Рабочая программа по биологии 5 класс Сухова,Строганов ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области
имени дважды Героя Советского Союза СкомороховаН.М.»
Рассмотрено и принято: УТВЕРЖДЕНО:
педагогическим советом Приказ от 29.08.2016 №311
протокол от 29.08.2016 № 1 Директор_____________ /И.В.Барабанова
Рабочая программа учебного предмета «Биология»
основного общего образования
6 класс
Составитель:
Лапаксина Ольга Сергеевна,
учитель биологии
г. Красноармейск
2016 г
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закона об образовании Российской Федерации,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.),
- Примерной программы основного общего образования по биологии,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2016-2017 уч. г.,
- авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2015. — 304 с.
- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Красноармейска»,
- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Красноармейска».
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). В ней предусмотрено проведение 2 контрольных, 5 лабораторных и 3 практических работы, 1 экскурсия.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2016. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2010 г).
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска» на изучение учебного предмета «Биология» в 6 классе выделяется 34 часа (1ч. в неделю).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 6 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках живых организмов и их различиях;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
- перечислять отличительные свойства живых организмов;
- различать основные процессы жизнедеятельности;
- понимать смысл простейших биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- умение оценивать поведение человека с точки зрения экологической безопасности по отношению к человеку и природе;
- использовать знания биологии при соблюдении правил поведения в природе.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Классификация живых организмов (14 ч)
Разнообразие организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмовк среде обитания. Система и эволюция органического мира.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразиеживотных. Роль животных в природе и жизни человека. Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение,измерение, эксперимент.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами, мерыих профилактики.
Входная контрольная работа. Полугодовая контрольная работа.
Практическая работа № 1. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».
Практическая работа № 2 «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»
Лабораторная работа № 1 «Рассматривание простейших под микроскопом».
Экскурсия «Многообразие живого мира».
Тема 2. Взаимосвязь организмов со средой обитания (11 ч)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Роль человека в биосфере. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие организмов.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (хищничество, паразитизм).
Значение растений в жизни животных и человека. Взаимосвязи организмови окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления к различным средам обитания.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Результаты эволюции:многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Контрольная работа № 1.
Домашняя практическая работа «Условия прорастания семян».
Экскурсия «Живые организмы зимой»
Тема 3. Природное сообщество. Экосистема (6 ч)
Экосистемная организация живой природы. Экосистема.
Пищевые связи в экосистеме. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,эксперимент.
Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы.
Значение растений в природе и жизни человека.
Круговорот веществ и превращение энергии. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Контрольная работа № 2.
Экскурсия «Живые организмы весной»
Тема 4. Биосфера – глобальная экосистема (3 ч)
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский —основоположник учения о биосфере.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Итоговая контрольная работа.
Задания на лето.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
Nп/п | Название темы | Кол-во часов | В том числе: | |||
контрольных работ | практических работ | лабораторных работ | экскурсии | |||
1. | Классификация живых организмов | 14 | 2 | 2 | 1 | 1 |
2. | Взаимосвязь организмов со средой обитания | 11 | 1 | 1 | 1 | |
3. | Природное сообщество. Экосистема. | 6 | 1 | 1 | ||
4. | Биосфера – глобальная экосистема | 3 | 1 | |||
Всего: | 34 | 5 | 3 | 1 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)
Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....
Рабочая программа по биологии 7класс( линия Пономарёвой) ФГОС
В 7 классе по новым стандартом одним из вариантов является изучение ботаники на более высоком уровне. Помещаю свой вариант рабочей программы, надеюсь, что это поможет кому-то из педагогов....
Рабочая программа по биологии 5-9 кл. ФГОС к учебнику В.В. Пасечник
Настоящая программа включает следующие разделы:1) основное содержание;2) тематическое планирование;3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;4) ожидаемые результаты обуч...
Рабочая программа по биологии 5-9кл . по ФГОС.
данный материал содержит пояснительную записку и ТКП с 5-9класс по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5-8 кл. (ФГОС)
Рабочая программа по биологии 5-8 кл. (ФГОС)...
Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....
Рабочая программа по биологии 5 - 9 кл. (ФГОС)
Данная рабочая программа по биологии составлена для 5 – 9 классов. В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы: - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.199...