Разработки уроков и внеурочной деятельности по биологии с презентациями. 5-8 классы.
план-конспект урока по биологии (5, 8 класс) на тему

Бавун-оол  Салбакай Донгаковна

 «Роль современного урока в процессе обучения биологии»

       Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и создавать условия для их развития. Происходящие изменения в обществе требуют современные направления использования информационно-комунникативных технологий. Это и должно стать определяющим в деятельности каждого учителя. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, каждый ученик должен научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, «просеивать» информацию, увязывать ее части между собой. Главные задачи современного урока – повышение уровня владения устной и письменной речью, развитие коммуникативных умений(для работы в группе или участия в дискуссии), расширение ситуативных умений (способность ориентироваться в нестандартной ситуации), развитие рефлексивных качеств (способности к самоанализу и самокоррекции). Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. Учитель выступает в роли организатора обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель организует и коллективно-распределенную деятельность учащихся, принимая в ней самое активное участие как равноправный участник диалога: он объясняет, показывает, намекает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселят уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения, закрепляет авторитет ученика среди товарищей. Успех каждого урока зависит от организации труда учителя и учащихся, при котором в течении 45 минут учебного времени учащиеся вовлечены в активную мыслительную деятельность. Большое значение имеет привлечение учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков. Для развития познавательной деятельности учащихся можно применять такие формы обучения, как электронный учебник, практические, лабораторные работы. И я хочу поделиться проведением современного урока с применением ИКТ.

               Урок запланирован согласно по календарно-тематическому плану - это 29 урок. Для того чтобы урок был четко организован был поставлен цель урока: Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови. Чтобы достичь цель урока поставлены:

Задачи урока: формировать умения самостоятельно получить нужную информацию;             логически мыслить, выяснить значение крови в целом.

                              Развивать познавательный интерес через ИКТ.

                              Воспитать самостоятельность, культуру учебного труда.

В соответствии целью и задачами урока выбран содержание, методы и формы урока.

Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование ИКТ, развитие творческой активности через практическую работу.

Методы и формы: Объяснение нового материала, лабораторно-практическое занятие, наглядные, словесные методы.

Средства: компьютер, проектор, микроскопы, микропрепараты.

                 Урок начинается с объяснением новой темы, так как на прошлом уроке учащиеся выполнили проверочную работу. Проверочная работа проанализирована. Урок связан с предыдущей темой в соответствии с его содержанием.

                  На этом уроке вводится понятие о единстве элементов внутренней среды и отмечается ее постоянство. Значение этого постоянства и механизмы его поддержания на этом уроке  рассматривать не стоит. Это можно сделать потом, когда учащиеся узнают о функциях внутренних органов. Учтены возрастные особенности учащихся 8 классов, в том что именно в этом возрасте появляется самостоятельность, развивается механическая память, улучается письменная речь. Структура урока соответствует содержанию. Особое значение урока заключается  в применении электронного учебника и цифрового микроскопа. Перед объяснением нового материала предварительно дается презентация урока.

                В ходе объяснения нового материала, учащиеся посмотрят электронный учебник «Кровь».( Этот электронный учебник включает последовательный набор блоков, ключевых проблем по теме, задания для учеников. После того как учащиеся посмотрят электронный учебник сами делают выводы, быстрее и охотнее. Затем работают над тестом и выполняют интерактивные задание. В конце урока выполняют лабораторную работу как закрепление изученного материала и дается домашнее задание. На уроке осуществлен доброжелательное отношение учащихся и учителя. В целом урок прошел на оптимальном уровне. В дальнейшем  чтобы стимулировать ИКТ на уроках, разработаю уроки с применением электронных учебников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 50

Витамины

Цель урока: Познакомить учащихся с витаминами,  значением витаминов; содержании их в продуктах питания; роль витаминов в обмене веществ. их связь с ферментами.

Задачи урока:  1.формировать умения самостоятельно получить нужную информацию; логически мыслить, выяснить значение витаминов в целом.

