Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
статья по теме
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имитационная игра с демонстрацией приёмов данной технологии в индивидуальной и групповой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 105.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО (пк) С РК
«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Республиканская конференция
«Современные технологии обучения в условиях реализации ФГОС»
Мастер-класс
«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка»
(из опыта работы учителя английского языка Анохиной А. В.
МАОУ «СОШ №35 с углублённым изучением отдельных предметов»)
Структура проведения:
- Характеристика используемой технологии;
- Определение основных приёмов, которые будут демонстрироваться;
- Имитационная игра с демонстрацией приёмов данной технологии в индивидуальной и групповой работе с обучающимися;
- Рефлексия.
« Нельзя более мириться со школой,
которая отстала от своего времени на сто лет,
с её пустословием, прописными истинами,
безнадёжно устаревшими учебниками,
письменными работами, зубрёжками»[1].
Американский педагог С. Френе.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Классические задачи учителей-предметников – это обеспечение обучающихся обязательным уровнем знаний, навыков, умений, подготовка к ГИА и всестороннее развитие личности школьника, её интеллектуальных, творческих способностей, интереса к познанию.
В педагогике XXI века целью образования является личность ученика. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную “Я – концепцию”[2], стимулируя “к учению с увлечением”[3], повышая уровень его образования.
В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Становится очевидным, что не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
В этой связи всё более актуальными становятся поиски новых форм уроков, возникает необходимость из урока в урок использовать проблемные ситуации, диалоговые, игровые, задачные, проблемные технологии, а не преподносить материал как сумму фактов, не подвергшейся критической оценке.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них и позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Для выполнения этой задачи учитель должен отлично владеть технологией «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая включает школьников в образовательный процесс.
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие).
Технология РКМЧП была разработана в конце XX века в США. Её авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами консорциума “За демократическое образование”. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.
С 1996 г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 г.
Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997 года, основным источником о ней по-прежнему остаётся Интернет. У технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена» (http://www.reading.org).
Основная идея технологии развития критического мышления через чтение и письмо – создание атмосферы учения при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.
Работа в технологии РКМЧП требует от педагога ставить перед собой задачи научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Данная технология доставляет детям удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности.
Её методы и приёмы способствуют свободному диалогу между учителем и учениками, она направлена на достижение определённых образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- делать выводы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе;
Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения, имеет отличительные черты:
- надпредметный характер;
- технологичность;
- усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
- сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
- применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
Она имеет концептуальные особенности:
- Целью образования являются не объём знаний или количество информации, а умение ученика управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Задачей учащего должно быть не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- В критическом мышление главное не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
- Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
Технология РКМЧП представляет особенный интерес для уроков иностранного языка. Именно эта технология обращает внимание на текст. Основой её является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между учителем и обучающимися. Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
Это универсальная, проникающая, технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
В работе мною представлен опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках английского языка, показана основная модель урока по технологии РКМЧП, приёмы и методы с наглядными примерами их использования, обращено внимание на новую роль учителя как координатора этого процесса.
Технология РКМЧП имеет совершенно чёткую структуру, которая имеет в своей основе развивающие и воспитательные цели. В её основе лежит базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов. Восприятие информации происходит в 3 этапа, каждый этап имеет свои цели и задачи.
Таблица 1
Этапы технологии РКМЧП и их задачи
Название технологического этапа | Задачи технологического этапа |
Evocation подготовительный Фаза вызова или Побуждения | Позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. |
Realization of meaning собственно восприятие нового смысловая стадия или Фаза реализации смысла | Даёт новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др. |
Reflection присвоение информации – стадия рефлексии. | На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение. |
Иногда одного урока не хватает для реализации технологии. Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания - рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».
Науке известно много приёмов технологий формирования критического мышления: инсерт (система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у - +?) мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластеры, синквейн, продвитнутая лекция, эссе, перепутанные логические цепочки, таблица З-Х-У, взаимоопрос и др.
Не важен набор и последовательность приёмов. Можно использовать те приёмы, к которым привык учитель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики.
