Проблемные вопросы в курсе биологии 8 класса
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Чудинова Людмила Алексеевна

Одной из проблем, стоящей перед современной школой, является проблема потери интереса к учёбе у большей части школьников к 8,9 классам, что проявляется в снижении успеваемости, качества знаний, в переносе центра своей активности во внешкольную деятельность.

Чтобы замотивировать учеников на обучение,  учитель применяет разные средства, одним из которых являются использование проблемных вопросов. Педагогам приходится тратить много времени на придумывание или поиск их, поэтому предлагаю перечень тем уроков и проблемные вопросы к ним для  курса биологии 8 класса. 

Перечень тем уроков и проблемных вопросов к ним

в курсе биологии 8 класса

 

Темы уроков

Проблемные вопросы

1. Ткани, органы и системы органов

-Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал кома­ра рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находи­лась на некотором расстоянии от лица?

2. Организм - единое целое.

- Различные системы органов выполняют свои Функции, но организм представляет собой; одно единое целое.

3. Значение опорно-двигательной системы. Строение, состав и рост костей.

- Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой 500 кг, хотя ее масса только 0,2 кг. Объясните: почему кость, несмотря на свою легкость столь прочна, тверда и упруга?

4. Скелет человека. Соединение костей.

- Вспомните движения конечностей Футболи­ста и волейболиста. Объясните:1)почему даже при бросании меча рука не отрывает­ся в плечевом суставе; 2) почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном - только назад.

5. Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.

- Сопоставьте два факта: 1) бывает, что человек, раненный в ногу, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. 2) переливание крови другого человека раненому, спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните: почему человек без крови погибает.

6. Строение  и функции лейкоцитов. Иммунитет.

- Труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит.

7. Движение крови в организме. Большой и малый круги кровообращения.

- Вспомните кровообращение у млекопитающих. Представьте себе, что меченый эритроцит в этот в этот момент находится в легочной артерии и двинулся вперед, не разрушаясь и' не задерживаясь. Определите: 1)возвратится ли этот эритроцит в то же место, 2) сколько раз пройдет через серд­це, прежде чем возвратится в исходную точку.

8. Строение и работа сердца.

- Сердце - удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни, без оста­новки и "ремонта". Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности.

9. Движение крови по сосудам.

- Сопоставьте несколько фактов: 1) кровь в сосудах течет очень быстро, за 0,5 мин. совершает один полный оборот. 2) кровь течет в сосудах даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести. Объясните, какая причина заставляет кровь течь в сосудах беспрерывно и даже снизу вверх.

10. Значение дыхания. Органы дыхания.

- Безпищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут. Почему?

- Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей к легким.

11.Дыхательные движения.

Предлагается несколько гипотез, почему во время вдоха воздух входит в легкие: 1)воздух "само­теком" входит в легкие, силой раздувает их и расширяет грудную клетку2) воздух входит пото­му, что легкие в грудной полости расширяются и втягивают атмосферный воздух внутрь; 3)человек сознательно, по своему желанию вдыхает воздух. С какой гипотезой вы согласны?

12. Регуляция дыхания.

Сопоставьте два факта: 1) в течение всей жизни человека через каждые 4-5 сек. вдох автоматически и ритмично сменяется выдохом. 2) постарайтесь задер­жать дыхание хотя бы на 1-1,5 мин. Удается ли? Через сколько времени дыхательные движения возобнов­ляются помимо нашей воли. Опираясь на свои знания о регуляции сердечной деятельности и рефлексах, объясните, почему вдох и выдох чередуются автоматически и ритмично.

 

13.Значение пищеварения. Строение органов пищеварения

-Пища, (например, молоко или куриный бульон), введен­ная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками. Выскажите предложения.

14. Обмен органических веществ.

-Объясните, почему ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека.

15. Мочевыделительная система

-Осмыслите факты: 1) в клетках человека беспрерывно происходит энергетический обмен 2) при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а/ какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в орга­низм из среды не поступали.

16. Железы внутренней секреции.

-Осмыслите несколько фактов: Человек может жить без желудка, с одним легким, одной почкой, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, весом 0,5 г. ЖВСвырабатывают гормоны в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требует­ся 0,000003 г. витамина "В", а гормона адреналина - в 1000 раз меньше. Почему ЖВСназывают маленькими железками большого значения.

17. Строение и функции головного мозга.

Известны случаи, когда человек, у которого полно­стью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умствен­ным трудом. Объясните, почему, по вашему мнению, у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а также, работают внутренние органы, хотя у него выключен спинной мозг.

18. Размножение и развитие организма.

- Кровь матери и зародыша не смешивается, хотя матка, в которой развивается зародыш, является органом матери и снабжается кровью матери. Выскажите свои мнения.

19. Особенности подросткового периода.

Дети подросткового возраста быстрее устают от физической деятельности, хотя подростки кажутся и чувствуют себя взрослыми.

 

Используемая литература:

  1.  Г.М. Муртазин  «Активные формы и методы обучения биологии»: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnye_voprosy_v_kurse__biologii_8_kl..doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные вопросы в курсе биологии 8 класса.

Одной из проблем, стоящей перед современной школой, является проблема потери интереса к учёбе у большей части школьников к 8,9 классам, что проявляется в снижении успеваемости, качества знаний, в переносе центра своей активности во внешкольную деятельность.