                              2.Развивать познавательный интерес через ИКТ.

                              3.Воспитать самостоятельность, культуру учебного труда.

Оборудование: Электронный учебник «Витамины».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Опрос.

А. Фронтальный:

- Что называют обменом веществ?

- Какие вещества и через какие органы поступают в организм?

- Какие вещества удаляются и через какие органы?

- Что такое пластический обмен?

- Что такое энергетический обмен ?

- Как происходит обмен жиров, углеводов и белков ?

- Как происходит обмен воды и минеральных солей?

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

Знакомство с целями и задачами урока, на уроке мы посмотрим электронный учебник «Витамины».

Витамины (от лат. «вита»-жизнь) – это биологически активные вещества, синтезирующие в организме или поступающие с пищей. которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Известно более 25 витаминов. Обозначают их буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т.д.

Авитаминоз – заболевание, связанное с отсутствием в пище хотя бы одного из витаминов.

Гиповитаминоз – ограниченное поступление витаминов в организм вследствие неправильного питания или нарушение всасывания витаминов из-за болезни желудочно- кишечного тракта.

Гипервитаминоз – избыточное поступление витаминов, наблюдаемое при бесконтрольном приеме синтетических витаминных препаратов.

Помимо известных вами витаминов еще существует витамин РР, где содержится в дрожжах, неочищенном рисе, печени, яичном желтке также в молоке. основная функция это обеспечение нормального протекание окислительно-восстановительных процессов и участвуют в образовании гормонов надпочечников. При недостатке приводит к нарушению пищеварительной системы, где кожа темнеет и покрывается язвочками.

     Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию, зрение тут же начало возвращаться». А теперь вопрос к вам.

О каком витамине идет речь? Почему не помогло сосновые иглы?

Затем работа над тестовым заданием и интерактивные задании по изученной теме, при помощи электронного учебника.

 

Вопросы

1.Выберите 3 правильных ответа. Энергию, необходимую для осуществления жизненных процессов, организм получает из продуктов питания а именно?

А) из органических веществ животного происхождения  

Б) из органических веществ растительного происхождения

В) из органических веществ грибов

Г) из воды

Д) из минеральных веществ                                    

2. Выберите 3 правильных ответа. Заболевания, вызванные отсутствием необходимого витамина - это?

А) чума.

Б) бери-бери

В) рахит

Г) холера

Д) цинга

3. Выберите 3 правильных ответа. Витамин РР.

А) необходим для протекания в организме окислительно-восстановительных процессов.

Б) участвует в процессе обмена кальция и фосфора.

В) без него нарушается процесс образования гормона надпочечников.

Г) его отсутствие приводит к «куриной слепоте».

Д) его недостаток в организме вызывает заболевания кожи на ней появляются язвочки.

4.Верно ли утверждение? Обмен веществ между организмами и окружающей средой обязательное условие для сохранение жизни.

А)Да.

Б)Нет.

5. Верно ли утверждение? Полное обновление крови в организме человека происходит в среднем 1 раз за 3 года.

А) Да

Б) Нет.

6. Верно ли утверждение ? За сутки в клетках организма взрослого человека окислению с выделением энергии в среднем подвергается до 150-200 г жира.

А) Да  

Б) Нет

7. Верно ли утверждение? Доставка к клеткам кислорода, необходимого для окисления органического вещества с целью получение энергии, обеспечивается лимфатической системой.

А) Да

Б) Нет

8. Верно ли утверждение? Процессы пластического и энергетического обмена тесно взаимосвязаны и происходят одновременно.

А) Да

Б) Нет

9. Выберите 3 правильных ответа? удаление воды из организма во внешнюю среду осуществляются через:

А) легкие и кожу.

Б) кожу и пищеварительную систему.

В) пищеварительную и выделительную системы.

Г) кровеносную и лимфатическую системы.

Д) Лимфатическую систему и железами внутренней секреции.

