Конспект урока "Дыхание - это жизнь"
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

Обучающиеся на уроке обобщают и закрепляют пройденный материал по темам "Дыхание " и " Кровообращение" . На уроке осуществляется воспитание здорового образа жизни.   

 

– 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkryvtyy_urok_po_teme_dyhanie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ТЕМА УРОКА:     « Дыхание – это жизнь. »

ЦЕЛИ:

Образовательная –  обобщить и закрепить изученный материал по данным темам;

Воспитательная   -  воспитание здорового образа жизни через тему;

Развивающая       -  продолжить формировать у учащихся умений сравнивать, делать выводы и обобщать.

ОБОРУДОВАЕИЕ:

  1. Выставка «Высказывание великих людей о курении».
  2. Листы с заданиями на каждой парте.

ХОД УРОКА.

Ребята, в течение нескольких  уроков мы изучали темы: «Кровь. Кровообращение. Дыхание».  На сегодняшнем уроке наша с вами задача повторить и закрепить изученный материал. А итак же ответить на вопрос: « Верно - ли выбрано выражение для названия темы урока».

Как вы знаете, все живые существа на планете дышат – и растения и животные. В ходе эволюционного развития усложняются не только обитатели  нашей планеты, но и виды их  дыхания.

Давайте вспомним, как изменяется дыхательная система и органы дыхания у животных.

Слайд « Виды дыхания у разных групп животных».

А человек, т.е. мы с вами, относится к какому классу животных?

  • Млекопитающие. Значит у нас – легочной тип дыхания.

А какие органы входят в состав дыхательной системы?

Слайд «Органы дыхательной системы».

  1. Назовите основные функции дых. системы?

  - поступление воздуха; газообмен; образование звуков; защита организма (чихание и  кашель ).

  1. Какие из этих органов относятся к воздухоносным путям?
  2. Почему не рекомендуют дышать носом?

В полости носа на 1 см2 слизистой оболочки располагается около 150 желёз. Слизистая оболочка носа обильно снабжена густо разветвленной сетью кровеносных сосудов. Сосуды расположены близко  к поверхности.

Мы с вами дышим воздухом – смесью газов. Вдыхаем кислород. А в результате какого процесса в природе образуется кислород?

  • Фотосинтеза.

А как меняется количество кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

Слайд «Состав воздуха».

А почему в выдыхаемом воздухе становиться больше углекислого газа? Откуда он берётся в организме? И куда тратиться кислород? На эти вопросы мы сможем ответить, если вспомним определение  дыхания и химический смысл этого процесса.

Слайд « Дыхание».

Дыхание – это совокупность процессов обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, который образовался в результате окислительных реакций.

А зачем нам нужен кислород?

Слайд « Значение кислорода»

Мы это сказали на словах, а теперь нужно записать  в виде формул.

Распад + окисление = Q

  1. Гликоген – глюкоза С6 Н12 О6
  2.  С6 Н12 О6 + 6О2  =6 Н2О + 6СО2 + Q

Для чего нам нужна энергия? Для работы клеток, для всех процессов организма.

Во время дыхания происходит поступление воздуха в лёгкие ( основной орган дыхательной системы) . А что из себя представляет этот орган?

Слайд « Вид лёгких».

       

Какого они цвета? С чем это связано?

И для сравнения лёгкие курящего человека.

Обратите внимание, что цвет и даже форма могут измениться. Влияние вредных  веществ табака.  Каких? Никотин, угарный газ, смолы и др.

 Стихотворение о лёгких.

Если вы бросили курить, то через 8 часов после последней сигареты из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция лёгких, через 5 лет вероятность инсульта уравнивается с таковой у некурящих, через 10 лет падает вероятность инфаркта.

Какая структура лёгких страдает в первую очередь от вредных веществ?

Альвеолы.

В лёгкие поступает огромная масса крови: 33% от всей крови организма находится в легочных капиллярах, в то время как в нижних конечностях всего – 14%.

Зачем нужно столько крови в лёгких? И какую роль играет кровь в обеспечении организма кислородом?

- Между альвеолами и кровью происходит газообмен.

  • Кровь доставляет кислород ко всем органам.

Благодаря какому физическому явлению возможен газообмен между альвеололярным воздухом и кровью?

  • Диффузии.

И так мы пришли к тому, что дыхание и газообмен не проходят только за счёт дыхательной системы. Так же необходима кровь и кровеносная система!

Какие органы составляют кровеносную систему?

Слайд «Строение кровеносной системы».

Строение сердца?

