Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
статья

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова З.Р.,

учитель английского языка в

МБОУ «ВСОШ№4 им. Г. Баруди», Высокая гора.

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

На сегодняшний день самой большой проблемой общества, как в нашей стране, так и во всем мире, является отсутствие ответственного отношения людей к своей окружающей среде. Главным составляющим компонентом решения этой проблемы является формирование экологической культуры подрастающего поколения. То есть, молодое  поколение должно на уровне привычки проявлять заботу об экологии и сохранять необходимые условия для гармоничного взаимодействия природы и общества.

С каждым днем мы все больше понимаем о необходимости экологического образования и воспитания детей. И это не дань моде, а необходимые меры, продиктованные жизнью. Ведь для того, чтобы будущим поколениям было комфортно жить в гармонии с природой, чтобы им было, на что любоваться и от чего получать жизненную энергию, мы обязаны воспитать у них экологическое мировоззрение. Под формированием экологического мировоззрения мы имеем в виду воспитание ответственного отношения к природе,  к себе, как составной части природы, к окружающему нас миру и, конечно же, к живым существам вокруг нас.

Экологическое образование и воспитание должно опираться на несколько принципов. Прежде всего, это принцип непрерывности, то есть,  давать экологическое воспитание детям необходимо на всех этапах, начиная от семейного образования до вузовского. Ведь если ребенку с рождения привить любовь к природе, ко всему живому,  в дальнейшем будет огромный прогресс в его экологическом образовании. В дошкольном возрасте уже время научить ребенка сортировать мусор, делать поделки из переработанных материалов, сажать деревья, чистить лес от мусора, собирать и сдавать макулатуру и т.д. Безусловно, такую работу стоит выполнять в игровой форме, в форме конкурса. И для этого требуется большое усилие со стороны воспитателей и очень важна поддержка родителей. Следующий принцип относится к школьному и вузовскому образованию – это принцип взаимосвязи и междисциплинарности. Он предусматривает экологизацию содержания образовательных программ и отражает согласованное распределение элементов экологического содержания в структуре отдельных дисциплин. То есть, в рамке каждого учебного предмета  мы должны уделить на это внимание. Ведь если обучающиеся слышать о важности экологической культуры не только на уроках биологии, но и от всех учителей, у них автоматически выработается установка о важности заботы о природе.  Не зря в требованиях ФГОС отмечено, что одним из ключевых компетенций выпускника основной школы является способность осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и природы. Таким образом, образовательный процесс должен формировать не только знания об экологическом мировоззрении обучающихся в рамках различных дисциплин, но и требует активного применения этих знаний на практике.

Я, как учитель английского языка в средней общеобразовательной школе уделяю должное внимание этому вопросу. Тема экологии очень близка и интересна для детей, особенно, если обращаться к участливости к ней личности учащихся. Например, после изучения темы про природу, экологию, животных, можно провести проектную работу, где обязательно нужно выразить свою точку зрения, провести исследовательскую работу и поделиться опытом. Конечно же, время в рамках учебных предметов для экологического воспитания ограничено, но внеурочная работа с обучающимися в форме, экскурсий по заповедникам, организация субботников, участия в экологических акциях, акциях помощи бездомным животным, участие в конкурсах по сбору макулатуры будут отличной формой реализации экологических знаний в жизни.

Экологическое образование и воспитание -  это, прежде всего, воспитание нравственности и уважения ко всей окружающей нас среде, природе, людям, животным. Наша задача,  применив все возможные педагогические  методы, научить подрастающее поколение быть благодарными природе и заботиться о её здоровье.

Список использованных источников

  1. ФГОС основного и среднего общего образования [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/  (дата обращения 03.11.2021)
  2. Бибикова Н.В., Гринева А.Е. Формирование экологического мировоззрения обучающихся в учебно-воспитательном процессе: диагностический аспект. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28401724  (дата обращения 03.11.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные тенденции формирования экологической культуры школьников

В настоящее время нетъемлемым компонентом общечеловеческой культуры является культура экологическая. то есть культура  наших взаимоотношений с природой, стиль жизни. который должен стать нормой. ...

Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1)    Формирования экологичес...

Формирование экологического сознания воспитанников в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Работая по данному направлению мы стараемся раскрыть весь потанцеал воспитанников. Показать сверстникам, что защита экологии это наша основная задача, которая беспокоит нас уже в возврасте 14-15 лет....

Эссе. Формирование мировоззрения подрастающего поколения.

В работе рассматриваются возможности духовно-нравственного воспитания молодежи. Изучение этой темы является особенно важным, поскольку педагоги  сталкиваются с целым рядом проблем....

Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры

Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях

Данная статья раскрывает способы и методы формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях посредством художественных произведений и учебного материала...