Методическая разработка урока по теме "Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Методическая разработка урока по теме "Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение". 8 класс. Составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- дать общую характеристику класса Птиц;
- раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;
- Изучить строение перьев. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.
2. Развивающая:
- продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой,работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации;
- обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи;
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
- способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
3. Воспитательная:
- воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания;
- воспитывать терпимость к взглядам других людей;
- воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Планируемые результаты урока | |
#1055;редметные результаты: | –умение определять основные приспособления птиц к полёту; – умение объяснять особенности внешнего строения птиц в связи с полетом, различия видов перьев и их роль в жизнедеятельности птиц; |
#1052;етапредметные результаты | |
Регулятивные УУД: | -умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. -умение, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Познавательные УУД: | -умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; -выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, рассматривание модельной таблицы птиц, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). -умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Коммуникативные УУД: | -умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. –умение выражать свои мысли |
#1051;ичностные результаты: | - взаимодействия со сверстниками; -повышения самомотивации учебной деятельности; -развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения; |
Оборудование: Компьютер, Мультимедийный проектор, презентация «Внешнее строение птиц», раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы),
Форма проведения: урок – игра
Организация урока: групповая
Ход урока
I. Организационный момент. (1мин)
а) приветствие
б) фиксирование присутствующих
#1040;ктуализация знаний. Введение в тему.
Весь год мы с вами путешествуем по планете Биологических знаний. Сегодня оно продолжится, а вот где именно нам придется побывать- определите сами.
( На фоне голосов птиц отгадывают ребус. приложение 1)
Совершенно верно. Наше путешествие по стране Птиц.
Тема: Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.
Цель: Раскрыть особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.
К концу путешествиявы будете знать и уметь:
отличать класс птиц от других классов животных;
- знать о приспособленности птиц к полету;
- проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, будете знать строение пера и его особенности.
У каждой группы есть маршрутный лист (приложение 2)
. Чтобы вернуться из путешествия не с пустыми руками вам придется используя свои знания, быстроту, сообразительность выполнить не одно задание. Не забывайте о взаимопомощи.
По количеству набранных баллов вы будете оценены в конце путешествия.
III. Изучение новой темы.
1. Общая характеристика класса Птиц.
Птицы - наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.
- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?
Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.
Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.
Выполнив задание первого пункта маршрутного листа ответьте на вопрос:
"Какие общие признаки характерны для класса Птицы?"
( Как только задание выполнено выносят и прикрепляют к доске. Сравниваем с ответом в презентации. Оцениваю в баллах макс. 8.)
Ответ:
- Высшие позвоночные
- Покрыты перьями
- Летают
- Передние конечности - крылья
- Теплокровны (t более 40о)
- Совершают миграции
- Широко распространены
- Около 9000 видов
доп. вопрос: почему птицы широко распространены и активны в течении всего года?
Вы успешно справились с этим заданием. переходим ко второму.
2. Внешнее строение птиц.
Прочитайте текст учебника стр 206 - 207 до слов "Тело птиц покрыто перьями" и дополнительную информацию на листе (приложение 3)
Заполните таблицу.
Будьте внимательны и собраны. Не забывайте о взаимопомощи.
На выполнение отводится 5 минут.
Части тела | Особенность |
Голва | |
Шея | |
Туловище | |
Конечности | |
Хвост |
Время закончилось. Давайте проверим что у вас получилось.
Беседа по каждому пункту таблицы (приложение 4). К доске к немому рисунку выходит один представитель от группы и рассказывает об одной из частей тела)
доп. вопр:
От чего зависит форма и размер клюва? Каково, по вашему мнению, значение клюва?
Как вы думаете, от чего зависит форма и размер лап? Каково, по вашему мнению, их значение?
Еще раз проверьте правильность заполнения таблицы.
Каково биологическое значение большинства перечисленных особенностей внешнего облика птиц?
3. Строение пера. Лабораторная работа.
В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.
Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности.
Строение перьев мы будем изучать в ходе лабораторной работы. Перед вами лежат инструктивные карточки и наборы перьев.
Инструктивная карточка (приложение 5)
Лабораторная работа
ТЕМА: «Строение перьев птиц. Типы перьев.»
ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор перьев птиц, лупы,препаровальные иглы,
ХОД РАБОТЫ:
1. Рассмотритеконтурное перо птицы, найдите все его основные части .
2. Зарисуйте перо и подпишите его части.
3. С помощью лупы рассмотрите опахало пера. Зарисуйтесхему его строения.
4. Изучите типы перьев (их расположение на теле птицы, особенности строения и функции. Результаты внесите в таблицу.
Название пера | Расположение на теле птицы | Функция |
1. . Контурные покровные | ||
2. Контурные маховые | ||
3. Контурные рулевые | ||
4. Пуховые | ||
5. Пух | ||
6. Волосовидные | ||
7. Щетинковидные |
5. Сделайте вывод:
· Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?
· С какими типами перьев птиц вы познакомились?
4. К нашему путешествию один из вас получил заранее задание.
( Выступление учащегося приложение 6)
IV. Закрепление полученных знаний.
И вот наступило время последнего испытания. Здесь каждая группа чем можно быстрее должна выполнить тестовое задание. Затем по ключу (приложение 7) проверить задание у другой группы.
