Технологическая карта урока. Биология-система наук о живой природе
материал по биологии (5 класс)
Учащиеся открывают новые знания, через работу с текстом учебника, в ходе выполнения работы идет решение проблемных вопросов через сотрудничество с одноклассниками при обсуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биология-система наук о природе | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс: 5 класс
Учитель биологии: Серко Светлана Борисовна
Тема: Биология-система наук о живой природе
Тип урока Урок «открытия» нового знания. Системно- деятельностной направленности.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи урока:
- образовательная: систематизировать знания обучающихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе; иметь представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.
- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
- воспитательная: формирование навыков группового взаимодействия в процессе учебной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; мультимедийная презентация;
Дидактические материалы и оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1 | Актуализация необходимых знаний | Вспомните: 1.Какую роль играют растения и животные в природе? | 1.Отвечают на вопрос и проводят анализ ответов, осуществляют взаимоконтроль. . | Личностный: Самоопределение и смыслообразование: умение установить связь между учебной деятельностью и её мотивом; умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметный: Регулятивные действия: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся. Познавательные действия: Самостоятельное выделение формулирование познавательной цели. |
2. Какую роль играют растения и животные и жизни человека? Рис.2 Стр.8 | 2. Отвечают на вопрос и проводят анализ ответов, осуществляют взаимоконтроль | |||
3.Читаем стихотворение Эта наука не проста, Какая наука объединяет все на земле? | 3.Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока и постановка целей. | |||
2 | Мотивация познавательной деятельности: | 1.Показываю значение слова биология с греческого биос-жизнь , логос- учение. | 1.Обучающиеся высказывают своё мнение. | Личностный: Учащиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Предметный: Умение прогнозировать значение мхов. Метапредметный: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных результатов; установление причинно-следственных связей. Межпредметный: ОБЖ, Экология. |
2.Почему значение слова греческое? Работа с книгой читаем рассказ о зарождении биологии. Аристотель написал труд «История животных», где привел сведения о строение тела животных, питании. Он построил «лестницу существ» где происходит постепенный переход от неживых тел более сложным живым организмам. Первое обобщение знаний о растениях сделал ученик Аристотеля –Теофраст. Он является отцом ботаники, кто первым систематизировал знания о растениях. | 2.Обучающиеся высказывают своё мнение, а после прочтения дают аргументированный ответ. | |||
3.Какие Вы знаете науки, которые входят в одну большую науку биологию? Рис.на стр.9 | 3.Обучающиеся самостоятельно перечисляют науки стараясь применить свои знания (часть слова логос встречается очень часто) | |||
3. | Организация познавательной деятельности | РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТОЧКОЙ: Прочитаете фрагмент текста и укажите, какие биологические науки установили приведенные факты. Тропическая птичка колибри- самая маленькая среди птиц. Её тело имеет длину 3 – 5 сантиметров. У некоторых видов колибри узкий и острый клюв нередко превосходит длину телу. Таким клювом птицы легко добывают нектар из цветов. НАУКА_______________________ Для роста и развития кораллам требуются благоприятные условия. Они обитают в воде с достаточно высокой солёностью и температурой. В пресной и относительно прохладной воде кораллы не живут. НАУКА_______________________ Кислица обыкновенная – невысокое травянистое растение с тройчатыми, кислыми на вкус листьями. В народе это растение называют заячьей капустой. НАУКА_______________________ У картофеля и томатов широко распространено заболевание – фитофторой. Повреждённые фитофторой клубни и плоды не пригодны в пищу. НАУКА_______________________ В громадных количествах в почве гниющих остатках листьев, веток, корней обитают микроскопические организмы – бактерии. На одном квадратном сантиметре почвы живут сотни миллионов бактерий. НАУКА______________________ | РАБОТА В ПАРЕ 1. Определяют и комментируют особенности разных наук на основе карточки. 2. Сравнивают описательный текст с определениями учебник 3.Отвечают на вопрос и проводят анализ ответов, осуществляют взаимоконтроль. | Личностный: установление связи обучающимися между результатом учения и тем, что побуждает деятельность. Предметный: умение прогнозировать значение мхов в зависимости от их строения; умение описывать жизнедеятельность мхов. Метапредметный: Регулятивные действия уметь корректировать свою работу на уроке в случае необходимости. Познавательные действия поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; анализ объекта с целью выделения признаков. Коммуникативные действия: уметь работать индивидуально, в группе; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
СРАВНИВАЕМ И ОБОБЩАЕМ На основе своих наблюдений за живой природой родного края выполните задание: 1.Вспомните, какие листопадные деревья встречаются вам по дороге в школу. Напишите их название.___________________________ ________________________________________ Как называют ученых, изучающих деревья и другие растения?________________________ 2. Какие съедобные грибы собирают в сентябре._______________________________________________________________________ Как называют ученых, изучающих грибы?_________________________________ 3. Выясните, что делается в вашем районе для сохранения природы.______________________ Как называют ученых, усилия которых направлены на сохранение природы?_______________________________ | Отвечают на вопрос, опираясь на новые знания и личный опыт. | |||
4. | Рефлексия деятельности (итог урока) | Предлагаем ответить на вопрос: Почему возникла необходимость данной темы? Тест согласны ли вы? Я узнал… | Отвечают на вопрос, опираясь на новые знания и личный опыт. Обучающиеся обмениваются тетрадями для взаимооценки. | Личностный: Наличие мотивации к работе на результат. Предметный: умение прогнозировать значение мхов в зависимости от их строения; умение описывать жизнедеятельность мхов. Метапредметный: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения знаний. |
5. | Информация о домашнем задании | Информировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. А закончить урок мне хочется словами Цицерона: «Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет ничего более упорядоченного в биологии, чем природа» | Творческое задание: подобрать пословицы, поговорки и загадки о растениях. | Метапредметный: поиск и выделение необходимой информации с помощью дополнительных ресурсов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля
Раздел «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Живая подлодка"
Данный урок посвящен изучению внешнего строения дождевого червя. Используется понятия метапредмет, метазадача. Данный урок - урок реализации метапредметных УУД ....
Урок №1 "Биология - наука о живой природе" 5 класс. Пасечник В.В. УМК "Линия жизни"
Сборник материалов...
технологическая карта по теме : биология -наука о живых организмах
технологическая карта по теме : биология -наука о живых организмах 5 класстестовая работа по биологии 5 класспрезентация Что такое гормоны? 8 класс...
Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....
Технологическая карта урока 8 класс «Наука»
Технологическая карта урока 8 класс «Наука»...
Биология 5 класс. Урок-знакомство: "Биология - наука о живой природе"
Разработка урока №1 по биологии в 5 классе. Учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа...