Оценка эффективности проведения экспериментальной экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов
статья по биологии (6 класс) на тему
В работе рассматриваются результаты экспериментальной проверки эффективности полевой экологической практики в курсе биологии среднего звена обучения, которая проводилась в 2006-2008 гг. на базе школ Западного округа г.Москвы. Выделены основные направления, по которым проводилась апробация практики, указаны соответствующие методики апробации. Работа опубликована в сборнике всероссийской конференции по экологическому образованию, организованной московским отделением "Российского зелёного креста" в 2009 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_effektivnosti_ekopraktikioffice_word.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка эффективности проведения экспериментальной экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов
Пахомов В.И., зам.директора по НМР ГОУ СОШ №1018 ЗОУО ДО г.Москвы
В условиях сокращения учебной нагрузки курса биологии, особенно в 6 классе (в два раза ),где закладываются многие фундаментальные мировоззренческие понятия, и сокращения в связи с этим числа практических работ, закономерно снижается развитие экологической и деятельностной компетентностей обучающихся массовой школы. Направленность образования на сдачу выпускниками школы ЕГЭ пока, к сожалению, усиливает эту тенденцию. Школа стоит перед необходимостью расширения и углубления системы дополнительного образования обучающихся, опирающейся на знания и умения соответствующего курса. Эффективной формой в экологическом образовании признана экологическая практика как организованная система образовательной работы с обучающимися в окружающей природной среде. В результате анкетирования учителей московских школ 87% опрошенных ответило, что экологическая практика в природе необходима современной школе. Все учителя, проводившие практику по экспериментальной методике, также убеждены в этом. В настоящее время в школьном образовании разработаны и опубликованы экологические практикумы, как ориентированные на курс экологии (3,4), так и не ориентированные на определённый школьный предмет(1,2), поэтому у современного учителя есть богатый арсенал заданий экологического практикума, вооружающий его средствами для организации практики. Однако, т.к. эта форма работы является одной из наиболее трудоёмких, организационно и методически сложных, то одной из главных причин её отсутствия в современной школе названы отсутствие целостной системы методического обеспечения для организации учителем учебной деятельности обучающихся на практике в окружающей природной среде. Но вопрос какой должна быть полевая экологическая практика в основной школе, какие образовательные задачи решать, какое содержание должна включать, какие методы применять, чтобы соответствовать современным требованиям эколого-биологического образования всё ещё остаётся открытым. Не менее важным в методике биологии следует считать и вопрос: как создать взаимоувязанную с курсом и последующими практиками систему, которая станет неотъемлемой частью образования для устойчивого развития. Ответы на эти вопросы легли в основу создания экспериментального курса экологической практики применительно к курсу биологии для 6 и 7 класса. Автором были разработаны варианты методической системы практики в разделах «Растения» и «Животные» для общеобразовательной школы (трёхдневная) и для классов предпрофильной подготовки естественно-научного профиля (шестидневная) (5,6,7,8,9,10,11,12). Экспериментальная проверка эффективности практики проводилась на базе школы №1018 Западного округа г.Москвы, в школах №№1004, 1008, 1432 и 1596 Западного округа столицы, а также в школе №1 г.Московский Ленинского района Московской области в последние 4 года. Проверка проводилась как на специально организованной практике (школы № №1018, 1004, 1008,1432,1596), так и на системе занятий в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей (школа №1018 г.Москвы, №1 г.Московский Ленинского района Московской области) Проверка эффективности проводилась по направлениям: в когнитивной сфере: 1.Уровень усвоения содержания экологических и биологических понятий структурно-уровневой организации живой природы 2.Усвоение содержания экологических понятий, объясняющих принципы существования живых систем ; в аффективной сфере: 1.Развитие мыслительных операций и приёмов, обеспечивающих системное мышление 2.Изменение когнитивных установок: мотивации, познавательного интереса, отношения к интеллектуальному творчеству, к занятиям практики. 3.Динамика эмоционально-ценностных отношений к природе 4.Динамика эмоционально-ценностных отношений с окружающими людьми в деятельностной сфере: 1.Развитие экологических умений 2.Уровень социальной компетентности в целом и по ряду компетенций
Оценка эффективности методической системы элективного курса «Экология растений-6» и «Экология животных-7» базового уровня и уровня предпрофильной подготовки с помощью выделенных показателей развития когнитивной и первого показателя аффективной сфер личности, осуществлялась на основе анализа результатов письменных работ обучающихся, выполняемых до и после проведения соответствующих курсов, задания к которым составлены автором. Также в сфере когнитивных установок (мотивации, познавательного интереса, отношения к интеллектуальному творчеству) данная оценка эффективности системы выявлялась на основе анализа результатов тестирования и анкетирования по методикам: 1.Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «Эзоп» (Ясвин В.А.) 2.Методика «Диагностика личностного роста» (Степанов П.В.,шкала 7) 3.Задания для оценки уровня достижения результатов экологического образования, предусмотренных государственным стандартом образования (Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н.) 4.Анкета определения уровня мотивации изучения элективного курса экологической практики (составлена автором). Оценка эффективности методической системы экологической практики в области динамики эмоционально-ценностного отношения к природе выявлялась с помощью методик:
- Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «Эзоп» (Ясвин В.А.)
- Методика «Диагностика личностного роста» (шкала 3)
Оценка эффективности методической системы экологической практики в области динамики эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям выявлялась с помощью методики «Диагностика личностного роста» (шкала 9, 10). Оценка эффективности предложенной методической системы экологической практики исследовательских умений системного характера в области деятельностной сферы определялась с помощью заданий исследовательского характера. Оценка эффективности методической системы экологической практики в области социальной компетентности определялась с помощью шкалы социальной компетентности, разработанной А.М.Прихожан по типу школы Е.Долла. Значение образовательного потенциала практики учитывалось в сравнении с периодом изучения базового материала до неё, поэтому все контрольные и оценочные мероприятия проводились в течение года три раза: в начале года (сентябрь), в конце года перед практикой (последняя декада мая), после практики (июнь).
Поскольку все тестирования невозможно было применить одномоментно, особенно после практики, то мониторинг эксперимента проводился в 3 этапа. На первом этапе в 2005 и 2006 году проверялись динамика когнитивных и аффективных качеств личности , на втором - в 2007 и 2008 году - когнитивные и деятельностные ( развитие экологических умений), на третьем этапе в 2009 году – аффективные и деятельностные (компетенции социальной компетентности). Особенное значение, по-нашему мнению, имеет использование методики «Диагностика личностного роста» и шкала социальной компетентности А.М.Прихожан, поскольку они позволяют выявить изменения в личности школьника по целому ряду качеств. Кроме этого результаты по этим методикам можно было сопоставлять с результатами предыдущих исследований по ряду сходных направлений. Анализ результатов проводился только по тем параметрам, по которым ожидались прогнозируемые изменения. Однако следует отметить высокую трудоёмкость работы по методике социальной компетентности, т.к. её необходимо проводить в устной и индивидуальной форме с каждым экспериментируемым.
В большинстве случаев результаты были ожидаемыми и предполагаемая ранее динамика роста почти по всем направлениям была подтверждена положительными значениями. Отрицательная динамика отмечена у отдельных учащихся, что возможно объясняется их индивидуальными особенностями и (или) особенностями подросткового возраста.
За короткий период практики наибольший прирост (в среднем на 15-25%) в значениях отмечен по показателям усвоения стандарта экологического образования(на 30- 35% базового уровня, 20-25% прирост продуктивного уровня и 15-20% творческого), развитие экологических умений разного типа, усвоении понятий системно-концептуального значения (по каждому показателю сравнивались цифры суммарного значения каждой экспериментальной группы, затем вычислялись средние значения всех групп). Из показателей личностного роста интенсивно изменяется характер отношения к Земле и к знаниям, из показателей социальной компетентности отмечен значительный прирост по организованности и развитию произвольности. Несколько меньше (в среднем 10-15%), возросли за период практики значения показателей эмоционально-ценностного отношения к природе (этический компонент по Ясвину), характер отношения человека как другому (характеризующая толерантность), самостоятельность и уверенность в себе. На 5-10% увеличились значения показателей: характер отношения к труду и развитие общения, отношение к своим обязанностям. Почти не изменились такие качества как характер отношения к миру и человеку как таковому, из качеств социальной компетентности наличие увлечений и владение современными технологиями.
