика в живой природе"
блиц-турнир "физика в живой природе" 7-9 класс разработка презентации на неделю физики...
Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.
Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
Программа курса по выбору: «Основные закономерности живой природы. Царство Растения» 10-11 класс
В программу данного курса включены вопросы «Экология», «Микология», «Теории эволюции», «Ботаника», «Геоботаника».Содержание программы базиру...