Рабочая программа по биологии ФГОС, 5 класс, Т.С.Сухова, В.И.Строганов
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Красинская Елена Валентиновна

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 5 класса в системе "Алгоритм успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologii_5_klass.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Боханского района, Иркутской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________ Я.С. Бандурист

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________Е.В.Красинская

 __________ 2015 г.

_____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

основного общего образования

для 5 класса

Учителя первой квалификационной категории

Красинской Елены Валентиновны

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена  для учащихся 5 классов общеобразовательных школ.

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
  3. Примерная программа по биологии
  4. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ Сухова Т.С. Исакова С.Н. Биология, программы 5-11 класс – М.: Вентана-Граф, 2013
  5. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2015-2016
  6. Учебный план МБОУ «Каменская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
  7. Положение о составлении рабочих программ МБОУ «Каменская СОШ»

Концепция рабочей программы - данный курс является вводным и позволяет сформировать у учащихся обобщенные представления о жизни на Земле – о её разнообразии, о взаимосвязях живых организмов, о роли человека на планете

Актуальность и значимость программы – рабочая программа является одним из вариантов реализации идей УМК, разработанного авторским коллективом под руководством Суховой Т.С.

 В представленной рабочей программе сохраняется логика изучения материала. Изменения касаются времени на изучение отдельных тем (в пределах выделенного лимита времени). В рабочую программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение тем: тема № 1 «Отличие живого от неживого» до 8 часов вместо 5 часов, тема № 2 «Клеточное строение организмов» до 6 часов вместо 5 часов, тема № 3 «Жизнедеятельность организмов» до 21 часа вместо 18 часов.  Часы взяты из резерва, предполагается их использование для проведения практических работ и экскурсий. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Биология » 5 класса.

Сроки реализации программы - для изучения биологии в 5 классе выделено 35 ч., по одному часу в неделю в течение учебного года.

Методические рекомендации по изучению курса биологии в 5 классе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Основная форма обучения – урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Система оценки достижений учащихся: в ходе реализации рабочей программы предполагается проведение пяти контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся, в том числе две контрольных работы согласно школьному плану мониторинга знаний учеников 5 класса. Для контроля знаний учащимся предложены задания различного типа, размещенные в учебнике «Биология 5-6 класс».

Общая характеристика учебного предмета.

В 5-ом классе ученики знакомятся с новой для себя наукой, предметом которой является изучение живой природы. В курс биологии 5 класса включен обзорный материал о методах исследования живых организмов и об основных процессах жизнедеятельности. Учащиеся получают первичные представления о клеточном строении живых организмов.

Основными целями изучения биологии в 5 классе являются:
      • 
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
      • 
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
      • 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
      • 
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
      • 
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни

Общая характеристика учебного процесса: реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.  Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в ОУ используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. 

Используются следующие методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
  • выполнение проектных работ;
  • планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов;
  • выполнение контрольных работ с использованием заданий творческого характера
  • подготовка сообщений  на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
  • работа учащихся с универсальным дидактическим пособием «Ботаническое домино»
  •  Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных и практических работ , несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения во время проведения эксперимента, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
  • Обучение биологии строится на принципах научности, систематичности и последовательности в обучении, преемственности, перспективности, доступности, сознательности, активности, наглядности, связи теории с практикой, прочности, индивидуального подхода к учащимся.
  • Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.

Логические связи.  Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет биология входит в предметную область «Естественно-научные предметы» ФГОС ОО. Для обязательного изучения учебного предмета биология на этапе основного общего образования в 5 классе федеральный учебный базисный учебный план отводит 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Предмет биология реализуется с использованием средств УМК Суховой Т.С., Исаковой Н.В.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Изучение биологии научит учащихся осознанному пониманию роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роли различных организмов в жизни человека и природы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимости  защиты окружающей среды

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета биология.

Сегодня, на пороге вступления в силу новых ФГОС в основной и старшей школе перед учителем стоит сверхзадача — достижение планируемых образовательных результатов нового формата: метапредметных и личностных. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Однако, при этом существует необходимость диагностики  сформированности метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД)  у школьников.  Одним из таких способов диагностики, в частности на уроках биологии,  являются учебно-познавательные задания, анализ решений которых позволяет проследить степень сформированности  учебных действий не только предметных, но и личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Эти задания позволяют оценить  умения  самоорганизации, саморегуляции, общения в диалоге и рефлексивные умения школьников.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения безопасности по отношению к человеку и природе.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

5-й класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5-й  класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

-  осознание роли живой природы (1-я линия развития);

- рассмотрение процессов жизнедеятельности (2-я линия развития);

- использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснение мира с точки зрения биологии (4-я линия развития);

- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

5-й  класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й  класс

1-я линия развития – осознание роли живых организмов в окружающем мире

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях 

2-я линия развития – рассмотрение процессов жизнедеятельности

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках живых организмов и их различиях.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живых организмов;

– различать основные процессы жизнедеятельности;

- понимать смысл простейших биологических терминов.

5-я линия развития –  овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

6-я линия развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения экологической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания биологии при соблюдении правил поведения в природе

Тематическое планирование.

Учебно-тематический план

N п/п

Название темы

Количество часов на изучение темы

В том числе

Формируемые компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Из них экскурсии/ лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

1.

Отличие живого от неживого

8

4

1/0/2

1

Называть основные методы изучения природы. Работать с рисунками учебника, как источника информации. Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации. Выявлять особенности химического состава живых организмов. Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме. Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

2

Клеточное строение организмов

6

1

0/3/1

1

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение раст. и животной клеток. Научиться работать с микроскопом. Соблюдать правила работы с микроскопом. Научиться готовить микропрепарат. Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле. Сравнивать функции одноклеточного и многоклеточного организма. Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Проверять свои знания в ходе заполнения схем. Участвовать в обсуждении результатов опыта, проведенного в домашних условиях.

3

Жизнедеятельность организмов

21

13

1/2/2

3

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Определять понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «зигота», «гамета», «зародыш». Характеризовать особенности бесполого и полового размножения. Объяснять для чего растению нужны цветок, плод, семя. Научиться работать с лупой, находить части зародыша семени. Объяснять особенности размножения растений частями тела. Доказывать что размножение – общее свойство живого. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Осваивать навык ведения диалога с собеседником, умения учитывать мнение других людей. Объяснять значение корней в жизни растения. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека – питание готовыми органическими веществами. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Соблюдать правила поведения в природе. Объяснять роль зелёного листа и корня в жизни растения. Называть способы питания животных. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Доказывать важность воды в жизни живых организмов. Объяснять необходимость охраны воды от загрязнения. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Объяснять значение пищи как источника энергии.

Календарно-тематическое планирование

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Отличие живого от неживого

1.

1.

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

1.09-7.09

сентябрь

2.

2.

Живая и неживая природа. Экскурсия

08.09-14.09

сентябрь

3.

3.

Практическая работа № 1 «Красота и гармония в природе»

15.09-21.09

сентябрь

Практическая работа № 5, с.166 «Красота и гармония в природе»

4.

4.

Практическая работа № 2 «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

22.09-28.09

сентябрь

Практическая работа № 2, с.169 «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

5.

5.

Различаются ли тела живой и неживой природы?

29.09-5.10

октябрь

6.

6.

Какие вещества содержат живые организмы?

06.10-12.10

октябрь

7.

7.

Свойства живых организмов

13.10-19.10

октябрь

8.

8.

Как можно отличить живое от неживого? Урок контроля знаний

20.10-26.10

октябрь

2.

Клеточное строение организмов

9.

1.

Клеточное строение – общий признак живых организмов

27.10-02.11

ноябрь

10

2.

Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа № 1 Знакомство с микроскопом

10.11-16.11

ноябрь

11.

3.

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа № 2 Приготовление и рассматривание микропрепарата

17.11-23.11

ноябрь

12.

4.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа № 3Рассматривание клеток организмов под микроскопом

24.11-30.11

ноябрь

13.

5.

Практическая работа № 3 «Подкармливание птиц зимой»

01.12-07.12

декабрь

Практическая работа № 4, с.171 «Подкармливание птиц зимой»

14

6.