Если сравнить динамику разных показателей по 4 срезам в течение года, то выявляется одна общая закономерность: с сентября до мая (до практики) динамика слабо повышается почти всем показателям, кроме усвоения стандарта экологического образования и развития экологических умений разного типа, понижается также характер отношения к труду. Сразу после практики отмечается повышение по вышеуказанным значениям. На начало учебного года динамика неоднозначная, есть положительная , есть отрицательная, в разных экспериментальных группах по разным показателям разная динамика, разной интенсивности, иногда прямо противоположная, поэтому общая закономерность на этот период не выявлена.
В группах, мотивированных на естественно-научные дисциплины, где проводился предпрофильный вариант практики, отмечен больший прирост в значениях показателей когнитивной и деятельностной сфер личности, в группах с общеобразовательным вариантом практики наибольшего значения достигли показатели когнитивной и аффективной сфер личности.
Заставляет задуматься факт, что практика в 6 классе даёт более интенсивный прирост по значениям целого ряда показателей, чем в 7 классе.
Отрадно отметить, что проведённые в мае 2009 года практики в 4-х разного типа школах г.Москвы (общеобразовательная, «Школа здоровья», Центр Образования и гимназия) с разными по уровню подготовки и другим качествам обучащимися и, естественно, разными учителями, выявили сходные закономерности и положительные результаты в развитии личности обучающихся.
Тем не менее апробация практики и анализ её результатов даёт большую «пищу» для размышлений в плане какой должна быть практика, определяет направления совершенствования её методики.
Литература
1.Мы изучаем лес. Задания для экологической практики в 5-7 классах. Под редакцией В.А.Самковой. М., центр «Образование и экология», 1993 г. 2.А.Н.Захлебный, А.Е.Зубарев, Н.В.Скалон Полевой экологический практикум. Рабочая тетрадь. М,Центр «Образование и экология», 2003 3.С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006, элективный курс для старшей профильной школы. 4.Зверев А.Т. и др. Экология. Сборник задач и упражнений для 6-8 класса. М., МГУГК, 1996. 5.Пахомов В.И. Методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся в городском экологическом лагере. Журнал «Экологическое образование в школе, до школы, вне школы» №2, 2005 6. Пахомов В.И. Определение примерного возраста дерева с использованием простейших математических приёмов. Журнал «Экологическое образование в школе, до школы, вне школы» №2, 2005 7. Пахомов В.И. Экологическая направленность летнего городского лагеря. «Современные методические аспекты экологического образования». Научно-методический сборник» под ред. Д.В.Моргуна Выпуск 2. Экологические лагеря и экспедиции с.29-44, М.Издательство «Социально-политическая мысль», 2005. 8.Пахомов В.И. Принципы организации эколого-ботанической практики в курсе биологии 6-8 классов. Сборник 12 международной конференции по экологическому образованию «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу»,июнь 2006 г. 9. Пахомов В.И. Особенности содержания экологической практики в курсе биологии 6 класса. Сборник тезисов 13 международной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт и перспективы» 27-28 июня 2007 года 10. Пахомов В.И. Методические аспекты организации экологической практики в среднем звене обучения. Статья в сборнике. М., МГУ, 2008 11. Пахомов В.И. Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе. Сборник по экспериментальной работе ОМЦ ЗОУО ДО, 2008. 12.Пахомов В.И. Программа элективного курса «Экологическая практика. Экология растений.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные вопросы в курсе биологии 8 класса
Одной из проблем, стоящей перед современной школой, является проблема потери интереса к учёбе у большей части школьников к 8,9 классам, что проявляется в снижении успеваемости, качества знаний, в пере...
Организация проведения первых уроков стереометрии в курсе геометрии десятых классов
Статья, плсвященная организации проведения первых уроков стереометрии в курсе геометрии десятых классов...
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал окажет помощь администратору или учителю при планировании и анализе урока современного типа в соответствии с требованиями ФГОС...
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Методические рекомендации по организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса
В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии 6 класса. В работе даются программы, учебн...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты
Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....