А как сердце работает?

-сокращение предсердий –0,1 с

-сокращение желудочков – 0,3 с

-отдых - 0,4 с

Какие способы регуляции работы сердца вам известны?

  • автоматия, нервная, гуморальная.

Человек считает этот орган важным. Подтверждением тому  могут служить такие факты: сердце – это место хранения души; образ сердца человек использует в литературе, говоря о чём- то важном. Например, в произведении М. Горького - «Данко»; в песнях, стихах – Д. Кедрин «Сердце»,  и др.

 Стихотворение читает ученик.

Что такое сердце?

Камень твёрдый?

Яблоко с багрово красной кожей?

Может быть меж рёбер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его приделы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело!

Но вернёмся к строению кровеносной системы. Тип кровеносной системы человека?

  • замкнутая.

Сколько кругов кровообращения в нашем организме? И какие?

  • - 2 большой и малый.

По сосудам кровеносной системы протекает кровь. Что мы называем кровью?

  • КРОВЬ– это внутренняя среда организма, разновидность соединительной ткани, жидкость  красного цвета, состоящая из плазмы и форменных элементов.

Слайд «Состав крови»

  1. Функции крови?

- транспортная, регуляторная, терморегуляторная.

  1. Состав плазмы?

- 90% - воды; 10% - вещества

  1. Значение тромбоцитов?

Участвуют в свёртываемости крови

  1. Условия свёртываемости крови?
  • фермент тромбин, белок фибрин, соли Са, витамин К.
  1. Как называется болезнь несвёртываемости крови?

-   гемофилия

  1. Значение лейкоцитов?

-  защита организма

  1. Семья решила съездить на отдых в одну из тропических стран. Почему кроме путёвок им предложили пройти вакцинацию?
  2. Что такое иммунитет и его виды?
  3. Почему современные учёные рассматривают переливание крови как иммунную реакцию, антиген – антитело?

-  В эритроцитах есть антигены, а в плазме – антитела. Если кровь перелита  не той группы, то может произойти склеивание(агглютинация) .

  1. Значение эритроцитов?
  2.  В плазме крови способно растворятся очень малое количество кислорода. Для того чтобы организм в этом случае получал нужное количество кислорода,  наши лёгкие должны бы быть в несколько раз больше, чем сейчас. Поэтому природа предусмотрела другой способ переноса кислорода – Эритроциты.
  3.  Какое вещество в эритроцитах позволяет им переносить кислород и углекислый газ -   при данном размере лёгких?
  • гемоглобин.

Кровь циркулирует по всему организму. Что происходит при газообмене в лёгких?

А в тканях?

Слайд «Как эритроциты осуществляют дыхательную функцию»

  1. Какую кровь называют – артериальной?
  2. Какую кровь называют – венозной?
  3. В капиллярах какого круга венозная кровь превращается в артериальную? Почему?
  4. А где наоборот?
  5. В спокойном или рабочем состоянии клетки потребляют больше кислорода? И почему?

Наш организм – единое целое, сложное образование, где работу одних систем регулируют другие.

Какие виды регуляции дыхательной системы вы знаете?

  • нервная и гуморальная.

В каком отделе мозга  находится дыхательный   центр ? В продолговатом.

Какое влияние оказывает углекислый газ, находящийся в крови, на работу дыхательного центра?

Чем больше его концентрация в крови, тем глубже вдох.

Во время вдоха давление в плевральной полости выше или ниже атмосферного?

Письменная работа.

Перед вами на столах листы с заданиями. На выполнение этой работы 7 минут.

Ребята! Наш урок подходит к концу. Нужно сделать вывод, т.е. ответить на вопрос поставленный в начале урока. Но перед этим предлагаю прочитать стихи.

Слайд «Вывод».

А теперь ответим на вопрос : «Верно – ли утверждение взятое нами в название темы урока?».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»   Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...

Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока

Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....

План-конспект урока "Образ жизни"

Урок по обществознанию по теме "Образ жизни" для учащихся 7 класса...

Конспект урока "Образ жизни. Конструкция V + V-ing" к УМК "Happy English.ru" 5 класс

Конспект урока английского языка на тему: «Образ жизни. Конструкция V + V-ing»....

Конспект урока Городская жизнь. Лондон.

Конспект урока Городская жизнь. Лондон....

конспект урока "Повседневная жизнь европейцев"

Конспект урока "Повседневная жизнь европейца"...

План-конспект занятия "Цена жизни"

Приобщение к историческому прошлому нашей страны, расширение кругозора, воспитание патриотизма....