Рабочая программа по биологии (8 класс)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________/С.В.Михайлова/
Протокол № ______ от «__» _________ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный» ____________/_Т. А. Шрайнер/
«____»_________ 2015 г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ«СОШ пос.Бурный» __________ /_И. Н. Терсина/
Приказ № __ от «__»_______ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
РЫЛЬ НИНЫ ИВАНОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
ПО БИОЛОГИИ
в 8 классе
базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __1__от « »августа 2015г.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.) - полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предназначена для обучающихся 8-го класса и предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
- Освоение знаний: о биологических системах ("клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о человеке как части живой природы; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологии; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственность целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей; также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И. Сонин. Биология. Человек.. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.
Рабочая программа позволяет проводить учебные занятия с использованием следующих технологий: проблемного, проектного обучения, игровых, интерактивных, информационно-коммуникационных образовательных технологий;
форм уроков: комбинированного, проектного, проблемно- обучающего, интегрированного урока, урока- лекции, взаимообучения, викторины, поиска, игры.
В результате изучения курса «Биология. Человек» ученик должен
знать/понимать
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, особенности высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных.
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника,в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс 8
Учитель Рыль Нина Ивановна
Количество часов
Всего- 68 часов; в неделю - 2 часа.
Зачетов - 8
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011г.
Учебник – Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011г.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
Уроки | Уроки-зачеты | |||
1. | Темы 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. | 1 | 1 | |
2. | Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | 1 | |
3. | Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека. | 4 | 3 | 1 |
4. | Тема 5. Координация и регуляция | 12 | 11 | 1 |
5. | Тема 6. Опора и движение | 8 | 7 | 1 |
6 | Темы 7- 8. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. | 8 | 7 | 1 |
7. | Тема 9. Дыхание. | 5 | 4 | 1 |
8. | Темы 10-11. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. | 10 | 9 | 1 |
9. | Темы 12-13. Выделение. Покровы тела. | 6 | 5 | 1 |
10. | Тема 14. Размножение и развитие. | 3 | 3 | |
11. | Тема 15. Высшая нервная деятельность | 9 | 8 | 1 |
12. | Обобщающий урок | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 68 | 60 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
(68 часов; 2 часа в неделю)
Тема 1 - 2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», иллюстраций остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы
Изучение внешнего строения костей.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7-8. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ (8 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови.
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Практические работы Измерение кровяного давления
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Изучение приёмов оказания первой помощи при кровотечениях.
Тема 9. Дыхание (5 часов).
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа
Определение частоты дыхания.
Тема 10 – 11.. Пищеварение. Обмен веществ и энергии (10 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные работы
Действие ферментов слюны на крахмал
Практические работы
Измерение массы и роста своего тела
Определение норм рационального питания.
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12- 13. Выделение. Покровы тела (6 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация модели почек.
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека.. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие. (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (9 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Обобщение (1час)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректи-ровка | ||
Уроки | Уроки-зачеты | план | факт | ||||
Темы 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. | 1 | 1 | |||||
1 | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них. | 1 | 04.09 | ||||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | 1 | |||||
2 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | 1 | 08.09 | ||||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека. | 4 | 3 | 1 | ||||
3 | Клеточное строение организма | 1 | 11.09 | ||||
4 | Ткани. Лабораторная работа 1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 1 | 15.09 | ||||
5 | Органы. Системы органов. Лабораторная работа 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека» | 1 | 18.09 | ||||
6 | Зачёт 1 по теме «Общий обзор организма человека» | 1 | 22.09 | ||||
Тема 5. Координация и регуляция | 12 | 11 | 1 | ||||
7 | Гуморальная регуляция | 1 | 25.09 | ||||
8 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | 29.09 | ||||
9 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | 1 | 02.10 | ||||
10 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 | 06.10 | ||||
11 | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | 09.10 | ||||
12 | Головной мозг, строение и функции Лабораторная работа 3 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам) | 1 | 13.10 | ||||
13 | Соматическая и вегетативная нервная система. | 1 | 16.10 | ||||
14 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 1 | 20.10 | ||||
15 | Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа 4 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 | 23.10 | ||||
