Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии
« Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Аксиоматическое построение геометрии. Аксиома параллельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksiomy_geometrii._urok_rkmchp.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 7 классе с применением элементов технологии
« Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Калинина Елена Игоревна,
учитель математики
ГОУ СОШ №707 г. Москвы
Тема урока Аксиоматическое построение геометрии. Аксиома параллельности.
Цель урока. Познакомить учащихся с аксиоматическим построением геометрии. Показать важность и значимость аксиоматического построения геометрии на примерах евклидовой и неевклидовой геометрии.
Познакомить учащихся с историей развития аксиоматического построения геометрии.
Ход урока
Стадия технологии | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Деятельность учителя | |||||||||
Стадия вызова | Учитель предлагает ученикам задание: составить и записать в тетрадь по 2-3 предложения, используя слова: Аксиома, параллельные прямые, Евклид, геометрия, система. | Ученики работают в парах 3-5 минут, затем называют составленные предложения. . | Учитель наблюдает за ходом работы, затем выписывает несколько предложений, составленных учащимися и различающихся по смыслу, на доске. Аксиома – это утверждение, не требующее доказательства. Евклид жил в Древней Греции и был математиком. Параллельные прямые – это прямые, которые не пересекаются. В геометрии используют систему аксиом. Геометрия изучает фигуры и их свойства. | |||||||||
Далее на разных этапах урока ученики работают с таблицей
| ||||||||||||
Смысловая стадия | Учитель предлагает учащимся вопрос :«Что я знаю (или слышал) о Евклиде и его геометрии? | Фронтальная работа с классом. Ученики называют известные им факты и записывают свои ответы в ходе работы в 1 колонку таблицы. | Учитель контролирует время работы (5-7 минут), записывает различные ответы учащихся на доске в такую же таблицу. Евклид жил в Древней Греции. Он был математиком , написал книгу «Начала» по геометрии. Доказал какие-то теоремы. Пятый постулат Евклида вызывал много споров у математиков. Он создал систему аксиом. Слышал ,что бывает неевклидова геометрия, но не знаю, что это. | |||||||||
Учитель предлагает ответить на второй вопрос :«Что я хочу узнать о Евклиде и системе аксиом?» | Ученики формулируют возникшие у них вопросы и вместе с учителем вносят их во вторую колонку таблицы. | Учитель вносит ответы учащихся в таблицу на доске. В какое время жил Евклид? Кто был его современником? Почему он стал известным? Какой вклад он внес в развитие геометрии? Как выглядит его книга? Что такое Пятый постулат? Что такое неевклидова геометрия? | ||||||||||
Учитель предлагает ученикам прочитать текст «Начала» Евклида» и заполнить в процессе чтения 3 колонку таблицы, внося туда ответы на сформулированные предварительно вопросы. Новую для себя информацию ученики вносят в нижнюю графу таблицы. | Ученики работают над текстом и заполняют 3 колонку таблицы и выписывают новую для себя информацию. | Примерные записи ответов учащихся. Евклид жил в 4-3 веках до н.э .Был современником царя Птолемея. Он написал книгу «Начала», которую можно считать первым учебником геометрии. Его книга состоит из 13 отдельных книг. V постулат –это современная аксиома параллельности. При замене V постулата на другую аксиому получается неевклидова геометрия. | ||||||||||
Стадия рефлексии | По результатам работы с текстом учитель предлагает учащимся осмыслить, найдены ли ими в тексте ответы на вопросы, записанные во второй колонке? Какие вопросы остались без ответа? Что нового узнали ученики? Что ученики хотели бы узнать более подробно? | Ученики читают вслух свои записи, дополняют ответы друг друга, формулируют вопросы, возникшие по ходу чтения текста, обмениваются новой информацией. | Новые вопросы, возникшие по ходу чтения текста , учитель предлагает записать в тетрадь. Домашнее задание( по выбору учащихся) 1). Подготовить сообщение по заинтересовавшему вопросу в виде доклада. Жизнь и деятельность Н.И. Лобачевского. Н.И.Лобачевский и его геометрия. 2). Написать сочинение-рассуждение « Что я узнал сегодня нового на уроке геометрии». |
Личностный отзыв по проведенному уроку.
Урок был проведен в 7 классе . В классе есть учащиеся с различным уровнем математической подготовки, с разной степенью владения общеучебными навыками. Все ученики старались активно принимать участие в разных этапах урока. Текст, предложенный для чтения, труден для восприятия некоторыми учащимися, возможно его нужно переработать и сократить. Однако ученики узнали много новой для себя информации, выходящей за рамки школьного учебника. На следующем уроке ряд учащихся подготовили доклады по названным темам. В сочинениях ученики одобрительно отозвались о прошедшем уроке. Предложенная форма работы оказалась эффективной при проработке большого объема информации, новой для учащихся.
Текст, предложенный ученикам для работы на уроке
Евклид и его книга «Начала». V постулат Евклида.
Евклид (330-275 гг. до н. э.) – ученик школы Платона, при царе Птолемее I преподавал математику в Александрии – столице Древнего Египта. Из работ, написанных Евклидом, главным произведением являются «Начала».
Эта книга намного превосходила более поздние труды математиков, она сыграла огромную роль в истории математики. Достаточно сказать, что она была переведена на все языки мира и выдержала около 500 изданий. До середины XIX века все математики учились по «Началам» Евклида.
«Начала» Евклида состоят из 13 книг:
I – VI посвящены планиметрии;
VII – IX – арифметике;
Х – несоизмеримым величинам;
XI–XIII – стереометрии (XIII посвящена правильным многогранникам).
Каждой из 13 книг «Начал» предпосылаются основные предложения, необходимые для вывода всех предложений рассматриваемой книги. Эти предложения делятся на 3 категории: определения, аксиомы и постулаты.
Первая книга «Начал» начинается с 23-х определений. Приведём список некоторых определений «Начал»:
1. Точка есть то, что не имеет частей.
2. Линия есть длина без ширины.
3. Границы линии суть точки.
. . .
Параллельные суть прямые, которые, находясь в одной плоскости и будучи продолжены в обе стороны неограниченно, ни с той ни с другой стороны между собой не встречаются.
За определениями следуют постулаты и аксиомы, т. е. предложения, принимаемые без доказательства. Полный список аксиом и постулатов данный Евклидом не сохранился. Известно 5 постулатов и 10 аксиом.
Постулаты:
Требуется,
1. Чтобы из каждой точки ко всякой другой точке можно было провести прямую линию.
2. И чтобы каждую ограниченную прямую можно было продолжать неограниченно.
3. И чтобы из каждой точки, как из центра, можно было произвольным радиусом описать окружность.
4. И чтобы все прямые углы были равны друг другу.
V постулат:
5. И чтобы всякий раз, когда прямая при пересечении с двумя другими прямыми образует с ними внутренние односторонние углы, сумма которых меньше 2-х прямых, эти прямые пересекались с той стороны, с которой эта сумма меньше 2-х прямых.
Аксиомы:
1. Равные порознь третьему равны между собой.
2. И если к равным прибавим равные, то получим равные.
. . .
6. И половины равных равны между собой.
. . .
8. И целое больше части.
9. И две прямые не могут заключить пространства.
Евклид в «Началах» разделил постулаты и аксиомы. Но трудно провести между ними строгую грань. С современной точки зрения все они могут называться аксиомами. Огромное историческое значение «Начал» Евклида в том, что они являются первым крупным научным документом по геометрии, в котором сделана попытка логического построения геометрии на основе аксиом.
«Начала» Евклида на протяжении более двух тысяч лет подвергались тщательному изучению. Имеется огромная литература, содержащая комментарии к «Началам».. Особое внимание привлекал к себе V постулат.
V постулат занимает в системе постулатов «Начал» особое положение. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что утверждение, содержащееся в V постулате, не имеет столь простого и очевидного характера, какой имеют прочие постулаты. Во-вторых, формулировка V постулата носит довольно сложный и громоздкий характер. И наконец, третья особенность заключается в весьма своеобразном использовании Евклидом этого постулата. В то время, как все остальные постулаты используются им с самого начала, при изложении первых теорем, V постулат применяется впервые лишь в доказательстве 29-го предложения.
Таким образом, применение V постулата в «Началах» Евклида резко разграничивает геометрические предложения на две категории: на предложения, доказываемые без помощи V постулата; и на предложения, которые не могут быть доказаны без его использования. Предложения первой категории называются абсолютной геометрией, а второй – образует так называемую собственную евклидову геометрию.
