Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_rkmchchp.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная надпредметная технология. «РКМЧЧП» - личностно ориентированна. Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотивацию достижений успеха; акцент на само проектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников процесса; диалог как средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями ; эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.
Учитель, применяя данную технологию в обучении школьников, должен ориентироваться на формирование умений, необходимых для непрерывного образования на протяжении всей жизни, а именно: умение отвергать ненужную информацию и умение рассматривать новое знание в контесте имеющегося. Из них первое связано с пониманием, осмыслением, сомнением, независимостью, оценкой, интерпретацией, новой информацией, второе предполагает активность, понимание, осмысление, сомнение, независимость, пытливость субъекта познания.
Данная технология включает в себя большое количество стратегий – рафт, зигзаг, параллельные тексты и т.д. Данный урок разработан в стратегии «Зигзаг ». Суть данной стратегии заключается в следующем:
- учащиеся формируют корпоративные группы, работающие по поставленной на уроке проблеме, в которой учащимся предлагается чтение разных текстов по одной проблеме
- затем формируются экспертные группы учащихся, которых объединяет один текст
- учащиеся читают текст, задают по тексту вопросы, структурируют полученную информацию
- возвращаются в свою группу и объясняют другим учащимся свой материал, представляя при этом схемы, составленные в ходе работы в экспертной групп е
- итогом работы корпоративной группы является составление и презентация кластера (структурно-логической схемы) по поставленной в начале урока проблеме.
ТЕМА. Это удивительное вещество – вода.
Цели урока
Образовательные: изучить физические свойства воды, нахождение ее в природе ,способы опреснения и обеззараживания природной воды, способы очистки сточных вод, применение воды в быту и деятельности , показать взаимную связь географии с другими науками.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и потреблению воды в быту.
Развивающие: развивать навыки работы с текстом, работать в группе, умения выделять главное, обобщать материал, создавать кластеры, грамотно излагать свои мысли.
Ход урока.
Учащиеся сидят за столами в группах. Тема урока скрыта на доске и не объявлена.
- Стадия вызова.
Учитель зачитывает цитату: «У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать…»
Вопрос к учащимся: «Как вы думаете о чем идет речь?»
Учащиеся высказывают свое мнение, которое фиксируется на доске.
Учитель читает дальше: «Это самое главное вещество для жизни на Земле»
Ожидаемый ответ учащихся – ВОДА
«Какие ассоциации вызывает у вас слово «ВОДА»?
Учащиеся высказывают свои ассоциации, которые фиксируются на доске.
- Стадия реализации смысла.
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать 3 письменных текста по теме урока.
Текст №1. Учащиеся должны найти основные природные источники воды, отметить расходование воды.
Текст №2. Учащиеся выписывают из текста основные физические свойства воды, отмечают, что вода – единственное вещество на Земле, которое находится в 3-х агрегатных состояниях.
Текст №3. Учащиеся находят сведения о значении воды для жизни на Земле и др.интересные сведения.
В течение некоторого времени с предложенным материалом. Затем пересаживаются за другие столы, создавая экспертные группы в зависимости от номера прочитанного текста. Обсуждают прочитанное и структурируют изученный материал.
Примерные схемы, составленные учащимися:
По тексту №1:.
Вода в природе. Физические свойства воды. Пресная, соленая. Три агрегатных состояния. Плохой проводник.
По тексту №2
Реки. Озера. Моря. Океаны. Большая теплоемкость.главный природный ресурс.
По тексту №3:
Необходима для жизни. Промышленность. Экология.
Затем учащиеся возвращаются в свои группы, представляя другим учащимся, незнакомым с текстом, обработанный и структурированный материал. Учащиеся обсуждают все тесты, составляя кластеры по теме урока, оперируя самостоятельно изученными понятиями.
Кластеры вывешиваются на доску, учащиеся презентуют кластеры и свое видение поставленной проблемы.
Примерная общая схема:
Экология.
Жизнь.
Физические свойства.
Применение.
Вода в природе.
- Рефлексия.
Можно предложить учащимся задания в различной форме. Например, мини-сочинение «Я – вода»
- Я – вода. Я везде. Я – река, озеро, море. Океан. Без меня не может быть жизни на Земле. Я обитаю в каждом человеке, во всех живых организмах. У меня нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Я – второй по величине ресурс, используемый человеком.
- Привет! Меня зовут Вода. Я существую на Земле и помогаю всем живым существам. В человеке . Я имею самую большую теплопроводность. Я очень плохой проводник электричества, если я не содержу растворимые во мне соли.
Заключение.
Проведенный урок с использованием данной технологии позволил свести до минимума доминирование учителя. Повысить активность учащихся в процессе обучения. С помощью составленных на основе полученных знаний кластеров учащиеся смогли систематизировать полученную информацию, приобрели навыки работы в группах и другие коммуникативные умения: умение работать с текстами и систематизировать их, умение творчески интерпретировать и имеющуюся информацию; развивается речь и мышление учащихся.
Эти уроки позволяют проявить себя каждому ученику в меру своих способностей и знаний, отсутствует негатив при получении знаний, неудовлетворительные оценки, которые зачастую отбивают желание в дальнейшем обучении. Учащиеся как правило активны и не опасаются высказывать свои суждения, даже если они немного ошибочны. Результатом такой работы являются формирование у каждого ученика своего собственного мнения по изучаемой на уроке теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...
технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» урок 8кл. МОРЯ РОССИИ.
Урок в 8 кл. Тема : Моря России. Цели урока - Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и их хозяйственное зна...
Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...
Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ....
Урок литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью» с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Конспект урока литературы с применением технологии критического мышления...