Программа по музыке, 7 класс. Учитель музыки высшей категории, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область,
учитель музыки высшей категории Козлов Олег Филиппович
Программа по музыке, 7 класс.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа предполагает использование учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской. Она приближена к обычаям, к духовным, песенным традициям Смоленского края,
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке народов мира, к музыкальному искусству песенниц Смоленского края .
Программа опирается на методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью.
Она основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Местный фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий,
- тематический,
- итоговый.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать и понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, местных исполнительниц народных песен.
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать знаний и умений в практической деятельности:
- музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
.
Добиться, чтобы учащиеся:
- понимали особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- имели представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знали имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- исполняли народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентировались в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- проявляли инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- имели представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
Содержание программы по «Музыке»,
7 класс.
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической) они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развертыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
.
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
(7 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: |
Контр. Раб. | |||
Тема I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 |
| |
1 | Классика и современность | 1 |
|
2 | В музыкальном театре. Опера. | 4 |
|
3 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 1 |
|
4 | В музыкальном театре. Балет. | 2 |
|
5 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 |
|
6 | В музыкальном театре. Развитие традиций оперного спектакля. | 2 |
|
7 | Героическая тема в русской музыке. | 1 |
|
8 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 2 |
|
9 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». | 2 |
|
10 | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 | 1 |
Тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 |
| |
11 | Музыкальная драматургия - развитие музыки. | 2 |
|
12 | Камерная инструментальная музыка. | 2 |
|
13 | Циклические формы инструментальной музыки. | 4 |
|
14 | Симфоническая музыка. | 4 |
|
15 | Инструментальный концерт. | 3 | 1 |
16 | Музыка народов мира. | 2 | 1 |
17 | Песенницы Смоленского края. А.И.Глинкина | 1 |
|
Итого: | 35 | 3 |
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »
(17 часов)
Урок 1. Классика и современность. (1ч)
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-5. В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (4 ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплоченная одним чувством, одной волей.
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ». (1 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 7-8. «В музыкальном театре. Балет.
Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 9. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 10 - 11. В музыкальном театре. Развитие традиций оперного спектакля.
Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. (2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Легкая и серьезная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 12. Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов. (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 13 - 14. Сюжеты и образы духовной музыки.
Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. (2ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чем их достоинство, а в чем – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 – 16. Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».
Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приемы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17. Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта», «Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
(18 часов)
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20 - 21. Камерная инструментальная музыка.
Этюд, транскрипция. (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация». Выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 25. «Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». «Соната. Л.В.Бетховен» Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2» (4 ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 26 - 30. Симфоническая музыка.
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта». Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича». «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (5 ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвященных судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приемов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 31 - 32. Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. (2 ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 33 – 34. Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. (2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Урок 35. Песенницы Смоленского края. Аграфёна Ивановна Глинкина.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
- Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
- учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.
-А.Красинская. А.И.Глинкина. Советский композитор. М.1971
Список научно-методической литературы:
1. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г..
3. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
7. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
8. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред. Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г..
9. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
10. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
11. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших
12. - 176с.
13. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
14. Сборники песен.
15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
16. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
17. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
18. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docxprogramma_po_muz._7_kl.docx | 12.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Певица из Дедёнок!. Встреча с интересным человеком учителя музыки и истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
/Краткое описание/ ...
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Из моего опыта работы Музыкальные игры на уроках музыкиПри изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках ...
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
Мои физминутки на уроках музыки. Учитель музыки высшей категории Козлов Олег Филиппович МБОУ Стегримовской основной общеобразовательной школы Монастырщинского района Смоленской области.
Мои физминутки на уроках музыки /Из опыта работы/[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"48...
Отчет о работе МБОУ "Вязовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области" за 2013 год.
Отчет о работе МБОУ "Вязовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области" за 2013 год....
Самоанализ педагогической деятельности Рыбаковой Веры Васильевны, учителя технологии высшей квалификационной категории МБОУ «Буторлинская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области». 2014 – 2015 учебный год.
Цель педагогической деятельности: Создание условий для воспитания ребёнка – личности, подростка – личности, у которого гражданск...