Сами приёмы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей, придерживаясь идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт. Это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.
Каждый этап, имея свои цели и задачи, имеет также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ,
КОТОРЫЕ БУДУТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬСЯ
Стадия вызова
Часто отсутствие результативности обучения связано с тем, что учитель строит обучение исходя из целей, поставленных им самим, подразумевая, что они будут приняты учащимися как собственные. Многие учёные считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Важным является и активизация учеников. Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.
В процессе реализации стадии вызова важно давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний, сочетать индивидуальную и групповую работу (индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться). Обмен мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно.
Ч. Темпл, К. Мередит и Дж. Стил определили необходимые условия для педагога, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления :
- Важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
- Необходимо давать учащимся возможность размышлять;
- Важно принимать различные мнения и идеи;
- Целесообразно способствовать активности учащихся;
- Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными;
- Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;
- Необходимо ценить проявления критического мышления.
Учащиеся при этом должны:
- развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;
- активно участвовать в учебном процессе;
- с уважением выслушивать различные мнения;
- быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.
Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются постановкой проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащихся в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне.
Когда заявленная тема незнакома учащимся, можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.
Итак, в случае успешной реализации стадии вызова у детей возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
Мы остановимся на некоторых приёмах, которые вошли в практику нашей работы:
Приём КОРЗИНА ИДЕЙ - приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,
- умение выражать свои мысли;
- формирования навыков смыслового чтения
КЛАСТЕР («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приёмом “Корзина идей”. Кластеры могут стать ведущим приёмом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Этот приём имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не толька систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Правила составления кластеров:
1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3 этапе осуществляется систематизация материала, собранного учащимися.
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
Стадия осмысления содержания.
В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Основной задачей данного этапа является отслеживание восприятия учеником изученного материала. Учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить все акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Это может быть лекция, рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. Главная задача – поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Большое значение имеет качество отобранного материала.
На этой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Вместе с тем далеко не все вопросы могут быть разрешены. В этом случае учителю важно стимулировать учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через контекст той информации, с которой школьники работают.
Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
- сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
- стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;
- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе:
- Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;
- Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом;
- Предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии, целесообразно выделить время для второго прочтения. Достаточно важно вернуться к тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы,
«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Стадия рефлексии
Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка (reflection – an idea or opinion or statement resulting from deep and careful thought) и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие». Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов. В своей книге «Урок как педагогический феномен» С.С. Татарченкова пишет, что «Рефлексия – это:
- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;
- выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т.д.);
- осознание способов деятельности;
- время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
- определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем».
Р. Бустром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы, и имеет другие формы и функции. На 3-ей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности и школьников, и учителя.
Напомним, что работа на стадии осмысления индивидуальна. Школьники знакомятся с новым материалом. У каждого из них это происходит в соответствии с поставленными целями, возникшими на стадии вызова.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, это интересно и т.д.). Но этот анализ мало понятен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникающие вопросы и сомнения могут быть разрешены. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии.
Формы предъявления рефлексии:
- Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.
- Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.
Для реализации рефлексивного подхода очень важная роль отводится педагогике альтернативности – учитель предлагает различные пути, способы достижения образовательных целей, выбор за учеником. Право выбора формирует такие важнейшие навыки у учащихся как: независимость и оригинальность суждений, способность к самоопределению, ответственность за сделанный выбор. Чаще следует давать две и более темы для творческих заданий.
Отдельно хочется остановиться на культурной рефлексии при изучении иностранного языка. Для осуществления процесса культурного самоопределения личности посредством иностранного языка, необходимо по мере изучения материала о культурах стран иностранного языка создать условия с тем, чтобы каждый обучающийся смог рефлексировать на свою собственную культуру и на самого себя. Этим он будет определять свое место в спектре изучаемых культур, постигать общечеловеческие ценности, а также осознавать свою роль и функцию в глобальных общечеловеческих процессах. Именно через культурную рефлексию ученик сможет прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторического субъекта, субъекта диалога культур с многогрупповой принадлежностью.
В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Таблица 3
Механизм развития знаний учителя и обучающихся
в режиме ТРКМЧП
Учитель | Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учеников | Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства | Эффективность педагогического процесса |
Ученик | Рефлексия процесса, осознание своего «я», своего опыта, собственных действий и действий других учащихся и преподавателей | Рождение нового знания, становление опыта, развитие личности |
Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации (индивидуально)
Одна из художественных форм письменной рефлексии – СИНКВЕЙН. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева).
Таблица 4
Структура синквейна
Стро-ка | The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines | Это стихотворение, состоящее из пяти строк |
1 | one word title, a noun that tells what your poem is about; | заявляется тема или предмет (одно существительное); |
2 | two adjectives that describe what you're writing about; | дается описание предмета (два прилагательных или причастия); |
3 | three- ing participles that describe what your poem is about; | характеризуются действия предмета (3 глагола); |
4 | a phrase that tells more about what you're writing about; | приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; |
5 | a synonym for your title, another noun that tells what your poem is about. | синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). |
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.
На первых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приёмы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.
Когда познакомишься с приёмами технологии РКМЧП, подкупает прежде всего то, что приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
- направляет усилия учеников в определенное русло;
- сталкивает различные суждения;
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ПРИЁМОВ
ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Далее представлена разработка урока по теме «Английские писатели» для 6 класса, где технология РКМЧП является методологической базой. Тип урока – комбинированный урок
Цель учителя:
- Повысить качество осознанности ранее приобретённых навыков и умений по теме «Знаменитые люди»;
- Создать учебную ситуацию для понимания несложного аутентичного текста с точным пониманием полученной информации.
Задачи учителя:
Образовательные
- Создать условия для актуализация изученного грамматического материала по теме «Знаменитые люди»;
- Повысить качество осознанности навыка изучающего чтения;
Развивающие
- Создать условия для развития навыка самопроверки;
- Создать учебную ситуацию для развития у обучающихся стабильного интереса к изучению английского языка;
Воспитательные
- Способствовать расширению кругозора обучающихся.
Применяются:
Технологии
1. «развитие критического мышления через чтение и письмо;
2. Развитие оценочных действий;
Оборудование: портреты выдающихся людей Англии; компьютер, проектор;
Дидактический материал: карточки с заданиями; карточки с номерами; презентация (Microsoft Office PowerPoint)
Технологичекие этапы | Задачи этапа | Формируемые универсальные действия |
I стадия (фаза) Вызов (evocation) | - актуализация и обобщение имеющихся знаний по теме; -пробуждение интереса к изучаемой теме; -обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; - постановка учеником собственных целей обучения. | Личностные: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные: - умение определять понятия; - умение работать индивидуально и в группе; Предметные: - умение определять смысловое наполнение фразы, её ёмкость, лексическое значение отдельных слов и всей фразы на иностранном языке; |
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning) | - активное получение новой информации; - осмысление новой информации; - соотнесение новой информации с собственными знаниями; - отслеживание процесса познания и собственного понимания. | Личностные: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Метапредметные: - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Предметные: - умение передавать содержание прочитанного в соответствии с целью; - умение читать аутентичные тексты с полным и точным пониманием; -способность рассуждать на иностранном языке с высказыванием своего мнения, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно, участвовать в обсуждении прочитанного. |
III. Рефлексия (reflection) | - активное получение новой информации; - осмысление новой информации; - соотнесение новой информации с собственными знаниями; - отслеживание процесса познания и собственного понимания. | Личностные: - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран. Метапредметные: - умение создавать обобщения и делать выводы; - умение работать индивидуально. Предметные: - умение описывать события, давать краткую характеристику, выражать свое мнение в письменном виде на иностранном языке. |
I стадия (фаза) Вызов (evocation)
НАЧАЛО УРОКА
организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы проведём занятие иностранного языка. Представьте себя, пожалуйста, учениками. Перечислите, пожалуйста, что мы делаем на уроках английского языка.
- Чем бы лично Вы сегодня предпочли заняться на нашем занятии?
Приём КОРЗИНА ИДЕЙ
На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что обучающиеся будут делать на уроке. Слайд 1
- Совершенствовать произношение. - Узнавать новую информацию. - Общаться с коллегами. - Тренировать грамматические навыки. - Узнавать новые слова. - Читать. - Задавать вопросы; - Отвечать на вопросы. |
речевая зарядка
Давайте вспомним, что мы знаем из прошлых уроков?
Хочу обратить Ваше внимание на доску.
Приём КЛАСТЕР
Знаете ли Вы этих людей? Можете их назвать? Слайды 2-5
GRAMMAR ACTIVITIES
- Определите, имя какого выдающегося человека «лишнее» в каждой строчке? Слайд 6
- Р. Толкин, А. Эйнштейн, И. Ньютон, Ч. Дарвин. (учёные)
- Елизавета II, Д. Спенсер, В. Скотт, У. Черчилль. (политики)
- Дж. Леннон, Дж. Чейз, П. Маккартни, Э. Джон. (певцы)
Ещё какую-нибудь закономерность можете определить? Может быть, Вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего занятия?
Правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Английские писатели». Слайд 7
Как Вы считаете, что мы будем делать на сегодняшнем занятии?
Как Вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего занятия?
Мы поговорим о знаменитых людях, их роде деятельности;
как можно образовать новые слова (словообразование)
2. Выполните, пожалуйста, следующее упражнение письменно в своих тетрадях. Пишем только то слово, к которому добавляем суффикс. Я даю Вам 7 мин. Слайд 8
3. Давайте проверим себя, насколько правильно каждый из Вас выполнил это упражнение.
Кто абсолютно правильно выполнил задание? У кого 1 ошибка? Слайд 9
LEXICAL ACTIVITIES
1. Следующее задание я попрошу Вас выполнить в парах. Определите закономерность, в соответствии с которой написаны эти фамилии. Думаю, 5 минут будет достаточно. Слайд 10
- А. К. Дойль,А. Кристи, Дж. Чейз (писали детективы)
- Дж. Роулинг, Р. Толкин, Дж. Свифт (писали фэнтэзи)
- Л. Кэрролл, Р. Киплинг, А. А. Милн (писали сказки)
2. Проверим себя. Кто выполнил задание правильно и самостоятельно?
3. Сейчас я попрошу Вас поработать в 2 группах. Посмотрим, всех ли этих выдающихся людей Вы знаете. Каждой команде я даю одинаковое количество фотографий. Рассмотрите их внимательно. Через 7 минут мы будем проверять Ваши знания.
На обратной стороне, на специальных стикерах, Вы можете надписать их имена.
4. Время на подготовку закончилось. Сейчас на доске будут появляться имена. Поднимайте, пожалуйста, фотографию в соответствии с именем на слайде. Слайд 11
5. Мы можем насладиться чтением большого количества книг этих писателей. Их книги написаны в различных жанрах. Поработайте, пожалуйста, в парах и заполните таблицу, записывая название книги в соответствующую колонку. Слайд 12
Справились ли Вы с заданием? Прочитайте названия из каждой колонке. Акцентировать внимание на рассказе «Занавес».
Хотите ли Вы узнать информацию об этом произведении?
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning)
READING
- Прочитайте, пожалуйста, небольшую информацию.
Имя Агата Кристи – это синоним замечательного детектива, оно стало одним из символов Великобритании. Она относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы, а её книги являются самыми публикуемыми после Библии и сочинений У. Шекспира. Со слов писательницы, она начала писать только с целью подражания своей сестре, чьи истории уже печатались в журналах.
Она рано потеряла отца и это послужило причиной тому, что она не получила хорошего образования.
Во время Первой Мировой войны Агата Кристи была медсестрой, затем она изучала фармакологию. Двадцать лет спустя, в начале Второй Мировой войны, она работала в военном госпитале.
Её романы очень популярны и в наши дни. Люди всех континентов читают и перечитывают «Восточный экспресс», «Десять негритят» и многие другие произведения, наслаждаются фильмами, созданными по ним.
