Методическая разработка урока по теме "Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Методическая разработка урока по теме "Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение". 8 класс. Составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy._vneshnee_stroenie.docx72.56 КБ

Предварительный просмотр:

Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • дать общую характеристику класса Птиц;
  • раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;
  • Изучить строение перьев. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

2. Развивающая:

  • продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой,работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации;
  • обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи;
  • пробудить интерес к самостоятельному решению задач;
  • способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

3. Воспитательная:

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания;
  • воспитывать терпимость к взглядам других людей;
  • воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Планируемые результаты урока

#1055;редметные результаты:

–умение определять основные приспособления птиц к полёту;

– умение объяснять особенности внешнего строения птиц в связи с полетом, различия видов перьев и их роль в жизнедеятельности птиц;

#1052;етапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности.

-умение, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

-умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

-выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, рассматривание модельной таблицы птиц, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

-умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

–умение выражать свои мысли

#1051;ичностные результаты:

- взаимодействия со сверстниками;

-повышения самомотивации учебной деятельности;

-развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения;

Оборудование: Компьютер, Мультимедийный проектор, презентация «Внешнее строение птиц», раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы),

Форма проведения: урок – игра

Организация урока: групповая

Ход урока

I. Организационный момент. (1мин)

а) приветствие
б) фиксирование присутствующих
#1040;ктуализация знаний. Введение в тему.

Весь год мы с вами путешествуем по планете Биологических знаний. Сегодня оно продолжится, а вот где именно нам придется побывать- определите сами.

( На фоне голосов птиц отгадывают ребус. приложение 1)

Совершенно верно. Наше путешествие по стране Птиц.

Тема: Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение птиц.

Цель: Раскрыть особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.

К концу путешествиявы будете знать и уметь:

отличать класс птиц от других классов животных;

  • знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, будете знать строение пера и его особенности.

У каждой группы есть маршрутный лист (приложение 2)

. Чтобы вернуться из путешествия не с пустыми руками вам придется используя свои знания, быстроту, сообразительность выполнить не одно задание. Не забывайте о взаимопомощи.

По количеству набранных баллов вы будете оценены в конце путешествия.

III. Изучение новой темы.

1. Общая характеристика класса Птиц.

Птицы - наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.

Выполнив задание первого пункта маршрутного листа ответьте на вопрос:

"Какие общие признаки характерны для класса Птицы?"

( Как только задание выполнено выносят и прикрепляют к доске. Сравниваем с ответом в презентации. Оцениваю в баллах макс. 8.)

Ответ:

  1. Высшие позвоночные
  2. Покрыты перьями
  3. Летают
  4. Передние конечности - крылья
  5. Теплокровны (t более 40о)
  6. Совершают миграции
  7. Широко распространены
  8. Около 9000 видов

доп. вопрос: почему птицы широко распространены и активны в течении всего года?

Вы успешно справились с этим заданием. переходим ко второму.

2. Внешнее строение птиц.

Прочитайте текст учебника стр 206 - 207 до слов "Тело птиц покрыто перьями" и дополнительную информацию на листе (приложение 3)

Заполните таблицу.

Будьте внимательны и собраны. Не забывайте о взаимопомощи.

На выполнение отводится 5 минут.

Части тела

Особенность

Голва

Шея

Туловище

Конечности

Хвост

Время закончилось. Давайте проверим что у вас получилось.

Беседа по каждому пункту таблицы (приложение 4). К доске к немому рисунку выходит один представитель от группы и рассказывает об одной из частей тела)

доп. вопр:

От чего зависит форма и размер клюва? Каково, по вашему мнению, значение клюва?

Как вы думаете, от чего зависит форма и размер лап? Каково, по вашему мнению, их значение?

Еще раз проверьте правильность заполнения таблицы.

Каково биологическое значение большинства перечисленных особенностей внешнего облика птиц?

3. Строение пера. Лабораторная работа.

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности.

Строение перьев мы будем изучать в ходе лабораторной работы. Перед вами лежат инструктивные карточки и наборы перьев.

Инструктивная карточка (приложение 5)

Лабораторная работа

ТЕМА: «Строение перьев птиц. Типы перьев.»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор перьев птиц, лупы,препаровальные иглы,

ХОД РАБОТЫ:

1. Рассмотритеконтурное перо птицы, найдите все его основные части .

2. Зарисуйте перо и подпишите его части.

3. С помощью лупы рассмотрите опахало пера. Зарисуйтесхему его строения.

4. Изучите типы перьев (их расположение на теле птицы, особенности строения и функции. Результаты внесите в таблицу.

Название пера

Расположение на теле птицы

Функция

1. . Контурные покровные

2. Контурные маховые

3. Контурные рулевые

4. Пуховые

5. Пух

6. Волосовидные

7. Щетинковидные

5. Сделайте вывод:

· Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?

· С какими типами перьев птиц вы познакомились?

4. К нашему путешествию один из вас получил заранее задание.

( Выступление учащегося приложение 6)

IV. Закрепление полученных знаний.

И вот наступило время последнего испытания. Здесь каждая группа чем можно быстрее должна выполнить тестовое задание. Затем по ключу (приложение 7) проверить задание у другой группы.

