Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии
статья по биологии на тему
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rau_a.a._tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рау Алла Анатольевна, учитель биологии БОУ г.Омска «СОШ № 118»
Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии
Необходимым условием создания личностно-ориентированной системы является деятельностный подход, то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путём передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, стараюсь создать условия для самостоятельной работы учеников на уроках. Известно, что, тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому всё объяснили, поэтому моя задача - не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.
Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников. Задача учителя – научить работать с информацией: анализировать и систематизировать её, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.
Для решения поставленных задач изучила и апробировала различные современные образовательные технологии. Одной из них является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды учёных с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. В основе лежит самостоятельная работа обучающихся с источниками информации.
Целевое назначение технологии – формирование таких гражданских умении и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определённым умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).
Стадия вызова.
Деятельность учителя направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Деятельность обучающихся: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.
Методические приёмы, которые использую в своей практике на данном этапе урока:
1. Таблица «Знаю - Хочу – Узнал»
Например, на данном этапе при изучении темы «Клетка – элементарная частица живого» (6 класс)» предлагаю записать все ассоциации, которые возникают у обучающихся со словом «клетка». Записи должны быть ёмкими и краткими. Затем предлагаю поработать в парах, обменяться сведениями и дополнить свои записи. Записи заполняют в первую колонку маркировачной таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Во вторую колонку ученики записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответы, а сведений ещё не хватает.
2.«Кластеры» - это графическая организация материала, которая помогает обучающимся понять, что можно сказать по данной теме. Например, при изучении темы «Вирусы» (7 класс) записываю на доске тему и предлагаю ученикам с помощью мозговой атаки «накидать» идеи по данной теме. Записываю их по кругу, а потом соединяю прямыми линиями с темой. Получается модель «планета со спутниками». У каждого «спутника» может появиться свой «спутник». В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать всё, что приходит на ум обучающимся. Дать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определённому плану.
3. «Верите ли Вы в то, что…»
При изучении темы «Строение и функции кожи» предлагаю ученикам (они объединены в группы по 4 человека) ответить на вопросы и обосновать своё мнение. Обсуждение идёт в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса.
Стадия осмысления.
Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность обучающихся: ученики читают (слушают) текст, используют предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Методический приём «Инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
На данном этапе урока обучающиеся работают с текстом учебника, проставляя пометки на полях: «!» - знакомая информация, «+» - новая информация, «-» - думал иначе, «?» - непонятно. После того, как работа по чтению текста с пометками завершена, ученикам предлагаю записать одним или несколькими словами то, что узнали нового в третью колонку маркировочной таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» или используем таблицу из пяти колонок и обозначаем их знаками («!»- знакомая информация, «+» - новая информация, «-» - думал иначе, «?» - непонятно).
Это позволяет проанализировать текст и перевести обширную информацию из текстовой в лаконичную в форме таблицы.
Стадия рефлексия.
Деятельность учителя: необходимо вернуть обучающихся к первоначальным заданиям, которые использовались на стадиях Вызова и Рефлексии.
Деятельность обучающихся: ученики соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Методические приёмы: возвращение к кластерам, к заданию «Верите ли Вы в то, что…», составление синквейнов.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.
Применение данной технологии показывает, что ученики активно включаются в урок, получают возможность высказать своё мнение, а затем проанализировать полученную информацию, осмыслить и обобщить её. На таких уроках школьники учатся вырабатывать собственное мнение. Они спорят, участвуют в обсуждении проблем, отстаивают свою точку зрения, а затем самостоятельно делают вывод, подводят итог своей работы. Обучающиеся могут более полно реализовать свои возможности, стать активным участником процесса обучения, выработать личностный подход к рассматриваемой проблеме. На таких уроках ученики не могут быть пассивными, а это повышает результативность образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...
Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии« Развитие критического мышления через чтение и письмо»Аксиоматическое построение геометрии. Аксиома параллельности....
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии
Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием современной открытой образовательной технологии – технологии...
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»
Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Применение приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории
Цель данной работы:Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках истории. Основные зада...