Изложенные особенности V постулата имели большое значение для последующего развития геометрии. Исследователи, жившие после Евклида, рассматривали V постулат, как предложение, которое не следует помещать среди постулатов, а необходимо доказать как теорему. Они были убеждены в его доказуемости. Поэтому усилия многих поколений математиков были направлены на то, чтобы доказать V постулат при помощи остальных постулатов и тем самым свести его в разряд теорем. В этом и заключалась проблема V постулата Евклида.
Решением этой проблемы занимались многие математики, Авторы доказательств в своих рассуждениях использовали явным или скрытым образом наглядно очевидные предложения, которые при тщательном анализе оказывались предложениями эквивалентными самому постулату. Известно около 250 серьёзных сочинений, посвящённых теории параллельности и не достигших поставленной цели. Однако, несмотря на безрезультатность и тщетность всех попыток доказательства V постулата, они всё же не были бесполезны. В результате этих многовековых поисков были выявлены логические зависимости между некоторыми важными геометрическими предложениями и, в частности, были открыты предложения, эквивалентные V постулату. Например, в современной школьной практике V постулат известен, как аксиома параллельных: «Через точку, лежащую вне данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной».
Безуспешные поиски доказательства 5-го постулата сыграли ту положительную роль, что помогли глубже проникнуть в структуру геометрии, уяснить взаимную связь её важнейших предложений. Эти попытки подготовили почву для возникновения у передовых учёных предположения, что V постулат недоказуем при помощи остальных аксиом геометрии Евклида.
Здесь повторилось замечательное явление, неоднократно наблюдавшееся в истории науки вообще и математики в частности, когда достаточно созревшие новые идеи возникали у нескольких учёных одновременно. В течение первых же десятилетий XIX в. проблема 5-го постулата была решена несколькими лицами почти одновременно и независимо друг от друга, но совершенно не так, как предполагали это прежние учёные: была создана новая геометрия, независимая от 5-го постулата, основанная на замене его утверждением: через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её. К открытию новой, так называемой «неевклидовой», геометрии пришли три человека:
1) профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792–1856);
2) великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777–1855);
3) венгерский офицер Янош Бояи (1802–1860).
Однако вклад в создание новой геометрии, сделанный этими учёными, весьма неравноценен.
Что касается Гаусса, то он совершенно не оставил никаких следов систематического изложения своих открытий в области неевклидовой геометрии и при жизни не опубликовал ни одной строчки по этому вопросу. Гаусс слишком боялся уронить свой огромный авторитет в глазах учёного мира.
Янош Бояи пришёл к открытию неевклидовой геометрии в 1823 г., будучи в возрасте 21 года, но опубликовал свои результаты в 1832 г. (позже Лобачевского) в виде приложения к учебнику математики. Но, непонятый своими современниками, встретивший сдержанное, нечуткое отношение со стороны Гаусса, он впал в глубокое отчаяние. Больше ни одного произведения по новой геометрии Я. Бояи не опубликовал. Остаток жизни он трагически провёл в нужде, неизвестности и полном одиночестве, пережив и Гаусса, и Лобачевского.
Однако всё сделанное в области геометрии Гауссом и Я. Бояи представляет собой лишь первые шаги по сравнению с глубокими и далеко идущими исследованиями Лобачевского, который всю жизнь упорно и настойчиво разрабатывал с разных точек зрения своё учение, довёл его до высокой степени совершенства и опубликовал целый ряд крупных сочинений по новой геометрии. Поэтому как с формальной стороны (первое по времени опубликование открытия в 1826 г.), так и по существу первое место среди лиц, разделяющих славу создания неевклидовой геометрии, следует безраздельно отвести Н. И. Лобачевскому, имя которого и носит созданная им геометрия.
Геометрия Лобачевского так и не была понята и оценена при жизни самого учёного. Но уже через десятилетие после смерти Лобачевского его открытие привлекло всеобщее внимание математических кругов и послужило могучим стимулом к коренному пересмотру взглядов на основания геометрии.
Это объясняется тем, что к этому времени самим развитием математики была подготовлена почва к правильному восприятию и пониманию идей Лобачевского и к их дальнейшему углублению и развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...
Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы
Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного простран...
Интегрированный урок по физике и биологии с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Занятие выстроено в русле системно - деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через технологию развития критического мышления, в частности через приёмы: «Кластер», прием «Табл...
Конспект урока английского языка в 8 классе по теме: «Eco clothes» с применением приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Данная разработка будет полезной для тех, кто интересуется вопросом применения новых технологии в изучении английского языка. Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информа...
Применение приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории
Цель данной работы:Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках истории. Основные зада...