Формирование экологического мировоззрения учащихся
опыты и эксперименты по биологии на тему
Автор статьи рассказывает о своем опыте по проблеме формирования экологического мировоззрения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskogo_mirovozreniya_2012_g.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №43» г. Тулы
Формирование экологического мировоззрения учащихся
Учитель биологии
МБОУ ЦО №43 г. Тулы
Балабанова Т.Н.
Тула 2014
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
В самом общем виде можно сказать, что «экологическое мировозрение» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологического мировозрения личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологическое мировозрениеа складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставших жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры, взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, к своему здоровью. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе, в крае и в стране.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Человека, наделенного экологическим мировозрением, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним, т.е. жить экологично.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Формы организации и принципы экологического развития обучающихся:
Педагоги школы, нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:
- предметная – на уроках биологии и экологии;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ДО;
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: экскурсии, учебно-исследовательские работы, экологические тропы и т.п. В школе работают кружки «Жизнь растений» для учащихся 5-7 классов, «Я - исследователь» для учащихся начальной школы, элективный курс «Экологизированный курс химии» для 9-11 классов
- исследовательская работа (проектная деятельность) – учебно-исследовательские работы школьников по изучению экологического состояния окружающей среды (почвы, воздуха, воды) методами биоиндикации, физико-химическими методами и др.
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- экологические праздники и мероприятия (День Земли, День птиц, праздник урожая)
- практическая помощь природе – развешивание кормушек, скворечников, субботники; Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Так проекты учащихся «Благоустройство» и «Чистый город» заняли призовые места в региональном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России».
- походы и экскурсии;
- лекторская работа – специалисты и учителя предметники организуют и проводят лекции и беседы, проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. Совместно с родительской общественностью в школе организованы и проведены субботники, природоохранные акции, внеклассные мероприятия.
Реализация экологического образования и воспитания в нашей школе осуществляется на высоком уровне благодаря установлению партнерских отношений с ГОУ ДОД ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся», межрегиональной экологической общественной организацией «ЭКА». Тесная связь школы и эколого-биологического центра учащихся, позволяет проводить совместные праздники и мероприятия, сотрудники ГОУ ДОД ТО «ОЭБЦУ» – частые гости в школе, а экскурсии наших ребят в центр традиционны в нашей школе.
При формировании экологического мировозрения необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно - мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Основная педагогическая цель: организовать систему работы по воспитанию экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной работе по биологии.
Общие задачи:
- Сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
- Повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;
- На основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране;
- Путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.
Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ СОШ №62 , обладающего экологическим мировоззрением.
Для эффективного формирования экологического мировоззрения необходимы определённые условия:
- квалифицированные кадры;
- наличие оборудованного учебного кабинета, а в нём Уголка природы;
- постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
- доступность Интернета;
- многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности;
Формирование экологического мировоззрения предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.
Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....
Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики
Экологическая обстановка в мире с каждым годом ухудшается, что не может не отразиться на жизни современных людей и будущих поколений.Поэтому проблема формирования экологического мировоззрения учащихся...
Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...
Проект: "Факультативный курс «Байкаловедение» как средство формирования экологического мировоззрения у современных подростков"
Актуальность проекта состоит в том, что в последнее время в России резко возрос интерес к проблемам родного края....
Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся
Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)...
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....