Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;
установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;
познакомить с гигиеной дыхательных путей;
развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”, презентация к уроку (Приложение 1).
Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.
Ход урока
- Организационный момент.
Просмотрите видеофрагмент, который поможет определить тему нашего урока. https://my.mail.ru/mail/onigen/video/438/458.html
Фильм « Чудо строения дыхательной системы» ( 00 – 1.35)
Итак, тема нашего урока дыхание. Строение дыхательной системы.
- Актуализация опорных знаний.
«Пока дышу – надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.
Эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку, т.к. дыхание действительно самая драгоценная и оберегаемая ниточка, от которой зависит наша жизнь.
Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.
Подробное определение:
Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Самое краткое определение:
Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.
А правильно ли названа дыхательная система? Предложите другой вариант названия.
1. Типы дыхания.
Различают внешнее и внутреннее дыхание.
А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.
Б) клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.
2. Функция дыхания.
– Сделайте вывод о функции дыхания
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.
Решение задач:
А) Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?
Запишите в тетрадь: функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ, т.е осуществлять газообмен.
Согласны ли вы с названием системы? Может предложите другое?
Б) Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути. Проверьте свой ответ.
Дыхательная система: сердце, носовая полость, желудок, артерия, носоглотка, кровь, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, легкие
– Составьте схему дыхательной системы в тетради.
В) Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и расскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных? (слайды комментируются учащимися):
- беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;
- у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная;
- рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;
- с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется: земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительное простое строение;
- лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
- По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, трахейное, жаберное и лёгочное дыхание.
- Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенных внутри организма, и развития систем , обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
II. Изучение новой темы.
Особенности строения органов дыхания.
1.Носовая полость
1.Вот гора , а у горы
Две глубокие норы
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит.
2 .Он нужен для дыхания
Ещё для обоняния
Меж двух озёр стоит утёс
В нём две пещеры –это ( - - - )
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Подобно глазам, губам, ресницам нос – украшение лица, как бы критически мы к нему не относились. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте практически невозможно.
– «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь.
– А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю вам совершить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм, посмотреть видеофрагмент (4.35-5.55) если есть время слизь (6.25-12.20)(Приложение 3).
– Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?
Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.
-Представите, что у вас заложен нос. Что изменится в вашей жизни?
обоняние (обыграть) и участие в образовании звуков
(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)
Гигиена носового дыхания
На наши вопросы я попрошу кратко ответить нашего гостя, врача лор
Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?
Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.
Вопрос: Как вы считаете, почему из носа так часто идет кровь?
Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.
В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения?
Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?
Гигиена носового дыхания
- Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
- Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
Наблюдения
“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
2) носоглотка и гортань.
Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним совершим свой путь и мы.
– Какую функцию играет следующий орган дыхательной системы – носоглотка? Определите по названию органа.
Внимание: мы пролетаем перекресток, где начинаются два тоннеля – воздушный и пищевой. Воздушный начинается гортанью и имеет специальное приспособление - надгортанник, который преграждает путь пиши в трахею.
- Почему нельзя разговаривать во время еды?
Гортань выслана слизистой оболочкой и имеет множество рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газы. При этом возникаем кашель – усиленный выдох, благодаря которому полость гортани очищается.
! Воздух несется с огромной скоростью – до 960 км\ч.
Наблюдение
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать несколько глотательных движений. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
Гигиена дыхания
- Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
- При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
- Нельзя разговаривать во время приема пищи. Вспомните «Когда я ем, я глух и нем».
Образование звуков.
Сложность строения гортани обусловлена тем, что она, помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Итак, сейчас нам предстоит провести небольшое исследование, благодаря которому мы должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи. Работа с учебником
– Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию - образование звука?
-При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук?
- От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых?.
Аудиофайл
- Сталкивались ли вы с этим в живом мире?( жук – муха)
- Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры
- Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?
У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок).
Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)
В головном мозге существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
- Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?
Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.
Меры профилактики заболевания голосовых связок и гортани. (Рассказ учителя; самостоятельная работа учащихся по изучению строения гортани; беседа, составление памятки «Меры профилактики заболеваний гортани, голосовых связок»; видеоматериалы.)
Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат…
4) Трахея
А теперь мы несемся вниз по воздушной трубе, которая получила название трахея, что буквально с греческого означает «большая артерии». Древние анатомы приписывали, таким образом, этим органам одинаковые функции. фильм (14.15-15.34)
Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. видео
5)Легкие фильм (15.57-30.00)
В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?
Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыта легочной плеврой;
Внутренне строение легкого
Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.
Гигиена дыхания
При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене.
Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.
- Общие выводы урока.
1. Дыхание– процесс обеспечения клеток кислородом , необходимый для биологического окисления , и выведения углекислого газа.
2. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких.
В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и согревается , в лёгких происходит газообмен.
Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.
Так верно ли название дыхательной системы?
- Закрепление изученного материала.
1) Расположите последовательно воздухоносные пути начиная с носовой полости.
1. носовая полость.
2.Трахея.
3.Гортань.
4..Носоглотка.
5.Бронхи.
6. Бронхиолы.
2)Найдите соответствие:
Орган 1. Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4. Легкие 5. Легочная и пристеночная плевра | Выполняемая функция а) содержит жидкость, снижающую трение б) увлажнение воздуха, задерживание пыли в) обеспечивает свободное прохождение воздуха г) образование звуков, рефлекторный кашель д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану |
Составить синквейн по теме. Дыхание
Важное, внешнее, проводит, изменяет, обеспечивает,
Пока живу надеюсь. Газообмен.
V. Домашнее задание.
С. 138-141., заполнить таблицу.
- Приготовить сообщения: о влиянии табакокурения на органы дыхания,
о чистоте окружающего воздуха.
- Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.
- Провести практическое наблюдение «Определение частоты дыхания в разных ситуациях: сидя, лежа, стоя, после 10 приседаний, бега на уроках физкультуры.
Литература:
- Единая коллекция ЦОР.
- Пепеляева О.В. Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биологгия. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, - М.: ВАКО, 2005.
- Семенцова В.Н. биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. 8 кл. человек: учебник для общеобр. Учебн. Заведений.- М.: Дрофа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"
План конспект урока по программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....
. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...
Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....
презентация к уроку "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания."
данная работа иллюстрирует работу на уроке. Ссылка на конспект урока: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/26/konspekt-uroka-dyhanie-ego-znachenie-stroenie-i-funktsii-organov...
Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."
Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...
План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".
Урок в 8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....
Дидактические карточки по биологии на тему "Значения дыхания. Строение и функции органов дыхания" (8 класс)
Документ содержит карточки с вопросами по данной теме....