Технологическая карта урока. Биология-система наук о живой природе
материал по биологии (5 класс)

Серко Светлана Борисовна

Учащиеся открывают новые знания, через работу с текстом учебника, в ходе выполнения работы идет решение проблемных вопросов через сотрудничество с одноклассниками при обсуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Биология-система наук о природе63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Биология

Класс: 5 класс

Учитель биологии: Серко Светлана Борисовна

Тема: Биология-система наук о живой природе

Тип урока   Урок «открытия» нового знания.   Системно- деятельностной направленности.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи урока:

- образовательная: систематизировать знания обучающихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе; иметь представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.

- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.

- воспитательная: формирование навыков группового взаимодействия в процессе учебной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Средства обучения: информационно-коммуникативные технологиикомпьютер; проектор; мультимедийная презентация;

Дидактические материалы и оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Этапы урока

                    Деятельность

                    учителя

                          Деятельность

                      ученика

                     Результат

1

Актуализация необходимых  знаний

Вспомните:

1.Какую роль играют растения и животные в природе?

1.Отвечают  на вопрос и проводят анализ ответов, осуществляют взаимоконтроль.

.

Личностный: Самоопределение  и смыслообразование: умение установить связь между учебной деятельностью и её мотивом; умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметный: Регулятивные действия: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся.

Познавательные действия: Самостоятельное выделение формулирование познавательной цели.

2. Какую роль играют растения и животные и жизни человека? Рис.2 Стр.8

2. Отвечают  на вопрос и проводят анализ ответов, осуществляют взаимоконтроль

3.Читаем стихотворение

Эта наука не проста,
Она изучает и раскрывает
Логику Жизни от края до края
.

Какая наука объединяет все на земле?

3.Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока и постановка целей.

2

Мотивация познавательной деятельности:

1.Показываю значение слова биология с греческого биос-жизнь , логос- учение.

1.Обучающиеся высказывают своё мнение.

Личностный: Учащиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Предметный: Умение прогнозировать значение мхов.

Метапредметный: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных результатов;

установление причинно-следственных связей.

Межпредметный: ОБЖ, Экология.

2.Почему значение слова греческое?

Работа с книгой читаем рассказ о зарождении биологии.

Аристотель написал труд «История животных», где привел сведения о строение тела животных, питании. Он построил «лестницу существ» где происходит постепенный переход от неживых тел более сложным живым организмам. Первое обобщение знаний о растениях  сделал ученик Аристотеля –Теофраст. Он является отцом ботаники, кто первым систематизировал знания о растениях.

2.Обучающиеся высказывают своё мнение, а после прочтения дают аргументированный ответ.

3.Какие Вы знаете науки, которые входят в одну большую науку биологию? Рис.на стр.9

3.Обучающиеся самостоятельно перечисляют науки стараясь применить свои знания (часть слова логос встречается очень часто)

3.

Организация познавательной деятельности

РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТОЧКОЙ:

Прочитаете фрагмент текста и укажите, какие биологические науки установили приведенные факты.

Тропическая птичка колибри- самая маленькая среди птиц. Её тело имеет длину 3 – 5 сантиметров. У некоторых видов колибри узкий и острый клюв нередко превосходит длину телу. Таким клювом птицы легко добывают нектар из цветов. НАУКА_______________________

Для роста и развития кораллам требуются благоприятные условия. Они обитают в воде с достаточно высокой солёностью и температурой. В пресной и относительно прохладной воде кораллы не живут. НАУКА_______________________

Кислица обыкновенная – невысокое травянистое растение с тройчатыми, кислыми на вкус листьями. В народе это растение называют заячьей капустой. НАУКА_______________________

У картофеля и томатов широко распространено заболевание – фитофторой. Повреждённые фитофторой клубни и плоды не пригодны в пищу. НАУКА_______________________

В громадных количествах в почве гниющих остатках листьев, веток, корней обитают микроскопические организмы – бактерии. На одном квадратном сантиметре почвы живут сотни миллионов бактерий. НАУКА______________________

РАБОТА В ПАРЕ

1. Определяют и комментируют особенности разных наук на основе карточки.

2. Сравнивают описательный текст с определениями учебник

3.Отвечают  на вопрос и проводят анализ ответов, осуществляют взаимоконтроль.

Личностный: установление связи обучающимися между результатом учения и тем, что побуждает деятельность.

Предметный: умение прогнозировать значение мхов в зависимости от их строения; умение описывать жизнедеятельность мхов.

Метапредметный:

Регулятивные действия

уметь корректировать свою работу на уроке в случае необходимости.

Познавательные действия поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; анализ объекта с целью выделения признаков.

Коммуникативные действия: уметь работать индивидуально, в группе; умение строить продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками.

СРАВНИВАЕМ И ОБОБЩАЕМ

На основе своих наблюдений за живой природой родного края выполните задание:

1.Вспомните, какие листопадные деревья встречаются вам по дороге в школу. Напишите их название.___________________________

________________________________________

Как называют ученых, изучающих деревья и другие растения?________________________

2. Какие съедобные грибы собирают в сентябре._______________________________________________________________________

Как называют ученых, изучающих грибы?_________________________________

3. Выясните, что делается в вашем районе для сохранения природы.______________________

Как называют ученых, усилия которых направлены на сохранение природы?_______________________________

Отвечают на вопрос, опираясь на новые знания и личный опыт.

4.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Предлагаем ответить на вопрос: Почему возникла необходимость данной темы?

Тест согласны ли вы?

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение

Отвечают на вопрос, опираясь на новые знания и личный опыт.

Обучающиеся обмениваются тетрадями для взаимооценки.

Личностный:

Наличие мотивации к работе на результат.

Предметный: умение прогнозировать значение мхов в зависимости от их строения; умение описывать жизнедеятельность мхов.

Метапредметный: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения знаний.

5.

Информация о домашнем задании  

Информировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

А закончить урок мне хочется

словами Цицерона: «Нет ничего более

изобретательного, чем природа».

«Нет ничего более упорядоченного в биологии, чем природа»

Творческое задание: подобрать пословицы, поговорки и загадки о растениях.

Метапредметный: поиск и выделение необходимой информации с помощью дополнительных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля

Раздел  «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Живая подлодка"

Данный урок посвящен изучению внешнего строения дождевого червя. Используется понятия метапредмет, метазадача. Данный урок - урок реализации метапредметных УУД ....

технологическая карта по теме : биология -наука о живых организмах

технологическая карта по теме : биология -наука о живых организмах 5 класстестовая работа по биологии 5 класспрезентация Что такое гормоны? 8 класс...

Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....

Технологическая карта урока 8 класс «Наука»

Технологическая карта урока 8 класс «Наука»...

Биология 5 класс. Урок-знакомство: "Биология - наука о живой природе"

Разработка урока №1 по биологии в 5 классе. Учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа...