Конспект урока : «Дыхание растений».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Подосиновик Светлана Николаевна

Конспект урока представлен в виде технологической карты, составленной по требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Подосиновик Светлана Николаевна,

 учитель биологии и химии,

МБОУ «Лицей «Технический»

имени С.П. Королева

г.о. Самара

Дата __16.11.2015______

Предмет: Биология

Класс: 6 Г класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Техники и технологии: технология проблемного обучения, критериальное и формирующее оценивание

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ):   Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений под редакцией В.В. Пасечника,  М.: Просвещение, 2012г.;  В.В. Пасечник  «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.; рабочая тетрадь «Биология 6 класс» Пасечник В.В., изд. Просвещение, мультимедийное приложение к учебнику.

        

Технологическая карта изучения темы: «Дыхание растений».

 

Тема

«Дыхание растений».

Цели

Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений  устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»;умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям

Формировать УУД:

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению процессов происходящих внутри растительного организма; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:  формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД:  структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы (комнатные цветущие растения),  проводить  сравнительный анализ между фотосинтезом и дыханием.

Предметные УУД:

Изучить процесс дыхания. Определить взаимосвязь процесса дыхания и фотосинтеза.

Планируемые результаты

Личностные:

Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на  уровне  адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Дыхание, фотосинтез

Межпредметные связи

География, экология, краеведение, история, химия

Ресурсы урока:

учебник,  презентация,  д\я опыта, раздаточные таблицы

Знаю

Хочу знать

Узнал

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

 

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

2. Какой газ поглощается?

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

 

4. В какое время суток происходит?

Днём

)

5. Что происходит с органическими веществами?

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

Организация пространства

Индивидуальная, парная и групповая работа

Технология проведения

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап.

Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Громко прозвенел звонок –   начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем. Вы настроились на урок,  все школьные  принадлежности к уроку у вас есть

Приветствие учителя.  Проверка готовности к уроку

КУУД

Мотивация к учебной деятельности.

Создает условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки

Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя  на уроке поменьше, а самостоятельности  на уроке  больше!».

 

Мотивация друг друга на урок

                                                                             

КУУД

ПУУД

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства

Обратимся  к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения( там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было- там мышь погибла.

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

-О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

-Почему мышь не погибла там, где было растение?

-Сформулируйте тему нашего урока.  «Дыхание растений». Проговаривание темы урока, цели и задач урока

Дети высказывают свои предложения.  

Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа

РУУД

КУУД

Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания»          

Организует подводящий диалог.

Организует формирование нового знания в речи

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл)

- Третью графу заполнить в конце урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

  Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )

Я Вам расскажу продолжение истории  опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

 Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха

Отвечают на вопрос. Беседа.

Выполняют задание в паре  

Заполняют таблицу.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Отвечают на вопросы

ЛУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить с помощью эталона свое умение определять по гербарному образцу вид соцветия

Какой газ образуются в результате дыхания?  Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат?  Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Проверка,  взаимопроверку и корректировку учебного задания. Оценка своего труда

Анализ полученной информации.  Работа с учебником стр.93

Беседа по вопросам. Самооценка

КУУД

ЛУУД

Физкультминутка. 

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Физкультминутка.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Тренировка способностей к сравнительному анализу

Организует повторение  Сравнение дыхания и фотосинтеза. Ответьте на вопросы.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно (и днём и ночью)

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется

 Проверить по слайду. Оценить свою работу

Закрепление знаний учащихся.

1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

А) Происходит во всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Органические вещества образуются.

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

2. Вставьте пропущенные слова

1.        Растения при дыхании поглощают……….

2.        Растения при дыхании выделяют……….

3.        Органические вещества при дыхании…………

4.        Растения дышат в …… время суток

5.        Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

Называют следующий этап.

Выполняют задание всей группой( раздаточный материал)

Работа в группе. Проверка задания по слайду. Самооценка

Выполняют биологический диктант. Самопроверкой по слайду

ЛУУД, КУУД

,РУУД

ПУУД

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

 Почему у богатой дамы разболелась голова?

-Оцените свою деятельность на уроке

-Заполните третий столбик в таблице

 Домашнее задание п.29 пересказ.  

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

РУУД

ЛУУД

Заместитель директора по учебной работе __________________________И. В.  Крутова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Дыхание - это жизнь"

Обучающиеся на уроке обобщают и закрепляют пройденный материал по темам "Дыхание " и " Кровообращение" . На уроке осуществляется воспитание здорового образа жизни.      ...

Конспект урока "Лекарственные растения"

Урок проходит в игровой форме. На уроке ребята познакомятся с видами лекарственных растений, легендами о растениях....

Презентация к уроку "Дыхание растений"

Презентация к уроку биологии  6 класс "Дыхание растений"...

Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс

Разработка урока  с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой....

Технологическая карта урока "Дыхание растений"

Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания...

Урок "Дыхание растений"

Урок по Биологии в 6 классе по теме: "Дыхание растений"...

План-конспект и презинтация урока "Дыхание растений"

План-конспект урока с презинтацией для 6 класса по учебнику В.И. Сивоглазову,  А. А Плешакову. Тема: "Дыхание растений"...