Контрольная работа № 1 ШМО по ФГОС ООО Что ты знаешь о клеточном строении организмов?

08.12-14.12

Декабрь

3.

Жизнедеятельность организмов

15.

1.

Как идет жизнь на Земле?

15.12-21.12

декабрь

16.

2.

Как размножаются живые организмы?

22.12-28.12

декабрь

17.

3.

Как размножаются животные?

13.01-19.01

январь

18.

4.

Как размножаются растения?

20.01-26.01

январь

19.

5.

Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 Изучение строения семени фасоли (гороха)

27.01-02.02

февраль

20.

6.

Практическая работа № 4 Уход за комнатными растениями

03.02-09.02

Февраль

21.

7.

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

10.02-16.02

февраль

22.

8.

Как живые организмы производят потомство? Урок контроля знаний

17.02-23.02

февраль

23.

9.

Как питаются растения?

24.02-02.03

март

24.

10

Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа № 5 Рассматривание корней растений

03.03-09.03

март

25.

11.

Как питаются разные животные?

10.03-16.03

март

26.

12.

Как питаются паразиты?

04.04-10.04

апрель

27.

13.

Одинаково ли питаются разные живые организмы? Урок контроля знаний

11.04-17.04

Апрель

28.

14.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

18.04-24.04

апрель

29.

15.

Можно ли жить без воды?

25.04-01.05

апрель

30.

16.

Практическая работа № 5 Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.

02.05-08.05

май

31.

17.

Можно ли жить не питаясь? Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

09.05-15.05

май

32.

18.

Как можно добыть энергию для жизни?

16.05-22.05

Май.

33.

19.

Экскурсия «Живые организмы весной»

23.05-29.05

Май

Экскурсия «Живые организмы весной», с.167

34.

20.

Можно ли жить и не дышать?

23.05-29.05

Май

35.

21.

Контрольная работа № 2 ШМО по ФГОС ООО Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

23.05-29.05

Май

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2.Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Примечание.При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Оценка «1» ставится в случае:
1.Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Примечание.Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии образовательной системы «Алгоритм успеха» (издательство «Вентана-Граф»):

1. Сухова Т.С., Строганов В.И.Биология, 5-6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений

2. Сухова Т.С., Строганов В.И.Биология, 5-6 класс, рабочая тетрадь

3. Дидактическое пособие «Классификация растений»

4. Набор обучающих игр «Ботаническое домино»

5. Набор таблиц по биологии «Растения»

6. Набор таблиц по биологии «Животные»

К техническим средствам обучения, имеющимся в ОУ, которые используются на уроках биологии, относятся компьютер,  медиапроектор, цифровой фотоаппарат

раздел

наименование

Количество

Для педагога

Для обучающихся

Технические средства обучения

Персональный (мобильный) компьютер с предустановленным программным обеспечением

1

3

цифровой фотоаппарат

1

-

Мультимедийный проектор

1

-

Микроскоп световой

1

2

Микроскоп световой с цифровой приставкой

1

5

Лабораторное и демонстрационное оборудование

Обучающая традиционная лабораторная техника: наборы приборов для экспериментов, лабораторных опытов

1

10

натуральные объекты: скелеты животных, гербарий, коллекции насекомых

1

-

Наглядные пособия по биологии

ЭОР:

  1. Серия фильмов «Ребятам о зверятах»
  2. Серия фильмов «Жизнь растений»

1

Установлены на 3 пк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии 6-11 кл (УМК Суховой и др) и экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по биологии созданы в соответствии с авторскими программами углубленного изучения биологии в 6-11 классах (6-7 кл. Алексеева ЕВ, Курьякова ЕЮ, 8-9 кл Булатова Е.Е., Варенцова Г.А., 1...

Рабочая программа по биологии ФГОС, 6 класс, Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 6 класса, линия "Алгоритм успеха"...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа по биологии ФГОС, 7 класс, Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 5 класса в системе "Алгоритм успеха"...

Рабочая программа по биологии ФГОС, 8 класс, Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Представленный материал содержит рабочую программу по биологии для 8 класса в системе "Алгоритм успеха"...