Программа элективного курса профильного обучения «Физика и живая природа»
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему

программа составлена на межпредметной основе и включает в себя 3 основные части: теоретические знания и практические умения в области физике, теоретитческие знания и практические умения в области биологии, изучение интересов и способностей школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_profilnogo_obucheniya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса  профильного обучения

«Физика и живая природа»

Автор: Мастерова Мария Владимировна  – учитель физики

Пояснительная записка.

21 век! Привычными стали атомные электростанции, синхрофазотроны, сверхзвуковые самолеты, цветное телевидение, мобильная связь, компьютер…

И все же, принимая сегодня как должное, все эти свершения человеческого гения и ничему не удивляясь, мы, тем не менее, не перестаем поражаться и восхищаться творениями живой природы. Чего только нет в ее «патентном бюро»!

       Гидравлический привод? Пожалуйста, у паука. Пневматический отбойный молоток? Вот он, у земляной осы. Ультразвуковой локатор? У летучей мыши. Реактивный двигатель? У кальмара. Точный барометр? У лягушки, вьюна, пиявки. Запахоанализатор, способный различать 500 тысяч запахов? У обыкновенной дворняжки.     Живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. Естественный отбор безжалостно отбрасывал все, что не могло приспособиться к условиям существования.

            Живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. В течение всей своей истории человек учился у природы, копировал ее «изобретения», был самым прилежным ее учеником. Еще древнегреческий философ Демокрит отмечал: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам, а именно, мы ученики паука в ткацком и портняжном ремесле, мы ученики ласточек – в построении жилищ и певчих птиц – в пении».

Общий объект изучения-  человек + природа- остается расчлененным между отдельными дисциплинами. Данный курс дает возможность проявить свои знания учащимся в целостном подходе к окружающему миру.

Программа курса составлена на межпредметной основе и включает 3 основные части:

1. Теоретические знания и практические умения в области физики.

2. Теоретические знания и практические умения в области биологи.

3. Изучение интересов и способностей школьника, склонность к профессии.

Программа курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Усвоение теоретической и практической части осуществляется на базе кабинетов физики и биологии.

Программа предпрофильного курса рассчитана на 17 часов, в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.

Основные цели курса:

  1. Сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки.
  2. Расширить кругозор учащихся; повысить их интерес к решению качественных задач на основе межпредметных связей, позволяющих устанавливать причины и следствия, анализировать результаты исследовательской деятельности.
  3. Раскрыть особенности строения некоторых органов и систем живых организмов в связи с выполняемыми функциями.
  4. Развивать умение обосновывать физиологические процессы с точки зрения физических законов.
  5. Позволить учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.

Основными методами обучения являются: частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.

Ожидаемые результаты:

  • получение представлений об отдельных природных явлениях, методах научного познания природы и современной физической картины мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления рефератов и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;

Ресурсы для реализации курса:

Для проведения предпрофильного курса «Физика и живая природа» необходимо наличие в образовательном учреждении:

  • лабораторное оборудование,
  • кабинет, оснащённый единичным комплектом компьютерного и демонстрационного оборудования;
  • проектор с экраном.

Содержание программы:

Введение- 1 час

Физические параметры, характеризующие окружающий мир.

Механические явления-2 часа

Движение - основное свойство живой материи.

Лабораторная работа «Измерение времени реакции человека»

Тепловые явления- 3 часа

Приспособление живых организмов к различной температуре. Влажность воздуха в жизни растений. Природные термолокаторы. Лабораторная работа «Определение относительной влажности» .

Электрические явления-3 часа

Электрические явления в живой природе. Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных. Электричество и жизнь.

Оптические явления-3 часа

Различия в строении органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных.

Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, оптические иллюзии.

Лабораторная работа «Определение остроты зрения».

Звуковые явления-3 часа

Голоса в животном мире. Эхо в мире живой природы.

Лабораторная работа  «Определение остроты слуха»

Повторение-2 часа

Учебно-тематический план

Название  темы (раздела)

Всего

часов

Из них

Формы организации

занятий

Формы контроля

аудиторные

лекция

практика

1

Введение

1

1

Беседа

наблюдение

2

Механические явления

2

0,5

1,5

2/1

Движение- основное свойство живой материи.

1

0,5

0,5

Беседа

Решение задач

2/2

Лабораторная работа «Измерение времени реакции человека»

1

1

эксперимент

наблюдение

3

Тепловые явления

3

1,5

1,5

3/1

Приспособление живых организмов к различной температуре.

1

0,5

0,5

дискуссия

3/2

Влажность воздуха в жизни растений. Природные термолокаторы.

1

1

лекция

3/3

Лабораторная работа «Определение относительной влажности» .

1

1

эксперимент

наблюдение

4

Электрические явления

3

2

1

4/1

Электрические явления в живой природе.

1

1

лекция

4/2

Открытие Гальвани. Электрические явления в нервной системе животных.

1

1

лекция

4/3

Электричество и жизнь

1

1

дискуссия

сообщения

5

Оптические явления

3

2

1

5/1

Различия в строении органов зрения у различных живых существ – рыб, насекомых, птиц, высокоорганизованных животных.

1

1

лекция

5/2

Особенности зрения человека: строение и оптическая система глаз, цветное зрение, оптические иллюзии.

1

1

лекция

5/3

Лабораторная работа

«Определение остроты зрения».

1

1

эксперимент

наблюдение

6

Звуковые явления

3

3

6/1

Голоса в животном мире.

1

1

дискуссия

сообщения

6/2

Эхо в мире живой природы.

1

1

Составить задачи по данной теме

6/3

Лабораторная работа

 «Определение остроты слуха»

1

1

эксперимент

наблюдение

7

повторение

2

2

конференция

Зачет. Защита рефератов.

Литература:

1. Беркенблит М. Б., Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1988.

2. Тарасов Л. В. Физика в природе. -М.: Вербум 2002 г.

3. Сёмке А. И. Физика и Живая природа М.: Чистые пруды, 2008г.

4. Майкл Ди Специо Занимательные опыты. Свет и звук. М.: АСТ. Астрель,2005.

5. Интернет - сайты: 

http://www.floranimal.ru; 

http://www.zooeco.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Место, где я живу".

Программа элективного курса "Место, где  я живу". Региональный компонент....

Элективный курс "Физика в живой природе".

Тематическое планирование для элективного курса в 9классе....

Дополнительная образовательная программа по физике «Физика в живой природе»

Дополнительная образовательная  программа « Физика в живой природе» предназначена для учащихся 9, 10 или 11 классов общеобразовательного учреждения. Разработана на основе авторской программ...

блиц-турнир "физика в живой природе"

блиц-турнир "физика в живой природе" 7-9 класс разработка презентации на неделю физики...

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.

Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

Программа курса по выбору: «Основные закономерности живой природы. Царство Растения» 10-11 класс

В программу данного курса включены вопросы «Экология», «Микология», «Теории эволюции», «Ботаника», «Геоботаника».Содержание программы базиру...