Конспект урока : «Дыхание растений».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока представлен в виде технологической карты, составленной по требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по биологии "Дыхание растений" | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Подосиновик Светлана Николаевна,
учитель биологии и химии,
МБОУ «Лицей «Технический»
имени С.П. Королева
г.о. Самара
Дата __16.11.2015______
Предмет: Биология
Класс: 6 Г класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Техники и технологии: технология проблемного обучения, критериальное и формирующее оценивание
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.; В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.; рабочая тетрадь «Биология 6 класс» Пасечник В.В., изд. Просвещение, мультимедийное приложение к учебнику.
Технологическая карта изучения темы: «Дыхание растений».
Технология проведения
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Организационный этап. | |||||||||||||||||||||||||
Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности | Громко прозвенел звонок – начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку | КУУД | ||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||||
Создает условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки | Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя на уроке поменьше, а самостоятельности на уроке больше!».
| Мотивация друг друга на урок
| КУУД ПУУД | ||||||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения | |||||||||||||||||||||||||
Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства | Обратимся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения( там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было- там мышь погибла. - Как вы думаете, почему погибла мышь? -О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить? -Почему мышь не погибла там, где было растение? -Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений». Проговаривание темы урока, цели и задач урока | Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа | РУУД КУУД | ||||||||||||||||||||||
Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» | |||||||||||||||||||||||||
Организует подводящий диалог. Организует формирование нового знания в речи | - Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик табл) - Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл) - Третью графу заполнить в конце урока.
Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. ) Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли. "Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых". Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух. Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик. Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт. Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли. – Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив…. – Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы: 1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб? 2. Почему у богатой дамы разболелась голова? Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений. Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха | Отвечают на вопрос. Беседа. Выполняют задание в паре Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы | ЛУУД РУУД КУУД ПУУД | ||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |||||||||||||||||||||||||
Проверить с помощью эталона свое умение определять по гербарному образцу вид соцветия | Какой газ образуются в результате дыхания? Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат? Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Проверка, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Оценка своего труда | Анализ полученной информации. Работа с учебником стр.93 Беседа по вопросам. Самооценка | КУУД ЛУУД | ||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем | Физкультминутка. | ||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | |||||||||||||||||||||||||
Тренировка способностей к сравнительному анализу Организует повторение Сравнение дыхания и фотосинтеза. Ответьте на вопросы.
Проверить по слайду. Оценить свою работу Закрепление знаний учащихся. 1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание. А) Происходит во всех клетках. Б) Протекает только на свету. В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Г) Происходит в клетках с хлоропластами. Д) Протекает на свету и в темноту. Е) Органические вещества образуются. Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О. З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ. 2. Вставьте пропущенные слова 1. Растения при дыхании поглощают………. 2. Растения при дыхании выделяют………. 3. Органические вещества при дыхании………… 4. Растения дышат в …… время суток 5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании. | Называют следующий этап. Выполняют задание всей группой( раздаточный материал) Работа в группе. Проверка задания по слайду. Самооценка Выполняют биологический диктант. Самопроверкой по слайду | ЛУУД, КУУД ,РУУД ПУУД | |||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||||||||||||||||||||
Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание | Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы -Вспомним тему урока Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб? Почему у богатой дамы разболелась голова? -Оцените свою деятельность на уроке -Заполните третий столбик в таблице Домашнее задание п.29 пересказ. | Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | РУУД ЛУУД |
Заместитель директора по учебной работе __________________________И. В. Крутова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Дыхание - это жизнь"
Обучающиеся на уроке обобщают и закрепляют пройденный материал по темам "Дыхание " и " Кровообращение" . На уроке осуществляется воспитание здорового образа жизни. ...
Конспект урока "Лекарственные растения"
Урок проходит в игровой форме. На уроке ребята познакомятся с видами лекарственных растений, легендами о растениях....
Презентация к уроку "Дыхание растений"
Презентация к уроку биологии 6 класс "Дыхание растений"...
Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс
Разработка урока с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой....
Технологическая карта урока "Дыхание растений"
Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания...
Урок "Дыхание растений"
Урок по Биологии в 6 классе по теме: "Дыхание растений"...
План-конспект и презинтация урока "Дыхание растений"
План-конспект урока с презинтацией для 6 класса по учебнику В.И. Сивоглазову, А. А Плешакову. Тема: "Дыхание растений"...