Опыт организации проектной деятельности учащихся
статья по биологии (8, 9 класс) по теме

Мингалеева Милеуша Талгатовна

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, активизации познавательной активности и приобретению навыков саморазвития. Этим требованиям отвечает в полной мере проектная деятельность в учебном процессе.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто новое, отличное от уже существующего. Суть метода проектов - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, обладая суммой знаний применить их на практике. В процессе проектного обучения создаются условия для самостоятельного приобретения знаний, умения пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, приобретаются коммуникативные умения, работая в различных группах.

К основным требованиям к использованию метода проектов относится:

1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, и исследовательского поиска для ее решения, например, исследовние демографической проблемы в разных регионах мира; создание серий репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; исследование влияния химических элементов и их соединений на живые организмы.

2.     Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3.     Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

4.     Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

5.     Выявление проблемы, предложение путей ее решение, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих ответов, просмотров)  [2, c.4].

По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп: практико-ориентированный проект; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы [1,с. 67].

Проектная деятельность в малокомплектной школе носит свои особенности. Положительным является возможность создания разновозрастных команд. Связь поколений даёт прекрасные результаты. Еще одна особенность - не приходится выбирать талантливых и одарённых,  получают возможность все работать над проектом. Большую роль в проектной деятельности играет реальные практические результаты. Сельская местность в себе содержит реальные природные объекты (пруд, река, поля, овраги, свалки)  для потенциальных исследований.

Визитная карточка проекта.

1.     Какие из преподаваемых Вами учебных тем охватит Ваш проект:  Углеводы. Глюкоза. Моносахариды. Нормы питания.    

2.     Дидактические цели проекта: (под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели, например, дидактической задачей в проекте "Кислотные дожди" является формирование экологической грамотности учащихся): изучить: двойственную природу глюкозы.

3.     Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей (например, "Что такое свет?", "История мира - это история прогресса?"): Двойственная природа органических веществ.

4.     Конкретные темы исследований учащихся (например, «Сравнение возрастных характеристик населения нашего города в 1913 и 2003 годах»  в проекте «Демографические изменения народонаселения стран за прошедшие сто лет»): Глюкоза – представитель простейших углеводов – моносахаридов; в проекте ««Углеводы – глюкоза».

5.     Предметные области (Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект): биология, химия.

6.      Краткая аннотация проекта:

Реализация проекта осуществляется в рамках курса химии по теме «Углеводы». Проект позволяет развить: коммуникативные навыки обучающихся;  практические умения обучающихся; исследовательские навыки обучающихся; умение обрабатывать информацию, выбранную из различных источников в ходе выполнения исследовательских работ.
Выводы позволят: придти к ответу на основной вопрос темы «Глюкоза обладает двойственной природой»; подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Проект рассчитан на обучающихся 10 класса.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса у уроку. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся; у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы. Это подтверждает анкетирование, проводимое как пере началом проектной деятельности, так и по результатам ее. На вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектах?» были получены следующие ответы: возможность раскрыть свои способности – 30%; познавательная значимость проектной деятельности – 40%; общение со сверстниками – 22%; оценки– 10%;

Таким образом, проектная деятельность позволяет проявить творческий потенциал учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

Литература

1.  Аршанский Е. А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. –М.: Вентана-Граф, 2002, 135 с.

2.  Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся // Завуч. Управление современной школой. – 2007. - №8. – С. 3 – 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)

В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...