РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
· подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
· сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
· научить пользоваться справочной литературой и словарями;
· потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
· знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
· знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
· уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
· уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_shkolnikov_k_predmetnoy_olimpiade.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку для 9-11 класса
«Юный лингвист»
Исмагиловой Алсу Нуретдиновны,
учителя высшей квалификационной категории
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова
с углубленным изучением отдельных предметов
Республики Татарстан»
Пояснительная записка
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель настоящего курса: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
- подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
- сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
- научить пользоваться справочной литературой и словарями;
- потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
- знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 9-11 классов.
Учебно-тематическое планирование кружка
«Юный лингвист»
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | 1 | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению | лекция с элементами беседы, выполнение заданий | |||
Из истории русского языка(5ч.) | |||||||
2 | История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. | 1 | работа с источником информации: составление тезисов лекции | творческая работа «Прогулка по славянским местам» | |||
3 | Языки мира. Карта языков мира. Родственные связи языков. | 1 | решение лингвистических задач | игра «Переводчик» | |||
4 | Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки. | 1 | составление опорного конспекта | устное выступление | |||
5 | Классификация и происхождение славянских языков. | 1 | выпуск лингвистической газеты | конкурс газет | |||
6 | Учёные-лингвисты. | 1 | проектная деятельность | презентация, буклет | |||
Культура речи (6ч.) | |||||||
7 | Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация. | 1 | тестовая работа | тест | |||
8 | Трудные случаи акцентуации. | 1 | работа со словарем | защита орфоэпического словаря учащегося | |||
9 | Интерпретация поэтического текста. | 1 | составление плана работа с клише | творческая работа | |||
10 | Лексические нормы литературного русского языка. | 1 | решение лексических задач | тест | |||
11 | Грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка. | 1 | решение грамматических, синтаксических задач | тест | |||
12 | Творческая работа «Я работаю корректором». | 1 | работа с текстом | статья в школьную газету | |||
Морфология и орфография русского языка(3ч.) | |||||||
13 | Виды разборов. Морфологический разбор. | 1 | морфологический тренинг | тест | |||
14 | Занимательные задачи по русскому языку по теме «Морфология» | 1 | морфологическая дуэль | словарный диктант | |||
15 | Морфологическая игра «Гонка за лидером» | 1 | решение задач повышенной сложности | игра «Гонка за лидером» | |||
Фонетика и орфография русского языка (3ч.) | |||||||
16 | Визитная карточка проекта. Фонетический разбор. | 1 | решение фонетических задач | тест | |||
17 | Поиск информации в сети Internet. Фонетический разбор | 1 | решение фонетических задач | заполнение таблицы | |||
18 | Обработка информации. Завершение работы над проектами. | 1 | решение задач повышенной сложности | словарный диктант | |||
Синтаксис и пунктуация русского языка (3ч.) | |||||||
19 | Словосочетание и предложение. Виды предложений. | 1 | тренировочные упражнения. | работа в группах | |||
20 | Синтаксические синонимы. | 1 | конструирование предложений и словосочетаний | работа в группах | |||
21 | Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. | 1 | решение задач повышенной сложности | самостоятельная работа | |||
Морфемика и словообразование русского языка (2ч.) | |||||||
22 | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. | 1 | тренировочные упражнения. | работа в группах | |||
23 | Работа со словообразовательным словарём. | 1 | исследовательская работа | взаимозачёт | |||
Стилистика и культура речи (2ч.) | |||||||
24 | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | 1 | тренировочные упражнения | самостоятельная работа | |||
25 | Социолингвистика. Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы | 1 | тренировочные упражнения | работа в группах | |||
Литературоведение и работа с текстом(9ч.) | |||||||
26 | Тропы. Фигуры речи. | 1 | работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий | взаимозачёт | |||
27 | Определение художественно-выразительных средств в тексте | 1 | работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачётных заданий | взаимозачёт | |||
28 | Создание сочинения-миниатюры по определенной теме с использованием заданных тропов. | 1 | сочинение-миниатюра | сочинение-миниатюра | |||
29 | Крылатые слова и выражения. | 1 | исследовательская работа | публичное выступление на заседании кружка «Олимп» | |||
30 | Фразеологизмы. История происхождения | 1 | исследовательская работа | устное сообщение | |||
31 | Комплексный анализ художественного текста. План. | 1 | составление тезисов лекции | работа по плану | |||
32 | Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа. | 1 | работа с текстом | Подготовка к практической работе | |||
33 | Комплексный анализ художественного текста. Практическая работа. | 1 | работа с текстом | Практическая работа. | |||
34 | Выполнение примерных олимпиадных заданий. | 1 | самооценивание и взаимооценивание работ учащихся |
Литература для учителя.
- Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов. «Научная книга».2002.
- М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
- С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
- Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
- Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
- Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся.
- М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
- Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
- Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
- Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
- Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995г.
- Казбек- Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
- Педагогическая копилка. Выпуск 2. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Сургут. «Центр развития образования», 2006г.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение», 1976г.
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1994г.
- Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс, 1998г.
- Сараева А.Н. Как проверить непроверяемое слово. Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М. «Грамотей», 2004г.
- Различные справочники и словари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна
Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...
Исследовательская работа Русский костюм в сказках А.С.Пушкина, подготовила ученица 6 класса МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2" Коптяева Татьяна
Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравятся сказки А.С.Пушкина. Читая сказки Александра Сергеевича, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Аверкиной Елены Александровны МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Представление педагогического опыта....
План самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Егоркинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан» Яллина Валерия Леонидовича
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год...
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»
Требования к школьной форме обучающихся...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны
Тема инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....
Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны
Тема педагогического опыта: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...