урок 5 класс биология.Технологическая карта по теме Грибы
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему

Наталья Ивановна Кочурова

технологическая карта урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochurova_n.i._teh_karta.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Александровка

 муниципального района Ставропольский

Самарской области

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГОВ

«ОТКРЫТЫЙ УРОК»

НАПРАВЛЕНИЕ:

План – конспект занятия c УМК.

 

НОМИНАЦИЯ

Информационные технологии

Наименование работы:

«Обобщающий урок по теме- «Царство Грибы»»

Исполнитель:

Кочурова Наталья Ивановна –

 учитель биологии

                

Самара, 2016

Содержание

  1. Проблема                                                                        стр.3
  2. Тема                                                                                 стр.3
  3. Актуальность                                                                  стр.4
  4. Цель                                                                                 стр.5                          
  5. Задачи                                                                              стр.5
  6. Новизна                                                                           стр.5
  7. Технологическая карта урока                                       стр.6
  8. Значение для практики                                                  стр.9
  9. Литература                                                                      стр.10

  1. Проблема

  Каждый учебный предмет является отражением научного знания в соответствующей области окружающей действительности. Поэтому в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной,  эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

   Основная проблема состоит  и в том, что учащиеся вступают в подростковый период- начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигаются формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы.

  1. Тема:

 Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения. Обобщающий урок по теме « Царство Грибы»

  1. Актуальность

  Внедрение новых педагогических технологий (в том числе, компьютерных), так как главная задача - воспитать адаптированного к современным условиям жизни человека, способного ориентироваться в огромном потоке информации.

  В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию; проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность учащихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

  Системно-деятельностный подход обусловливает определение цели обучения как умения учиться; включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач; целенаправленную организацию и планомерное формирование учебной деятельности учащихся; решающую роль учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

  Целью образования, в соответствии с системно-деятельностным подходом, является развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира с помощью организации системы универсальных учебных действий.

  В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития. Выделяют четыре блока универсальных учебных действий с соответствующей им номенклатурой: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

  1. Цель:
  1. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы и ее многообразии.
  2. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира, выделить характерные признаки грибов. Роль в природе и жизни человека.

  1. Задачи, в связи с внедрением ФГОС второго поколения.

В связи с реализацией ФГОС у учителя изменится в первую очередь подход к обучению.

Сегодня необходимо:

  • обновить свои профессиональные знания, как теоретические, так и практические;
  • освоить новые образовательные технологии,
  • выбрать УМК,  который  соответствует требованиям ФГОС;
  • научиться разрабатывать и реализовывать рабочие программы по предмету;
  • программы по внеурочной образовательной деятельности;

проектировать урок в связи с требованиями ФГОС (работать с технологической картой урока).

  1. Новизна

  Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы  определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

                                   Технологическая карта урока

5 КЛАСС ФГОС

Основная часть

Тема: «Обобщающий  урок по теме: «Царство Грибы» 

Предмет

Биология

Класса

5

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Обобщить и систематизировать знания  учащихся о грибах, отличать грибы от других организмов

Метапредметные

 работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные

Сформировать познавательный интерес к предмету, позитивное отношение  к природе необходимости ее охране и бережном  отношении.

Решаемые учебные проблемы

Подвести учащихся  к выводу  о разных классов грибов.

Осуществить взаимосвязь предмета с ранее изученным материалом , формировать навыки работы с элементами параграфа учебника, умение самостоятельно добывать знания  в ходе  исследований, находить связь между живыми  организмами в природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Грибница, гифы, мицелий, споры, микориза, плодовое тело

Вид используемых на уроке ИКТ

Диск. Царства живых огранизмов

Образовательные интернет-ресурсы

Фрагмент видеоурока на сайте «интернетурок.ру.»

Организационная структура урока

1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Актуализация изучения нового предмета на основе материала курса «Окружающий мир».

  • Развитие произвольного внимания  и памяти,  познавательных интересов
  • Формирование коммуникативных  умений.

Деятельность учителя:

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ:  

  1. О чем мы говорили на прошлых уроках?
  2. Имея  знания, полученные в ходе  изучения  темы «грибы», какие вопросы у вас возникли?
  3. Как бы  вы  определили  тему  урока?

Деятельность учащихся:

  • Перечисляют изученные классы грибов.
  • Чем отличаются грибы от растений и животных?
  • Тема: « Обобщение Царства Грибы?»