10. Выберите 3 правильных ответа? В организме человека за сутки в среднем расщепляется:

А) 125 г белка

Б) 250 г белка

В) 150 г жира

Г) 70 г жира

Д) 450 г углеводов

11. Выберите 3 правильных ответа? Потребность в витаминах у человека увеличивается.

А) при небольших физических нагрузках

Б) при тяжелых физических нагрузках

В) при инфекционных заболеваниях

Г) в период беременности и кормление ребенка грудью

Д) при отсутствии инфекционных заболеваний.

В конце урока самостоятельно заполняют таблицу как закрепление изученного материала.

IV. Закрепление. 

Учащиеся самостоятельно выявляют функции витаминов и проявление гипо или авитаминоз  и в тетрадях зарисовывают таблицу.

Название

витамина

Где

содержится

Значение для

организма

При

недостатке

Выводы:

Из этого урока мы узнали, что;

- витамины необходимые вещества для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

- познакомились функциями витаминов и проявлениями авитаминоза.

- значениями витаминов.

- узнали в каких продуктах содержится витамины и  о болезнях развивающих при недостатке витаминов.

V. Домашнее задание

Изучить текс учебника и прочитать с166-167 и заполнить таблицу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Витамины Разработал учитель биологии Бавун-оол С Д

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся с витаминами, значением витаминов; содержании их в продуктах питания; роль витаминов в обмене веществ. Их связь с ферментами.

Слайд 3

Задачи урока Задачи урока: формировать умения самостоятельно получить нужную информацию; логически мыслить, выяснить значение и функции витаминов. Развивать познавательный интерес через ИКТ. Воспитать самостоятельность, культуру учебного труда.

Слайд 4

Методические рекомендации: На этом уроке вводится понятие о витаминах, авитаминозе, гиповитаминозе, гипервитаминозе. Значение витаминов для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма . В ходе объяснения нового материала, учащиеся посмотрят электронный учебник «Витамины». Затем работают над тестом и выполняют интерактивные задание. В конце урока самостоятельно заполняют таблицу как закрепление изученного материала. И сами делают выводы.

Слайд 5

Ход урока: Опрос. (фронтальный) - Что называют обменом веществ? - Какие вещества и через какие органы поступают в организм? - Какие вещества удаляются и через какие органы? - Что такое пластический обмен? - Что такое энергетический обмен ? - - Изучение нового материала: Просмотр электронного учебника «Витамины». Затем работа над тестовым заданием и интерактивные задании по изученной теме. Закрепление знаний: Самостоятельное заполнение таблицы. Домашнее задание: Изучить текс учебника и прочитать с166-167.

Слайд 6

Витамины Жирорастворимые А ,Д ,Е ,К Водорастворимые В -1,В -2,В -6,В -12,РР ,С и др .

Слайд 7

Работа с новыми понятиями Авитаминоз – заболевание, связанное с отсутствием в пище хотя бы одного из витаминов. Гиповитаминоз – ограниченное поступление витаминов в организм вследствие неправильного питания или нарушение всасывания витаминов из-за болезни желудочно- кишечного тракта. Гипервитаминоз – избыточное поступление витаминов, наблюдаемое при бесконтрольном приеме синтетических витаминных препаратов.

Слайд 8

Выводы: Из этого урока мы узнали, что; - витамины необходимые вещества для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. - познакомились функциями витаминов и проявлениями авитаминоза. - значениями витаминов. - узнали в каких продуктах содержится витамины и о болезнях развивающих при недостатке витаминов.

Слайд 9

Домашнее задание Изучить текст учебника и прочитать с166-167.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Они есть у лошадей и у людей. А без этого они не смогли бы говорить, улыбаться и ржать

Слайд 2

Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ, и среди всего этого где-то еще и сердце помещается.

Слайд 3

Оно бывает должностное, физическое, юридическое, настоящее, первое, второе, румяное, грязное, красивое, дружеское, симпатичное…

Слайд 4

он бывает золотой, фарфоровый, белый, темный, коренной, постоянный, дуплистый, шатающий, острый, вставной, запломбированный.

Слайд 5

Она бывает натуральная, искусственная, выделенная, мебельная, пересаженная, нежная, змеиная, телячья, вот например у меня она нежная...

Слайд 6

Это есть у всех людей. Например, если ты разозлишь маму, то у нее в голове произойдет такая реакция и она кричит: «Уйди отсюдова!», а у моей мамы трое детей, поэтому их у нее не осталось.



Предварительный просмотр:

Биологический калейдоскоп.  

Цель: обобщить, закрепить и углубить знания учащихся, полученные на уроках биологии и в биологическом кружке.

Задачи:

- мотивировать учащихся к самообразованию, способствовать формированию знаний о биологии, ее закономерностях;

- продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за свою команду; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению коллектива;

- способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Структура мероприятия:

1.Организационный момент

2.Ознакомление с этапами игры:

3.Задании на этапах;

4.Подведение итогов, награждение победителей.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с анимацией.

Форма проведения: игра – конкурс.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Участвуют команды 8-х классов из 5 учащихся.  

Игра – конкурс состоит из 6 этапов:

1. Человеческие загадки;

2. Биологические шарады;

3. Словесная анатомия;

4. Биологика «Устами младенца»;

5. Викторина «Забавная анатомия»;

6.Песенная биология;

Этап 1-й. Человеческие загадки:

1.В одной комнатушке соседи живут, одни все кусают, другие жуют. (Зубы)

2.Не любитель он молчать, даже может заскучать, если держат за зубами, кто же он, скажите сами. (Язык)

3. на ночь два оконца сами закрываются, а восходом солнца сами открываются. (Глаза)

4.Верный друг наших глаз, не пропустит пыль и гряз. (Брови)

5.Он нужен для дыхания, еще для обоняния. (Нос)

6.Разных групп у нас она, но на цвет у всех одна. (Кровь)

7. Не считать морщинки чтоб, ты не морщи часто… (Лоб)

8. Кто для блага всех людей, кровью делится своей. (Донор)

9. день и ночь в груди оно, как часы, заведено, будет плохо. если вдруг, прекратится этот стук. (сердце)

10.Пять сыночек у руки, добрые все мальчики, дружбой славятся они, а зовут их… (пальчики).

Этап 2-й. Биологические шарады:

1. Если правильно прочтешь, на лице его найдешь, а прочтешь наоборот он приснится, вот.

 2.Найти меня- простое дело, как не хитри: Я с «Б» - всегда снаружи тела, а с «К» - внутри.

3. С буквой «Е» я на лице, и краснею от мороза, а вот с «У» - плещусь в реке, спиннинг ваш лишь мне угроза.

4.С «У»- она есть у людей, лапой звать то ж у зверей, с «Е» длиннющий водоем, не стоит водица в нем.

5. С буквой «Б» - я в дубраве расту, а вот с «З» мои корни во рту.

6. По первой кровь бежит, струится, вторая Австрии столица.

Этап 3-й.  Словесная анатомия.

Отгадайте слова, содержащие части тела и органы людей и животных.

1.ГОЛОВА_ _ _ _   (хвостатая личинка земноводных).

2.ЧЕРЕП_ _ _       (медлительное пресмыкающееся).

3._РОТ      (подземное насекомоядное).

4._УХО_ _ _ (нарядный ядовитый гриб).

5.ГЛАЗ_ _ _ _ (блюдо из яиц).

6._РОГ_ _ _ (предсказание погоды).

7._ЛАПА_ (деталь сердца, карман).

8. _ _РЕБРО (драгоценный металл).

9._ _БОК (спортивный приз в виде сосуда).

10.ПЕЧЕНЬ_ (сладкое выпечка).

Этап 4-й. Биологика «Устами младенца»; Определите, что это.

1.Они есть у лошадей и у людей. А без этого они не смогли бы говорить, улыбаться и ржать. (Губы)

2.Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ, и среди всего этого где-то еще и сердце помещается. (Живот).

3. Оно бывает должностное, физическое, юридическое, настоящее, первое, второе, румяное, грязное, красивое, дружеское, симпатичное… (Лицо).

4. он бывает золотой, фарфоровый, белый, темный, коренной, постоянный, дуплистый, шатающий, острый, вставной, запломбированный. (Зуб).

5. Она бывает натуральная, искусственная, выделенная, мебельная, пересаженная, нежная, вот например у меня она нежная, змеиная, телячья. (Кожа).

6. Это есть у всех людей. Например, если ты разозлишь маму, то у нее в голове прозойдет такая реакция и она кричит: «уйти отсюдова!» а у моей мамы трое детей, поэтому их у нее не осталось. (Нервы) .

Этап 5-й. Викторина «Забавная анатомия»

1.У кого есть почки, но нет желудка и печени? (у дерева).

2.У кого есть косточки, но нет скелета? (у абрикоса, сливы, и т.д).

3. Из какой чашечки невозможно пить? (коленная чашечка).

4. Кто без языка говорит и поет? (Магнитофон, радио).

5.Кто бежит без ног? (Река).

6. Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломают, шапки срывают? (Ветер)

7.У кого есть голос, а головы и тела нет? (Эхо).

8.Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывет? (Облака).

9. У кого есть ребра, но нет позвоночника? (У куба, пирамиды, призмы).

10. У кого есть усы, но нет лица? (огурца, кабачки, клубники).

Этап 6-й. Песенная биология; познакомиться и подружиться с биологией помогут и популярные, известные песни и романсы. предлагается отгадать пропущенные в песенных текстах биологические термины, понятия и названия. напеть те же песни, в которых встречаются заданные вами названия животных и растений.

1.Рацветали_________и __________

   поплыли туманы над рекой

  Выходила на берег Катюша,

  На высокий берег, на крутой

  Выходила, песню заводила

  Про степного сизого________

  Про того, которого любила,

  Про того чьи письма берегла.

2.Жил-был у бабушки

   Серенький__________

   Вот как, вот как,

   Серенький__________

   Бабушка____________

   Очень любила.

   Вот как, вот как,

   Очень любила.

3.В траве сидел__________

   В траве сидел__________

   Совсем как ____________

   Зелененький он был.

   Представьте себе, представьте себе,

   Зелененький он был.

4.Подведение итогов, награждение победителей. (Жюри подводит итоги игры-конкурса, отмечают участие каждой команды)

Министерство образования и науки  РТ

        

        

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г Шагонара

Рассмотрено              Согласованно                         Утверждено

на заседании              ЗДУВР                                        директор

ШМО________               ______________                          МБОУ СОШ №2

                                                                                          _______________                                              

Рабочая программа туристического кружка 

 «ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»

                                     

                                                                                                                                                                         

       

                                                                                 Составитель:

    Учитель биологии

                                 Бавун-оол С.Д                                                      

                                                           Сроки реализации программы: 2012-2016 гг

                                                           

                                               

Шагонар – 2012

         Содержание программы:

1. Пояснительная записка                                                     стр -1

2. Цель и задачи программы                                                 стр-2

3. Структура учебного занятия                                             стр-3

4. Учебно – методический комплект                                    стр-4

5. Учебно-тематический план по годам обучения             стр-5-12

6. Материально – техническое и методическое  обеспечение

    программы                                                                          стр-13

7. Методическая литература                                                 стр-14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                                                           

XX век продвинул развитие общества во всех сферах на небывалый до этого высокий уровень. Однако одновременно он принес и колоссальные катастрофы самого различного характера. Анализ причин указал  на проявление человеческого фактора, незнания или неумения использовать знания в области безопасности. Человек здравомыслящий, обладающий знаниями в области проблемы безопасности, именно он является активным созидателем в движении вперед, в движении безопасном. Поэтому необходима подготовка людей, владеющих проблемами безопасности на всех уровнях.

Дети в возрасте от 11 – 17  лет достигают наиболее высоких темпов развития физического потенциала в целом. Для них характерным является стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юношей и девушек закладываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Поэтому необходимо привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальных ситуаций не только осуществлять грамотные действия по спасению, оказать помощь попавшим в беду людям, а случае необходимости – руководить  проведением поисково- спасательных работ.

Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению  образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, дополняет и у углубляет программы «ОБЖ», «Биология», «Технология», «Краеведение», «Физическая культура».

Программа кружка рассматривает темы,  касающиеся подготовки и осуществления, как простого туристического похода, так и сложного, опасного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов  продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях, например в зоне ближайшего стихийного бедствия.

Кроме того, программа предусматривает особенности перемещения  и выживания в различных климатических зонах, на морях и океанах, знания о животных и растениях, представляющих опасность для человека. Содержит информацию об оказании первой помощи при болезнях и несчастных случаях, от которых, не застрахован не один путешественник.  А также, разъясняет  особенности горных, водных, велосипедных и лыжных походов.

Учитывая  тягу молодых людей этого возраста к состязательности, романтике и высокую степень социализации личности программа кружка «Школа выживания» предполагает    проводить  общешкольные соревнования типа преодоления спортивно- туристической  полосы препятствий, проведения поисково – спасательных работ, а также различного рода «Школ выживания», многодневные и однодневные туристические походы в теплый и холодный периоды года.  

Благодаря полученным знаниям, школьники будут  учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среде, в которой они живут.

Программа кружка  – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд бодрости  и творческое удовлетворение.  

        Готовясь к походу, большинство работ выполняется  вместе с членами семьи, друзьями,  что ведет к более тесному контакту.

         В подготовке к занятиям необходимо использовать различного рода литературу: научную, научно-популярную, художественную, местную и периодическую печать, справочники и др.

Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии, творческие дела, подготовка докладов, сообщений, умение планировать и организовывать походы, спасательные работы, фантазировать, составлять экспозиции из природного материала, изготавливать поделки из различных материалов, благоустраивать территорию  с учетом наиболее экономичного и экологически чистого использования представленного вокруг материла, получения наибольшей отдачи от вложенного своего труда.

В течение работы кружка будет периодически оформляться стенд «Школа безопасности», книжки-раскладушки, папки по темам, летопись кружка.

Кружок «Школа выживания» - это детское объединение ребят.    В котором   воспитываются такие качества: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные качества, самостоятельность, организованность.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

  • Формирование у ребят навыков безопасного поведения в природных условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; обучение навыкам выживания в экстремальных условиях.

ЗАДАЧИ:

  • формировать знания о человеке как целостной  биологической системе, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности;
  • формировать ответственное отношение к окружающей среде;
  • следить за развитием умственного, физического, экологического здоровья;
  •  обучение практическим умениям и навыкам для обеспечения безопасности учащихся;
  • Защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях;
  • Приобщение к здоровому образу жизни.

Курс рассчитан на 3 года обучения. Материал программы может быть предложен для освоения  учащимися 5 – 10 –х классов общеобразовательной школы.   Кружок «школа выжиания» могут посещать ребята, проявляющие интерес к туризму.

        Программа призвана расширить теоретическую базу знаний  образовательных областей: «Биология», «Экология», «Естествознание», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Физическая культура» и осуществляет возможность для их практического применения.

Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается контрольными вопросами, тестами, викторинами, смотрами знаний в течение всего учебного времени. А в конце учебного года защитой творческой работы (согласно уровню обучения), организацией и проведением туристического похода.

         Предполагаемая программа способствует социализации личности, влияет на оздоровление, физическое и психическое развитие личности.        Программа предусматривает участие детского объединения в районных и областных НПК, слетах.

Объем материала подобран и  рассчитан на проведение занятий  по 1 час   в неделю

 ( Количество обучающихся в группе может быть 15человек.

НА ЗАНЯТИЯХ  ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ  СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

  1. Умение работать с разной литературой.
  1. Писать доклады, выступать с ними перед другими ребятами.
  2. Оформлять выставки, стенды, альбомы, книжки-раскладушки, изготавливать
    поделки.
  1. Проводить, организовывать походы, игры, мероприятия.
  2. Выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях, сознательное отношение к личной безопасности.
  3. Укрепить приобретенные способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих условиях.
  4. Оказывать первую помощь пострадавшим.