Чтобы замотивировать учеников на обучение,  учитель применяет разные средства, одним из которых являются использование проблемных вопросов. Педагогам приходится тратить много времени на придумывание или поиск их, поэтому предлагаю перечень тем уроков и проблемные вопросы к ним для  курса биологии 8 класса.

Перечень тем уроков и проблемных вопросов к ним

в курсе биологии 8 класса

Темы уроков

Проблемные вопросы

1. Ткани, органы и системы органов

-Подумайте о таком факте. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал кома ра рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находи лась на некотором расстоянии от лица?

2. Организм - единое целое.

- Различные системы органов выполняют свои Функции, но организм представляет собой; одно единое целое.

3. Значение опорно-двигательной системы. Строение, состав и рост костей.

- Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой 500 кг, хотя ее масса только 0,2 кг. Объясните: почему кость, несмотря на свою легкость столь прочна, тверда и упруга?

4. Скелет человека. Соединение костей.

- Вспомните движения конечностей Футболи ста и волейболиста. Объясните:1)почему даже при бросании меча рука не отрывает ся в плечевом суставе; 2) почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном - только назад.

5. Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.

- Сопоставьте два факта: 1) бывает, что человек, раненный в ногу, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. 2) переливание крови другого человека раненому, спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните: почему человек без крови погибает.

6. Строение  и функции лейкоцитов. Иммунитет.

- Труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит.

7. Движение крови в организме. Большой и малый круги кровообращения.

- Вспомните кровообращение у млекопитающих. Представьте себе, что меченый эритроцит в этот в этот момент находится в легочной артерии и двинулся вперед, не разрушаясь и' не задерживаясь. Определите: 1)возвратится ли этот эритроцит в то же место, 2) сколько раз пройдет через серд це, прежде чем возвратится в исходную точку.

8. Строение и работа сердца.

- Сердце - удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни, без оста новки и "ремонта". Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности.

9. Движение крови по сосудам.

- Сопоставьте несколько фактов: 1) кровь в сосудах течет очень быстро, за 0,5 мин. совершает один полный оборот. 2) кровь течет в сосудах даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести. Объясните, какая причина заставляет кровь течь в сосудах беспрерывно и даже снизу вверх.

10. Значение дыхания. Органы дыхания.

- Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут. Почему?

- Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей к легким.

11.Дыхательные движения.

Предлагается несколько гипотез, почему во время вдоха воздух входит в легкие: 1)воздух "само теком" входит в легкие, силой раздувает их и расширяет грудную клетку2) воздух входит пото му, что легкие в грудной полости расширяются и втягивают атмосферный воздух внутрь; 3)человек сознательно, по своему желанию вдыхает воздух. С какой гипотезой вы согласны?

12. Регуляция дыхания.

Сопоставьте два факта: 1) в течение всей жизни человека через каждые 4-5 сек. вдох автоматически и ритмично сменяется выдохом. 2) постарайтесь задер жать дыхание хотя бы на 1-1,5 мин. Удается ли? Через сколько времени дыхательные движения возобнов ляются помимо нашей воли. Опираясь на свои знания о регуляции сердечной деятельности и рефлексах, объясните, почему вдох и выдох чередуются автоматически и ритмично.

13.Значение пищеварения. Строение органов пищеварения

-Пища, (например, молоко или куриный бульон), введен ная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками. Выскажите предложения.

14. Обмен органических веществ.

-Объясните, почему ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека.

15. Мочевыделительная система

-Осмыслите факты: 1) в клетках человека беспрерывно происходит энергетический обмен 2) при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а/ какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в орга низм из среды не поступали.

16. Железы внутренней секреции.

-Осмыслите несколько фактов: Человек может жить без желудка, с одним легким, одной почкой, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, весом 0,5 г. ЖВС вырабатывают гормоны в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требует ся 0,000003 г. витамина "В", а гормона адреналина - в 1000 раз меньше. Почему ЖВС называют маленькими железками большого значения.

17. Строение и функции головного мозга.

Известны случаи, когда человек, у которого полно стью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умствен ным трудом. Объясните, почему, по вашему мнению, у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а также, работают внутренние органы, хотя у него выключен спинной мозг.

18. Размножение и развитие организма.

- Кровь матери и зародыша не смешивается, хотя матка, в которой развивается зародыш, является органом матери и снабжается кровью матери. Выскажите свои мнения.

19. Особенности подросткового периода.

Дети подросткового возраста быстрее устают от физической деятельности, хотя подростки кажутся и чувствуют себя взрослыми.

Используемая литература:

  1. Г.М. Муртазин  «Активные формы и методы обучения биологии»: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс

В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии ввосьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интере...

программа элективного курса "Проблемные вопросы российской истории" с разработкой одного урока

Программа курса расчитана на 34 урока. Все темы имеют в российской исторической науке дискуссионный характер. если нет возможности реализации курса полностью - возможно использование в курсе истории О...

Проблемные вопросы школьного курса "Обществознание"

Как эффективней подготовиться к ЕГЭ...

Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса"

Тестовая проверочная работа по теме "Повторение основных вопросов за курс 8 класса" состоит из 9 вопросов, с выбором одного правильного. работа на 2 варианта одинаковой сложности....

Элективный курс по истории «Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.» 10-11 кл.

Элективный курс « Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в»  адресован учащимся 10 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача к...

Статья "Проблемные вопросы в базовых знаниях по биологии у абитуриентов, поступающих на специальность 34.02.01 Сестринское дело"

В статье приводятся примеры пробелов в знаниях у абитуриентов, поступающих на медицинские специальности...

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...