16 | Нарушения зрения, их профилактика. | 1 | 27.10 | ||||
17 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | 10.11 | ||||
18 | Зачёт 2. По теме «Координация и регуляция» | 1 | 13.11 | ||||
Тема 6. Опора и движение | 8 | 7 | 1 | ||||
19 | Скелет. Строение, состав и соединения костей. | 1 | 17.11 | ||||
20 | Скелет головы и туловища. | 1 | 20.11 | ||||
21 | Скелет конечностей. Лабораторная работа 5 «Изучение внешнего вида отдельных костей» | 1 | 24.11 | ||||
22 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов переломах костей | 1 | 27.11 | ||||
23 | Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа 6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1 | 01..12 | ||||
24 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | 1 | 04.12 | ||||
25 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 | 08.12 | ||||
26 | Зачёт 3. По теме «Опора и движение» | 1 | 11.12 | ||||
Темы 7- 8. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. | 8 | 7 | 1 | ||||
27 | Внутренняя среда организма. Кровь, её функции. Клетки крови. Плазма крови. Лабораторная работа 7 «Изучение микроскопического строения крови» | 1 | 15.12 | ||||
28 | Иммунитет | 1 | 18.12 | ||||
29 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | 22.12 | ||||
30 | Транспорт веществ. Кровеносная система. | 1 | 25.12 | ||||
31 | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | 1 | 29.12 | ||||
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа 1. «Измерение кровяного давления» Практическая работа 2. «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | 1 | 08.01 | ||||
33 | Заболевание сердечнососудистой системы, их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Виртуальная практическая работа 3 «Изучение приёмов оказания первой помощи при кровотечениях» | 1 | 12.01 | ||||
34 | Зачёт № 4 по темам Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» | 1 | 15.01 | ||||
Тема 9. Дыхание. | 5 | 4 | 1 | ||||
35 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 1 | 19.01 | ||||
36 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания Лабораторная работа 8 «Определение частоты дыхания» | 1 | 22.01 | ||||
37 | Заболевания органов дыхания и их профилактика | 1 | 26.01 | ||||
38 | Приемы оказания первой помощи отравлении угарным газом, спасении утопающих. | 1 | 29.01 | ||||
39 | Зачёт 5. По теме Дыхание» | 1 | 02.02 | ||||
Темы 10-11. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. | 10 | 9 | 1 | ||||
40 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | 1 | 05.02 | ||||
41 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 | 09.02 | ||||
42 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа 9 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | 12.02 | ||||
43 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | 1 | 16.02 | ||||
44 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | 19.02 | ||||
45 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Практическая работа 4 «Измерение массы и роста своего тела» | 1 | 26.02 | ||||
46 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | 1 | 02.03 | ||||
47 | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Практическая работа 5 «Определение норм рационального питания» | 1 | 05.03 | ||||
48 | Витамины, их роль в организме | 1 | 09.03 | ||||
49 | Зачёт 6. По темам «Пищеварительная система. Обмен веществ» | 1 | 12.03 | ||||
Темы 12-13. Выделение. Покровы тела. | 6 | 5 | 1 | ||||
50 | Органы выделения. Строение и функции почек. | 1 | 16.03 | ||||
51 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | 1 | 19.03 | ||||
52 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | 23.03 | ||||
53 | Роль кожи в теплорегуляции. | 02.04 | |||||
54 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | 06.04 | ||||
55 | Зачёт 7 по темам «Выделение. Кожа» | 1 | 09.04 | ||||
Тема 14. Размножение и развитие. | 3 | ||||||
56 | Система органов размножения | 1 | 13.04 | ||||
57 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | 16.04 | ||||
58 | Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | 1 | 20.04 | ||||
Тема 15. Высшая нервная деятельность человека | 9 | 8 | 1 | ||||
59 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. | 1 | 23.04 | ||||
60 | Врождённые и приобретённые формы поведения. | 1 | 27.04 | ||||
61 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | 30.04 | ||||
62 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. | 1 | 04.05 | ||||
63 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. | 1 | 07.05 | ||||
64 | Индивидуальные особенности личности. | 1 | 11.05 | ||||
65 | Гигиена умственного труда. | 1 | 14.05 | ||||
66 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа 6 «Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье» | 1 | 18.05 | ||||
87. | Зачёт 8 по теме « Высшая нервная деятельность» | 1 | 21.05 | ||||
68 | Обобщающий урок. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Организм человека – единое целое. | 1 | 1 | 26.05 | |||
Итого: | 68ч. | 60 | 8 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект (УМК):
1.Учебник Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011г.
2. Тетрадь с печатной основой: Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек 8 класс. - М.: Дрофа, 2014.
Литература для учителя:
1. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек»8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008;
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.
3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: . 2009;
4. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008г.
5. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,2008.
6. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2009.
Литература для обучающихся:
1. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс - М.: Дрофа, 2012
2. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.
Электронные ресурсы:
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
2. http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
3. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....