Данная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Основной идеей в подаче материала является личностно – ориентированный подход, необходимый для развития творчества, ответственности.

Формы и методы организации работы кружка:  экскурсионная, трудовая, оформительская, игровая,  исследовательская, проектная, практическая, двигательная, художественно-творческая, бытовая, экспериментальная, общение.

                

                

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Вид учебно-творческой деятельности

Время

(минут)

Формулирование целей  и задач занятия

5

Основное содержание

20

Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся во время проведения кружкового занятия

20

Отдых, подвижные игры

15

Консультация

10

Отработка практической  части  по теме занятия

25

Контроль знаний по теме занятия

20

Подведение итогов занятия

5

Учебно-методический комплект,

необходимый для занятий с кружковцами:

Список обязательного личного снаряжения

Медаптечка

1 набор

Ремнабор

1 набор

Часы механические

2 шт.

Компас (жидкостной спортивный)

4 шт.

Палатки с тентами и стойками     на 8 чел

с учетом их вместимости

Костровые принадлежности

1 комплект

Тент для кухни

1 шт.

Варочная посуда

1 комплект

Топор

1 шт.

Пила

1 шт.

Фонарь электрический

4 шт.

               

Список обязательного командного снаряжения

Система страховочная

1 комплект

Компас

1 шт.

Карабин с муфтой

3 шт.

Блокировка 10 мм х Зм.

1 шт.

Репшнур с! = 6 мм х 2,5 м.(петли пруссика)

2 шт.

Противогаз

1 шт.

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

1 шт.

Рукавицы брезентовые

1 пара

Каска

1 шт.

Спортивная форма, закрывающая локти и колени

1 компл.

Тесты, контрольные работы

15 шт.

Дидактические и наглядные пособия

1 компл

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го  года обучения.

№П/П

Тематика

Количество  часов

теория

практика

всего

Введение. Организация работы кружка.

1

-

1

Основные виды туризма. Обязанности членов туристической группы.

1

1

2

Основные правила укладки рюкзака. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки.

1

1

2

Устройство карабина и страховочной системы.

1

1

2

Основные способы звуковой сигнализации.

1

1

2

Основные виды костров.

1

1

2

Топографические карты и знаки

1

1

2

Устройство компаса

1

1

2

Способы ориентирования

1

1

2

Правила передвижения по пересеченной местности

1

1

2

Личное снаряжение

1

1

2

Основные виды узлов

1

1

2

Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь

1

1

2

Основные меры безопасности в походе

1

1

2

Техника пешеходного туризма

1

1

2

Сбор и обработка краеведческого материала

1

1

2

Организация социально значимой работы в походе

1

1

2

Разработка маршрута однодневного похода

1

1

Защита проекта: «Организация похода»

1

ВСЕГО:

17

18

35

1-й год обучения

(Туристы)

Общее количество часов

 теория

Практика

1.

Введение. Организация работы кружка.

1

-

2.

Основные виды туризма. Обязанности членов туристической группы.

Обязанности руководителя, штурмана, санитара, кострового ит.д

Практическая часть: составление плана работы согласно обязанностям в походе.

1

1

3.

Основные правила укладки рюкзака. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки.

Практическая часть: самостоятельно уложить  рюкзак, отрегулировать его по спине и осуществлять его элементарный ремонт.

1

1

4.

Устройство карабина и страховочной системы.

Практическая часть: отработка практических навыков использования карабина, страховки, обвязки.

1

1

5.

Основные способы звуковой сигнализации.

Практическая часть: подача сигналов различными способами, выработка условных сигналов в туристической группе.

1

1

6.

Основные виды костров.

Практическая часть: отработка практических навыков по укладыванию и разведению шести типов костров, тушение тремя способами, заготовка сушняка, и дров, техника безопасности при использовании спичек..