Вопросы теста:
1. Главный признак, по которому среди позвоночных животных можно узнать птиц:
а) Теплокровность б)Перьевой покров в) Четырехкамерное сердце г) Размножение яйцами
2. Для птиц наиболее благоприятные условия жизни в среде:
а) Почвенной б) Водной в) Наземно-воздушной г) Организменной
3. Часть пера, погруженная в кожу:
а) Ствол б) Опахало в) Очин г) Бородка
4. Отсутствие зубов у птиц:
а) Улучшает удерживание добычи б) Облегчает массу головы птицы в) Ослабляет защиту птицы г) Обеспечивает быстрое проглатывание пищи
5. Во внешнем строении птиц приспособлением к преодолению сопротивления воздуха в полете служит:
а) Подвижная шея, развитые органы чувств, расположение пальцев на ногах
б) Грубая кожа с роговыми чешуйками на пальцах ног
в) Сухая кожа, развитие копчиковой железы
г) Обтекаемая форма головы и туловища, черепицеобразное расположение перьев на теле
V. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
Рефлексия:
Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:
сегодня я узнал…
меня заинтересовало…
мне понравилось…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
VI. Задание на дом.
Приложения:
приложение 1
приложение 2
Маршрутный лист
1. Общая характеристика класса.
( Индивидуальная самостоятельная работа с учебником.)
Прочитайте текст учебника стр. 206 первый абзац. Запишите общие признаки класса Птицы.
2. Внешний облик птиц.
( Групповая работа с учебником и дополнительной информацией.)
Прочитайте текст учебника стр 206 - 207 до слов "Каждое контурное перо состоит из..." и дополнительную информацию на маршрутном листе. Заполните таблицу в тетради.
Части тела | Особенности |
Голова | |
Шея | |
Туловище | |
Конечности | |
Хвост |
приложение 3
Дополнительная информация.
Голова птицы сидит на подвижной шее, позволяющей не только ловко собирать корм и осматриваться по сторонам, но и чистить клювом перья брюшка, крыльев, спины и хвоста.
Передние конечности - крылья, служащие для полета: их плоскости поддерживают птицу в воздухе.
Птицы ходят, опираясь на пальцы ног. Всего четыре пальца: три направлены вперед, один назад. Пальцы заканчиваются роговыми коготками. Нижняя часть ног и пальцы с когтями одеты грубой кожей с роговыми чешуйками.
приложение 4
Признаки | Особенности |
Голова | Зубов нет, клюв с роговыми чехлами (надклювье и подклювье), ноздри, глаза, ушные углубления. |
Шея | Гибкая, тонкая, длинная. |
Туловище | Компактное. Яйцеобразной формы, легко обтекаемое воздухом. Покрыто перьями. Кожа без желез, аптерии и птерилии. |
Конечности | Передние - крылья. Ноги. Пальцы с когтями, нет перьев. |
Хвост | Копчиковая железа у основания. |
приложение 5
Инструктивная карточка Лабораторная работа
ТЕМА: «Строение перьев птиц. Типы перьев.»
ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор перьев птиц, лупы,препаровальные иглы.
ХОД РАБОТЫ:
1. Рассмотрите контурноеперо птицы, найдите все его основные части .
2. Зарисуйте перо и подпишите его части.
3. С помощью лупы рассмотрите опахало пера. Зарисуйтесхему его строения.
4. Изучите типы перьев (их расположение на теле птицы, особенности строения и функции). Результаты внесите в таблицу.
Название пера | Расположение на теле птицы | Функция |
1. Контурные покровные | ||
2. Контурные маховые | ||
3. Контурные рулевые | ||
4. Пуховые | ||
5. Пух | ||
6. Волосовидные | ||
7. Щетинковидные |
5. Сделайте вывод:
С какими типами перьев птиц вы познакомились?
Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?
приложение 6
Дополнительный материал для выступления
К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья, так что птицы стали двуногими. Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.
– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий. Под местом, где должно появиться перо, скапливается специальная мезодермальная ткань, содержащая мелкие кровеносные сосуды, возникает сосочек – зачаток будущего пера, над этим сосочком эпидермис выступает наружу в виде бугорка покрытого эпителием. Начиная с этого момента развитие пера, отклоняется от развития роговой чешуи рептилий. Сосочек не остается на поверхности, а погружается вглубь, образуя фолликул пера. При образовании пера этот сосочек превращается в сильно вытянутую трубчатую структуру – чехлик пера, из которого будет развиваться собственно перо. Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала. Что такое ствол – понятно, а что же такое очин и опахало?
Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.В толковом словаре сказано, что Опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер.
приложение 7
1. Главный признак, по которому среди позвоночных животных можно узнать птиц:
б)Перьевой покров
2. Для птиц наиболее благоприятные условия жизни в среде:
в) Наземно-воздушной
3. Часть пера, погруженная в кожу:
в) Очин
4. Отсутствие зубов у птиц:
б) Облегчает массу головы птицы
5. Во внешнем строении птиц приспособлением к преодолению сопротивления воздуха в полете служит:
г) Обтекаемая форма головы и туловища, черепицеобразное расположение перьев на теле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"
Данная презентация использовалась на уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ. На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
Данный урок был проведен в рамках программы инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».
Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"
Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс
³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания (5 класс ФГОС ОО)
Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...