Тема: «Здоровое питание», 8 класс Автор: Щербак Антонина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» Г. Мончегорск, Мурманской области
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Щербак Антонина Анатоьевна

Конспект урока составлен в соответствие с программой по биологии основного общего образования для курса 8 класса "Биоология. Человек". Глава "Пищеварение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zdorovoe_pitanie.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровое питание», 8 класс

Автор: учитель биологии I квалификационной категории

МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»

Г. Мончегорск, Мурманской области

Цель урока: Познакомить учащихся с основами рационального питания.

Задачи урока:

Образовательные

  • показать влияние пищи на нормальную жизнедеятельность человека;
  • сформировать у учащихся понятие «рациональное питание»;
  •  раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека;
  •  научить анализировать данные анкеты «Как я питаюсь», вычленять проблему.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  •  способствовать воспитанию интереса к учебе.

Развивающие 

  • продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике;
  • формировать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать навыки работы с научным текстом;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и учебный материал:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Здоровое питание», лабораторный материал, раздаточный материал.

Ход урока:

I Организационный момент

Вступительная часть.

Я хочу начать урок с одной притчи: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «…»» Как вы думаете, что ответил Насреддин?

Ответ Насреддина: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».

II. Сообщение темы урока

Тема урока: «Здоровое питание»

Эпиграф урока: «Человек есть то, что он ест» (Г. Гейне)

III. Постановка учебных задач

Какое значение имеет питание в здоровье человека?

Какое питание является рациональным?

Какие принципы и нормы рационального питания существуют?

Как влияют вредные вещества на биологические молекулы?

В конце урока вы сами ответите на эти вопросы.

Питание школьников и подростков имеет свои особенности.

Мы обработали данные анкеты «Как я питаюсь»,  которые проводили накануне занятия и выяснились следующие моменты…Анализ анкеты.

Как вы думаете, почему так важно, именно в этом возрасте, обеспечить организм полноценной пищей и правильно организовать режим питания?

IV. Изучение нового материала

Задание 1

У вас на столах лежит текст. Познакомьтесь с ним и скажите: «На что влияет характер питания?»

Ответы обучающих:

  • рост
  • физическое развитие
  • нервно-психическое развитие
  • процесс кроветворения
  • зрение
  • половое развитие
  •  поддержание нормального состояния кожных покровов
  • защитная функция организма (устойчивость к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям)

Задание №2 

Что значит рациональное питание??

Прием – составление кластера («звезда»)

Учитель предлагает составить логическую схему изучения данной темы. Словосочетание «здоровое питание» пишется на доске (слайд), от слова проводятся лучи. Под каждым лучом прописывается слово, предлагаемое каждой группой.

Здоровое питание - это ключевое слово для нашего с вами кластера (схемы)

•        регулярность;

•        умеренность;

•        полноценность;

•        сбалансированность;

•        разнообразие;

Задание №3

Сформулируйте правила питания, анализируя поговорки (работа в группах).

1 гр. – анализ поговорки

1.«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться»

Вывод: Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день, в одно и то же время.

2.«Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её ест» (Абуль –Фаорадж)

Старинная индийская притча гласит: «Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, раньше умрет».

Вывод: Умеренное потребление пищи.

2 гр

1.«Кто долго жуёт, тот долго живёт»

Вывод: принимать еду нужно в спокойной обстановке, не спешить, тщательно пережевывать.

2.«Ешь досыта, делай до поту»

Вывод: Пища даёт энергию и строительный материал нашему организму.

Правила правильного питания школьника:

1. Есть регулярно, а лучше 4 – 5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

2. Тщательно пережевывать пищу, не злоупотреблять солеными и перчеными блюдами.

3. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества, необходимые растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого.

4. Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.

V. Физкультминутка.

Исходное положение: сидим прямо, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки на поясе. На счет раз-два плавно наклоняем голову назад, прогибаем спину в грудном отделе, локти отводим назад. На счет три-четыре наклоняем голову вперед в грудном отделе, локти отводим вперед. Повторяем 5-6 раз (для снятия утомления с мышц спины, шеи, плечевого пояса).

Отдохнули? А теперь продолжаем работу.

VI . Поисково-исследовательская работа 

Пища является основным источником энергии человека, поэтому в ней должны сочетаться все компоненты – белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Биологические вещества играют очень важную роль в жизни человека, особенно подростка. Многие вредные и опасные вещества могут разрушать или нарушать функции биологических молекул. Посмотрим, как влияет никотин на белок.

Лабораторная работа: «Действие никотина на белок»

VII. Рефлексия.

Здоровое питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развития рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения. Питание оказывает определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время- время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций- следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

VIII. Анализ и оценка успешности достижений

Составить итоговый текст по следующей схеме:

В результате занятия «Влияние питания на здоровье» мне открылись:

Три самых важных понятия: ……………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Три самых важных действия: ……………………………………………………

………………………………………………………………………………………

IX. Выводы и подведение итогов.

Учитель поблагодарит учеников за работу, поделится своей радостью по поводу продуктивной работы всех групп.

X. Домашнее задание

По желанию разработать творческий проект на одну из тем:

1.          Диета и здоровье.

2.        “Мороз, снег и мы, или как следует питаться в холода?”

Приложение 1.

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне

«Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость детей инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды, тяжелых металлов, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя биологии высшей квалификационной категории и классного руководителя 7 «б» класса МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой Бирюковой С.В. по формированию здорового образа жизни учащихся.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают: представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизн...

Рабочая программа. 7 класс.МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

Рабочая программа в соответствии с ФГОС 7 класс.МБОУ " Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемы...