Опыт организации проектной деятельности обучающихся как форма профессионального роста учителя
статья по математике
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опыт организации проектной деятельности обучающихся как форма профессионального роста учителя
Одним из наиболее эффективных способов развития школьника является использование в образовательном процессе активных методов обучения, направленных не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение ими учащимися в процессе активной познавательной деятельности.
Одним из таких методов является проектная деятельность учащихсянаправленная на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение учениками знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении математики.
Целесообразно организовывать проекты различных уровней сложности.
Это могут быть мини-проекты в рамках одного урока, затрагивающие один вопрос (Решение задачи разными способами и выбор наиболее рационального; изучение свойств геометрических фигур; самостоятельный вывод теоремы; вывод формулы).
5 класс тема "Транспортир. Измерение углов" Учащимся в качестве домашнего задания предложено построить на отдельном листе бумаги треугольник, с помощью транспортира измерить его углы и найти их сумму, а затем вырезать его и принести на урок. На уроке мы разрежем треугольник и сложим вместе три угла. В результате получим развёрнутый угол , который равен 180о.
7 класс тема "Линейное уравнение с двумя переменными и его график"
Проблема: что является графиком линейного уравнения с двумя переменными? Задание выполняется в паре. Найти шесть решений линейного уравнения. Отметить их на координатной плоскости. Приложив линейку к отмеченным точкам, учащиеся убеждаются, что графиком является прямая.
Краткосрочные проекты–до четырех уроков, позволяющие изучить комплексно вопрос, изучить литературу, подготовить презентацию проекта (Теорема Пифагора, история возникновения, различные способы доказательства; правильные многоугольники; задачи на построение; изучение биографии ученых-математиков и т.п.)
Долгосрочные проекты – проекты, растянутые по времени, требующие длительного изучения, подготовки обширной презентации, глубоких исследований. Часто долгосрочные проекты применяются во внеурочной деятельности, на кружках, факультативах.
Этапы выполнения проектной работы - это пять «П»:
• 1)Наличие проблемы;
• 2)Планирование действий;
• 3)Поиск информации;
• 4)Продукт - результат работы
• 5)Презентация результатов – представление готового продукта.
Наиболее удачные проекты это "Математика в мире оригами", "Формула Пика", "Математика и календарь". В долгосрочных проектах учащимся необходимо помочь выбрать такие темы, которые им близки и смогли бы их заинтересовать.
Так тема «Математика и календарь» заинтересовала Долусова Антона, так так задачи связанные с календарём часто входят в олимпиадные.
- Стал вопрос, что такое изучить в календаре, чтобы предложенный материал заинтересовал и других. Так возникли две гипотезы.
«1.Если в календаре любого года соединить числа 10, 20 и 30, то получится равнобедренный прямоугольный треугольник или отрезок.
2.Квадраты, состоящие из четырех чисел (2х2), из девяти чисел (3х3) и из шестнадцати чисел (4х4) обладают определёнными свойствами».
Следующим шагом работы было сформулировать цель и задачи.
- Цель:1) Это конечный результат проекта. «Что я ожидаю от проекта. Зачем я делаю этот проект?» 2) Цель должна быть конкретной. 3)Цель обязательно должна отражать тему проекта. 4) Цель формулируем с имени существительного.
Цель: изучение и систематизация математических закономерностей в календаре на уровне понятном моим сверстникам.
Задачи проекта – это шаги, которые нужно выполнить, чтобы достичь поставленной цели и получить продукт. Хорошо, когда задач будет 3 – 5. Задача должна начинаться с глагола!
Задачи:Прочитать и проанализировать естественнонаучную и художественную литературу, которая описывает понятие «календарь»
Расширить свой кругозор, получить новые знания и умения.
Обобщить и систематизировать информацию о понятии «календарь» для любителей математики.
- Поиск информации
1) Существует всего три существенно различных ситуации расположения чисел 10, 20 и 30, остальные получаются из первых двух, горизонтальными сдвигами треугольника.
2) Чтобы найти сумму четырех чисел в выделенном квадрате достаточно
удвоить сумму чисел одной диагонали.
3) Чтобы найти сумму девяти чисел, в выделенном квадрате календаря, необходимо к меньшему числу прибавить 8 и сумму умножить на 9.
- Продукт - результат работы - выдвинутые гипотезы доказаны
- Презентация результатов – выступление на городской научно – практической конференции «Шаг в будущее» - 1 место.
Что же даёт работа с проектами для учителя?
1) Умение организовывать исследовательскую деятельность учащихся и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения
2) Направлять учащихся на поиск решения данной проблемы
3) Интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов
ИТОГ: Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя. По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование. Наша работа имеет конкретную цель.
Мы ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично. Так, план урока на современном языке часто звучит «проект» урока .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьное методическое объединение учителей – универсальная форма профессионального роста учителя
Ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты...

Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся по теме «Моя родословная: семейный архив»
В статье описан опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся при изучении родословия...

Опыт организации проектной деятельности учащихся
Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, активизации познавательной активности и прио...
Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального роста учителя
Выступление на ГМО учителей физики...

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).
Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....
Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...
МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)
Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...