Вопросы теста:

1. Главный признак, по которому среди позвоночных животных можно узнать птиц:

а) Теплокровность б)Перьевой покров в) Четырехкамерное сердце г) Размножение яйцами

2. Для птиц наиболее благоприятные условия жизни в среде:

а) Почвенной б) Водной в) Наземно-воздушной г) Организменной

3. Часть пера, погруженная в кожу:

а) Ствол б) Опахало в) Очин г) Бородка

4. Отсутствие зубов у птиц:

а) Улучшает удерживание добычи б) Облегчает массу головы птицы в) Ослабляет защиту птицы г) Обеспечивает быстрое проглатывание пищи

5. Во внешнем строении птиц приспособлением к преодолению сопротивления воздуха в полете служит:

а) Подвижная шея, развитые органы чувств, расположение пальцев на ногах

б) Грубая кожа с роговыми чешуйками на пальцах ног

в) Сухая кожа, развитие копчиковой железы

г) Обтекаемая форма головы и туловища, черепицеобразное расположение перьев на теле

V. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.

Рефлексия:

Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:

сегодня я узнал…

меня заинтересовало…

мне понравилось…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

VI. Задание на дом.

Приложения:

приложение 1

приложение 2

Маршрутный лист

1. Общая характеристика класса.

( Индивидуальная самостоятельная работа с учебником.)

Прочитайте текст учебника стр. 206 первый абзац. Запишите общие признаки класса Птицы.

2. Внешний облик птиц.

( Групповая работа с учебником и дополнительной информацией.)

Прочитайте текст учебника стр 206 - 207 до слов "Каждое контурное перо состоит из..." и дополнительную информацию на маршрутном листе. Заполните таблицу в тетради.

Части тела

Особенности

Голова

Шея

Туловище

Конечности

Хвост

приложение 3

Дополнительная информация.

Голова птицы сидит на подвижной шее, позволяющей не только ловко собирать корм и осматриваться по сторонам, но и чистить клювом перья брюшка, крыльев, спины и хвоста.

Передние конечности - крылья, служащие для полета: их плоскости поддерживают птицу в воздухе.

Птицы ходят, опираясь на пальцы ног. Всего четыре пальца: три направлены вперед, один назад. Пальцы заканчиваются роговыми коготками. Нижняя часть ног и пальцы с когтями одеты грубой кожей с роговыми чешуйками.

приложение 4

Признаки

Особенности

Голова

Зубов нет, клюв с роговыми чехлами (надклювье и подклювье), ноздри, глаза, ушные углубления.

Шея

Гибкая, тонкая, длинная.

Туловище

Компактное. Яйцеобразной формы,

легко обтекаемое воздухом. Покрыто перьями.

Кожа без желез, аптерии и птерилии.

Конечности

Передние - крылья.

Ноги. Пальцы с когтями, нет перьев.

Хвост

Копчиковая железа у основания.

приложение 5

Инструктивная карточка Лабораторная работа

ТЕМА: «Строение перьев птиц. Типы перьев.»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор перьев птиц, лупы,препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ:

1. Рассмотрите контурноеперо птицы, найдите все его основные части .

2. Зарисуйте перо и подпишите его части.

3. С помощью лупы рассмотрите опахало пера. Зарисуйтесхему его строения.

4. Изучите типы перьев (их расположение на теле птицы, особенности строения и функции). Результаты внесите в таблицу.

Название пера

Расположение на теле птицы

Функция

1. Контурные покровные

2. Контурные маховые

3. Контурные рулевые

4. Пуховые

5. Пух

6. Волосовидные

7. Щетинковидные

5. Сделайте вывод:

С какими типами перьев птиц вы познакомились?

Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?

приложение 6

Дополнительный материал для выступления

К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья, так что птицы стали двуногими. Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.

– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий. Под местом, где должно появиться перо, скапливается специальная мезодермальная ткань, содержащая мелкие кровеносные сосуды, возникает сосочек – зачаток будущего пера, над этим сосочком эпидермис выступает наружу в виде бугорка покрытого эпителием. Начиная с этого момента развитие пера, отклоняется от развития роговой чешуи рептилий. Сосочек не остается на поверхности, а погружается вглубь, образуя фолликул пера. При образовании пера этот сосочек превращается в сильно вытянутую трубчатую структуру – чехлик пера, из которого будет развиваться собственно перо. Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала. Что такое ствол – понятно, а что же такое очин и опахало?
Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.В толковом словаре сказано, что Опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер.

приложение 7

1. Главный признак, по которому среди позвоночных животных можно узнать птиц:

б)Перьевой покров

2. Для птиц наиболее благоприятные условия жизни в среде:

в) Наземно-воздушной

3. Часть пера, погруженная в кожу:

в) Очин

4. Отсутствие зубов у птиц:

б) Облегчает массу головы птицы

5. Во внешнем строении птиц приспособлением к преодолению сопротивления воздуха в полете служит:

г) Обтекаемая форма головы и туловища, черепицеобразное расположение перьев на теле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"

Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс

³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания (5 класс ФГОС ОО)

 Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...