Во время Второй мировой Войны Агата Кристи написала два рассказа «Занавес» и «Забытое убийство», которые должны были стать последними книгами об Эркюле Пуаро и мисс Марпл, о двух самых любимых персонажах «королевы детектива». По указанию Агаты Кристи обе книги были спрятаны в банковский сейф и должны быть опубликованы, когда она уже не сможет писать. Они были изданы в 1974 году.
Нужно хорошо постараться, чтоб не найти людей, которые не знают имени Агаты Кристи[4].
- Так кто же автор рассказа «Занавес»?
Приём «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ Слайд 13
2. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к тексту в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
“Thin” questions | “Thick” questions |
Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. | Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc. |
3. Опираясь на ключевые слова, расскажите, пожалуйста, о знаменитой писательнице Агате Кристи.
Данная схема даётся каждому обучающемуся. Задание на дом – уметь рассказывать о писательнице с использованием ключевых слов.
Слайд 15
III. Рефлексия (reflection)
Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие?
Предлагаю составит синквейн к нашему сегодняшнему занятию.
1.Имя существительное, выраженное одним словом (тема). 2.Описание существительного(темы) именами прилагательными 3.Описание действия, выраженное глаголом. 4.Фраза, выражающая отношение автора к теме. 5.Слово – синоним (к самому первому слову). | 1. Сказка. 2. Волшебная, бытовая. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Фантазия, выдумка. |
Кто прочитает получившийся синквейн?
Достигли ли мы той цели, которую ставили перед собой?
РЕФЛЕКСИЯ
Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП»
- Технология РКМЧП
- Развивающая, воспитывающая
- Формирует, обучает, создаёт
- Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
- Сотрудничество
Итак, рассмотренные приёмы, как нам кажется, позволили сделать работу по развитию критического мышления учащихся на уроках английского языка более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы частично или полностью могут быть использованы в дальнейшей работе. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка в средней школе позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроках, преодолевать трудности в достижении целей и задач урока.
Список литературы
1. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5.
2. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №22.- С.- 5.
3. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 1999.- № 3.- С. 15.
4. Ахмедова М., Живая отметка, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30
5. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы// Литература.- 2005.- № 3.- С. 27.
6. Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Киев, 1974.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.
8. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Наука, 1986.
10. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
11. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
12. Керимова Б., Оценивание работы в группе, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 11
13. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках.- М.: Просвещение, 1994.
14. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.
15. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
16. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 55.
17. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - С. 31.
18. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- № 8.- С. 11.
19. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.
20. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
21. Психология детства.- СПб.: «прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2003.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
23. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.
24. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 32.
25. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение//Педагогика.- 1994.- № 5.- С. 12.
26. Dewey J. How we think... Boston, etc., 1933, с. 9.
27. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. -Princeton Junction, 1993, с. 56.
28. Paul R.W. Critical thinking and the critical person // Thinking: Report on research. Hillsdale (N.Y), 1987, с.12
29. MezirovJ. et al. Fostering critical reflections in adulthood.- San-Francisco — Oxford, 1991, с. 5.
30. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо
31. http://www.reading.org/ Международная ассоциация чтения
32. http://www.rwctic.org/ckfinder/userfiles/files/Peremena_2003_4-4.pdf Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо
33. http://www.dissercat.com Электронная библиотека диссертаций
34. http://ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия
35 http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214648.pdf Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры
[1] http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-idei-s-frene-i-ikh-vliyanie-na-teoriyu-i-praktiku-sovremennogo-shkolnogo-obr
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF-%EA%EE%ED%F6%E5%EF%F6%E8%FF
[3] http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214648.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....
технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» урок 8кл. МОРЯ РОССИИ.
Урок в 8 кл. Тема : Моря России. Цели урока - Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и их хозяйственное зна...
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка...
Технология критического мышления при внедрении ФГОС на уроках английского языка
Выступление на пед.совете с темой "Технология критического мышления при внедрении ФГОС" (с примерами и пояснениями)....
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка
Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка...