Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Сухова Строганов
рабочая программа по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области
имени дважды Героя Советского Союза Скоморохова Николая Михайловича»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 3»
естественного цикла МБОУ «СОШ № 3» ____________/Барабанова И.В./
_______________/ / ______________/Ващенко Г.Ю./ Приказ № 374 от 30.08.2017
Протокол № 1 от 29.08.2017
Тематическое планирование
по биологии в 5 «А»,6 «Б» классах
Лапаксиной Ольги Сергеевны,
учителя биологии и экологии
на 2017-2018 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от 30.08.2017
2017-2018 учебный год
г. Красноармейск
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой и др.
(линейный курс)
Рабочая программа составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.), основной образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска», Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2016 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2015. — 304 с.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2010 г).
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- структурно-уровневая организация живой природы;
- ценностное и экокультурное отношение к природе;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Информация об используемом УМК
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
УМК по биологии для 5–9 классов авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова, И.Н. Пономарёвой и др. выпускаются Издательским центром «Вентана-Граф». Все учебники имеют электронные версии.
Завершенная предметная линия включает следующие учебники:
- «Биология», 5–6 классы, авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов;
- «Биология», 7 класс, авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, под ред. проф. И.Н. Пономарёвой;
- «Биология», 8 класс, авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, под ред. проф. В.М. Константинова;
- «Биология», 9 класс, авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.
Особенностью данной предметной линии является то, что общие биологические закономерности изучаются последовательно во всех классах основной школы.
Распределение содержания по годам обучения в данной линии учебников осуществляется следующим образом.
Биология в основной школе начинается с вводного курса, изучаемого 1 час в неделю в 5 и 6 классах, который вводят учащихся в мир общих биологических понятий. Они получают представление:
- об отличительных признаках живых организмов (особенности их химического состава и клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость);
- о взаимосвязи организмов и среды обитания (экосистемная организация живой природы).
Изучаемый в 7 классе 2 часа в неделю курс биологии посвящен растениям, грибам, лишайникам и бактериям, их отличительным признакам, многообразию форм. В курсе раскрываются процессы жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции растений, приспособленность к среде обитания, роль в экосистемах, практическое значение, необходимость рационального использования и охраны.
В 8 классе 2 часа в неделю отводится на изучение животных. Учащиеся получают представление о многообразии, особенностях строения, жизнедеятельности, поведении животных, их приспособительном значении, сложившемся в процессе длительного исторического развития в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных. Учащиеся узнают о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах органов и систем органов между собой, о практическом значении животных, необходимости рационального использования и охраны животного мира. Дается представление о системе и эволюции органического мира, виде как основной систематической единице, приспособленности организмов к среде обитания и причинах многообразия; границах биосферы и учении В.И. Вернадского о биосфере.
В курсе 9 класса, на изучение которого отводится 2 часа в неделю, раскрывается биосоциальная природа человека, даются обзор основных систем органов, сведения о процессах жизнедеятельности и особенностях психической деятельности человека, о месте человека в природе, рассматриваются его индивидуальное развитие, наследственные и приобретенные свойства личности. Вслед за подробным рассмотрением человека на организменном уровне освещается роль человека в биосфере и его планетарная роль в прошлом и настоящем биосферы.
В учебники включены методики выполнения лабораторных и практических работ, позволяющих подтверждать теоретические сведения на практике, закреплять полученные знания и развивать практические навыки и умения.
Для формирования информационной компетенции учащихся в учебниках предусмотрено использование современных технологий, в том числе Интернет, подготовка компьютерных презентаций.
Содержание и методический аппарат учебников направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска» на изучение учебного предмета «Биология» в 5 классе выделяется 34 часа (1ч. в неделю).
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов
Тема 1. Отличие живого от неживого (6 ч)
Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.
Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ – обугливания при горении.
Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимы для жизни.
Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов.
Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом
Опыт в домашних условиях - «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»
Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого?»
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Тема 2. Клеточное строение организмов (8 ч)
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие.
Понятие об органоидах клетки. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.
Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Лабораторная работа №1 «Знакомство с микроскопом»
Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения».
Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.
Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.
Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».
Опыт в домашних условиях «Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей».
Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?»
Проект «Удивительный микромир»
Тема 3. Жизнедеятельность организмов (20 ч)
Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта.
Опыт в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе».
Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении.
Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите.
Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)»
Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.
Практическая работа «Уход за комнатными растениями».
Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство?»
Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.
Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.
Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений»
Питание животных и человека готовыми органическими веществами.
Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных.
Практическая работа «Подкармливание птиц зимой»
Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.
Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?».
Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм.
Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав живого организма.
Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.
Опыт в домашних условиях «Изучение испарения воды листьями»
Практическая работа «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»
Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии. Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии.
Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение – свойство животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита.
Наблюдение за движением домашних животных.
Опыт в домашних условиях «Изучение направления роста корня»
Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии.
Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма.
Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?»
Проект «Паразиты внутри нас»
Задания на лето. Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о проведенной работе.
Лабораторные работы.
- Знакомство с микроскопом
- Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа
- Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
- Изучение строения семени фасоли (гороха)
- Рассматривание корней растений
Практические работы
- «Уход за комнатными растениями».
- «Подкармливание птиц зимой»
- «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»
Экскурсия «Живая и неживая природа»
Опыты, выполняемые в домашних условиях.
- Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян
- Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей.
- Выращивание плесени на хлебе
- Изучение испарения воды листьями
- Изучение направления роста корня
РАЗДЕЛ 3
Учебно – тематический план
Соотношение содержания и тематического распределения количества часов.
№ | Содержание | Количество часов | |
Примерная программа по ФГОС | Рабочая программа | ||
5 класс | 35 ч. (7ч рез.) | 34 ч. | |
1 | Тема 1. Отличие живого от неживого. | 5 | 6 |
2 | Тема 2. Клеточное строение организмов | 5 | 8 |
3 | Тема 3. Жизнедеятельность организмов | 18 | 20 |
3.1. Размножение организмов | 7 | ||
3.2. Питание организмов | 5 | ||
3.3. Без чего невозможна жизнь | 8 | ||
Итого: | 28 ч. + 7 ч. = 35 ч. | 34 |
Учебно – тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | В том числе | ||||
Лабораторные работы | Практические работы | Опыты в домашних условиях | Экскурсии | Контрольные работы | |||
1. | Тема 1. Отличие живого от неживого. | 6 | 1 | 1 | |||
2. | Тема 2. Клеточное строение организмов | 8 | 3 | 1 | 1 | ||
3. | Тема 3. Жизнедеятельность организмов | 20 | 2 | 3 | 3 | 1 | |
Всего | 34 | 5 | 3 | 5 | 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 4
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс.
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||||||||||||||
5 «Б» | 5 «В» | 5 «Г» | ||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | |||||||||||||||||
Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов Тема 1. Отличие живого от неживого (6 ч.) | ||||||||||||||||||||||
Знать/понимать: -многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшую классификацию; Уметь: -сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ: -пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; - описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. - следовать правилам безопасности при проведении практических работ, -кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять главную мысль; -находить значение указанных терминов в справочной литературе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - измерения роста, температуры и массы тела. | Познавательные: ставить и формулировать проблемы, моделировать. Коммуникативные: корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения Регулятивные: понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа в паре: использование приборов для проведения естественно - научных наблюдений и опытов; формулировать предложения по проведению опытов, наблюдений и экспериментов, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 02.09 | 05.09 | 04.09 | ||||||||||||||||
1 | Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем. § 1 | 1
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |||||||||||||||||||
2 | Различают ли тела живой и неживой природы? §2 | 1 | комбинированный | 09.09 | 12.09 | 11.09 | ||||||||||||||||
3 | Какие вещества содержатся в живых организмах? §3 | 1 | комбинированный | 16.09 | 19.09 | 18.09 | ||||||||||||||||
4. | Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы. §4 | 1 | комбинированный | 23.09 | 26.09 | 25.09 | ||||||||||||||||
5 | Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого? » §5 | 1 | урок обобщения и систематизации знаний. | 30.09 | 03.10 | 02.10 | ||||||||||||||||
6 | Экскурсия № 1 «Живая и неживая природа» Повторить §1-5 | 1 | урок- экскурсия. | 14.10 | 17.10 | 16.10 | ||||||||||||||||
Тема 2. Клеточное строение организмов (8ч) | ||||||||||||||||||||||
7 | Клеточное строение — общий признак живых организмов. § 6 | урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Знать/понимать: -многообразие тел, клеточное строение как общий признак живых организмов. веществ и явлений природы и их простейшую классификацию; Уметь: -готовить микроскоп к работе и простейшие микропрепараты; -сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ: - описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. -кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять главную мысль; -использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; -находить значение указанных терминов в справочной | познавательные: выдвижение на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; коммуникативные корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения регулятивные: понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие. | определение учебных задач; организация рабочего места; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 21.10 | 24.10 | 23.10 | |||||||||||||
8 | Прибор, открывающий невидимое. §7 | комбинированный | 28.10 | 31.10 | 30.10 | |||||||||||||||||
9 | Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом». §7 | Урок лабораторная работа | 11.11 | 07.11 | 06.11 | |||||||||||||||||
10 | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. § 8 | комбинированный | 25.11 | 14.11 | 13.11 | |||||||||||||||||
11 | Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения». § 8 | Урок лабораторная работа | 02.12 | 28.11 | 27.11 | |||||||||||||||||
12 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. § 9 | комбинированный | 09.12 | 05.12 | 04.12 | |||||||||||||||||
13 | Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». § 9 | Урок лабораторная работа | 16.12 | 12.12 | 11.12 | |||||||||||||||||
14 | Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?» § 10 Полугодовая контрольная работа | урок обобщения и систематизации знаний. | 23.12 | 19.12 | 18.12 | |||||||||||||||||
Тема 3. Жизнедеятельность организмов (20 ч.) | ||||||||||||||||||||||
15 | Как идёт жизнь на Земле? § 11 | урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать/понимать: -многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшую классификацию; Уметь: -приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде; приспособлений растений и животных к различным способам размножения; -сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; -описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ: - описывать личные наблюдения и опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. -кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять главную мысль; -использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; -находить значение указанных терминов в справочной литературе. | познавательные : выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения регулятивные- - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | определение учебных задач; организация рабочего места; работать в паре: выдвигать предположения о многообразии процессов в живых организмах; понимать признаки живых организмов; учиться делать отчёты о проделанной работе; находить доказательства влияния условий среды на живой организм . | 30.12 | 26.12 | 25.12 | |||||||||||||
16 | Как размножаются живые организмы? § 12 | комбинированный | 13.01 | 16.01 | 15.01 | |||||||||||||||||
17 | Как размножаются животные? § 13 | комбинированный | 20.01 | 23.01 | 22.01 | |||||||||||||||||
18 | Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли». § 14 | Урок лабораторная работа | 27.01 | 30.01 | 29.01 | |||||||||||||||||
19 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Практическая работа № 1: «Уход за комнатными растениями» § 15 | Урок практическая работа | 03.02 | 06.02 | 05.02 | |||||||||||||||||
20 | Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство? " § 16 | урок обобщения и систематизации знаний. | 10.02 | 13.02 | 12.02 | |||||||||||||||||
21 | Как питаются растения? § 17 | комбинированный | 17.02 | 20.02 | 19.02 | |||||||||||||||||
22 | Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений». § 18 | Урок лабораторная работа | 02.03 | 05.03 | 04.03 | |||||||||||||||||
23 | Как питаются разные животные? Практическая работа № 2: «Подкармливание птиц зимой». § 19 | Урок практическая работа | 09.03 | 12.03 | 11.03 | |||||||||||||||||
24 | Как питаются паразиты? § 20 | комбинированный. | 16.03 | 19.03 | 18.03 | |||||||||||||||||
25 | Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?» § 21 | урок обобщения и систематизации знаний. | 23.03 | 26.03 | 25.03 | |||||||||||||||||
26 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? § 22 | комбинированный | 30.03 | 02.04 | 01.04 | |||||||||||||||||
27 | Можно ли жить без воды? § 23 | комбинированный | 06.04 | 09.04 | 08.04 | |||||||||||||||||
28 | Можно ли жить, не питаясь? § 24 | комбинированный | 20.04 | 23.04 | 22.04 | |||||||||||||||||
29 | Как можно добыть энергию для жизни? § 25 | комбинированный | 27.04 | 30.04 | 29.04 | |||||||||||||||||
30 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? § 26 | комбинированный | 04.05 | 07.05 | 06.05 | |||||||||||||||||
31 | Можно ли жить и не дышать? § 27 | комбинированный | 11.05 | 14.05 | 13.05 | |||||||||||||||||
32 | Практическая работа № 3: «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке». Повторить § 27 | Урок практическая работа | 18.05 | 21.05 | 20.05 | |||||||||||||||||
Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?». § 28 Итоговая контрольная работа | урок обобщения и систематизации знаний. | 24.05 | 28.05 | 27.05 | ||||||||||||||||||
Задания на лето
| - |
РАЗДЕЛ 5
Учебно – методическое обеспечение
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Лупа ручная, микроскоп, лабораторные комплекты – 15 шт. (колбы, стаканы, спиртовки, пробирки, штатив, предметные стекла)
Печатные пособия:
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье»
Портреты биологов
Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема. Вмешательство человека»
Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды.
Комплекс таблиц Зоология I, Зоология II Анатомия
Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы: Образовательные программы для 5-9 класса.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Скелеты позвоночных животных
Костистая рыба, лягушка, голубь
Комплекты микропрепаратов
Ботаника, Зоология, Анатомия
Набор муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Демонстрационные пособия:
Магнитные модели-аппликации
Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня
Развитие насекомых с полным и неполным превращением
Деление клетки. Митоз и мейоз
Торс человека разборный
Объёмные модели
Цветок капусты, Цветок картофеля, Цветок яблони, Цветок подсолнечника, Цветок тюльпана, Цветок гороха
Череп человека с раскрашенными костями
Глаз, Сердце в разрезе, Структура ДНК, Ухо
Рельефные таблицы
- Внутреннее строение брюхоногого моллюска
- Внутреннее строение дождевого червя
-Внутреннее строение жука
-Внутреннее строение рыбы
-Внутреннее строение лягушки
-Внутреннее строение ящерицы
-Внутреннее строение голубя
-Внутреннее строение собаки
-Ворсинка кишечника с сосудом
- Разрез кожи
Натуральный фонд: комнатные растения
Список литературы
Дополнительная литература для учителя:
Закон РФ «Об образовании»;
ФГОС (базовый уровень);
Примерная программа по биологии (базовый уровень);
Требования к оснащению учебного процесса по биологии;
Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2014. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Методическое пособие Биология: 5 класс: методическое пособие Т.С. Сухова, В.И. Строганов - М.: «Вентана-Граф, 2013 — 96 с.
Дополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. Верзилин Н.М.
По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год
Интернет-ресурсы
1. http://festival.1september.ru/
2. http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, для основного общего образования 5-9 кл., на основе авторской программы Пасечника В.В....