2 этап. Создание  проблемной ситуации

Учитель:

Создает проблемную ситуацию:

  • Какие шляпочные грибы вы собирали?
  • Чем отличаются шляпочные грибы от плесневых грибов?
  • Как грибы получают питательные вещества?

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  • Формировать представление об основных царствах живой природы.
  • Учитель  должен:  формировать рефлексивные умения , обобщает имеющиеся  у  учащихся  знания
  • Формирование познавательных мотивов  учебной деятельности.

Учитель:

 создает готовность  предстоящей деятельности

Учащиеся: проявляют познавательную инициативу.  Осознание цели предстоящей деятельности, изучение живой природы

4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ

Задачи учителя:

  • Определение  содержания  и последовательность действия  для решения поставленной задачи.
  • Фронтальная  работа на кластерах, тестовое  задание ( фронтальный  опрос)
  • Работа  у  доски ( индивидуальная форма)
  • Работа  в группах ( закрепление  умений  работать с микроскопом, мукор)
  • Сообщение  учащихся ( умение  самостоятельно  проделать заданный эксперимент( выращивание плесени), работа с дополнительными источниками, использование  интернет ресурсов)
  • Работа  у  доски с рисунками и схемами
  • Умение  работать с учебником
  • Воспитание культуры диалога

Учителя: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию, обобщению и систематизации знаний

Учащиеся:

Участие в диалоге

Умение работать индивидуально и в группах  

5 этап: Обобщение, мобилизация и систематизация  знаний.

          Развитие способности к общению

  • Воспитание способности  высказывать свою точку зрения  о способах решения  практической задачи
  • Воспитание культуры диалога, положительного отношения  к мнению одноклассников

Учитель:  

  • Восприятие  деятельности  для решения проблемной ситуации
  • Побуждает  к теоретическому  объяснению фактов
  • Стимуляция к познанию, углубления знаний о грибах

Учащиеся:

  • Мотивируются на изучение биологии – как науки.

6 этап:

Учебные действия  по реализации плана. Выражение решения, обобщение и систематизация  знаний

Учитель:

  • Создает ситуации успеха
  • Побуждает интерес дальнейшему изучению предмета
  • Постоянно  поощряет учащихся
  • Вступают в  диалог (пассивно или активно), умеют  доказывать свою точку  зрения
  • Выполняют элементы  исследовательской  деятельности
  • Формируют умение  делать вывод
  • Использование  форм работы: индивидуальную, групповую с обобщающей  беседой
  • Предлагать ученикам рассказывать о ходе исследования, делая при этом акцент на выводы

( формирование речи и логического мышления)

 

7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Формировать  способности  объективно оценивать цели урока

  • Смогли мы  ответить на вопросы, поставленные в начале  урока?

Учитель:  

  • Предлагает вспомнить тему и задачи урока
  • Оценивает меру личного продвижения  к цели  учащихся:

Ученики:

  • Вступают в диалог, обобщают полученные знания, проговаривают их
  • Называют тему урока
  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы урока.

8 этап: домашнее задание.

Найти интересные факты о жизнедеятельности грибов.

  1. Значение для практики.

  При подробном анализе традиционного и урока современного типа  становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. К.Д. Ушинский -   «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

Литература

  1. Стандарты второго поколения.  Примерные программы основного общего образования. Биология.  Естествознание изд. «Просвещение» М.2010
  2. Пасечник В.В. Рабочая программа по биологии. Изд. «Дрофа» М.2012
  3. Ресурсы интернета
  4. Материалы преподавателей курсов по ФГОС

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,  групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Конспект урока по биологии для 5 класса с элементами ФГОС по теме "Грибы"

Конспект урока по биологии для 5 класса с элементами ФГОС по учебнику А.А. Плешекова, Н.И.Сонина....

Система уроков в формате технологической карты по теме "Причастие" с учетом требований ФГОС ООО

Система уроков расскрывает подробное описание урока по теме "Причастие" в 7 классе. Технологическая карта содержит УУД , требуемые по ФГОС. Занимательные игры на уроке закрепления по теме помогут с ин...

Урок литературы с технологической картой по теме "Мои любимые сказки А.С.Пушкина", 5 класс

Урок  литературы с технологической картой  по теме "Мои любимые сказки А.С.Пушкина", 5 класс...

Мастер-класс «Создание интерактивной карты по теме «Seasons and weather» при помощи электронного приложения Bubbl.us»

Мастер-класс по Теме: «Создание интерактивной карты по теме «Seasons and weather» при помощи электронного приложения Bubbl.us» на конкурс "Учитель года 2021"...

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...