1

1

7.

Топографические карты и знаки.

Практическая часть: отработка практических навыков по составлению плана-схемы маршрута, прохождению маршрута по плану, карте, ориентирование по карте.

1

1

8.

Устройство компаса. Стороны света, градусность.

Практическая часть: отработка практических навыков ориентирования с помощью компаса.

1

1

9.

Способы ориентирования. Ориентирование по солнцу, приметам ит.д

Практическая часть: отработка практических навыков и способов ориентирования.

1

1

10.

Правила передвижения по пересеченной местности. Техника передвижения по равнине, травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по болоту, камням.

Практическая часть: отработка практических навыков передвижения по пересеченной местности и использование самостраховки.

1

1

11.

Личное снаряжение. Перечень личного снаряжения, специальное снаряжение и требования к нему.

Практическая часть: отработка практических навыков по умению подбирать одежду, обувь в зависимости от погоды и похода.

1

1

12

Основные виды узлов: морской, встречный, скользящий, рифовый, восьмерка и т.д.

Практическая часть: отработка практических навыков по распознаванию и завязыванию узлов.

1

1

13

Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Признаки здоровья и болезни, основные факторы влияющие на здоровье.

Практическая часть: отработка практических навыков по оказанию первой медицинской  помощи при различных заболеваниях.

1

1

14

Основные меры безопасности в походе. Объективные(не менее четырех) и субъективные (не менее шести) опасности в походе.

Практическая часть: отработка практических навыков по выбору безопасного места для привала и ночлега.

1

1

15

Сбор и обработка краеведческого материала.

Практическая часть: отработка практических навыков по сбору и обработке краеведческого материала, вести краеведческие наблюдения, делать краткие записи.

1

1

16

Организация социально значимой работы в походе.

Практическая часть: кормить птиц, очистить поляну, возложить цветы к памятнику, оказать помощь пожилым людям, сбор лекарственных трав и т.д

1

1

17

Правила составления отчета о походе в соответствии с занимаемой должностью.

Практическая часть: составление маршрутной ленты, сбора коллекции, фотоотчет, краткие записи, и т.д

1

1

18

Разработка маршрута однодневного похода.

Практическая часть: составление меню, расфасовка и упаковка продуктов, составление маршрута похода, распределение должностных обязанностей.

       1

19

Защита проекта: «Организация похода»

1

ИТОГО:

17

18

Всего:

35

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го  года обучения.

№П/П

Тематика

Количество  часов

теория

практика

всего

1.

Введение .Организация работы кружка.

1

-

1

2.

Подготовка к походу

1

1

2

3.

Пеший поход

1

1

2

4.

Горное путешествие

1

1

2

5.

Путешествие по водным видам

1

1

2

6.

Лыжное путешествие

1

1

2

7.

Велосипедное путешествие

1

1

2

8.

Основы ориентирования

1

1

12

9.

Автономное существование и выживание

1

1

2

10.

Особенности автономного существования, путешествия и ориентирования в различных климатических зонах

1

1

2

11.

Стихийные бедствия

1

1

12.

Животный и растительный мир представляющий опасность для человека

1

1

2

13.

Профилактика и помощь при отравлениях и укусах

1

1

1

14.

Медицинская помощь и профилактика заболеваний и несчастных случаев

1

1

2

15.

Защита проекта: «Организация похода»

-

2

2

16.

Итоговое тестирование. Подведение итогов

1

1

2

17.

Мероприятия  подготовка к проведению конкурса «Школа выживания»

2

2

4

   

ВСЕГО:

17

17

34

                                 

2-й год обучения

(Туристы)

Общее количество часов

 теория

Практика

1.

Теоретическая часть: Введение. Организация работы кружка. Техника безопасности. Выбор старосты. Распределение обязанностей.

1

-

2.

Подготовка к походу. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Подбор продуктов 

Практическая часть: организация и подготовка к походу, укладывание рюкзака, составление перечня необходимых вещей для похода, сбор группового снаряжения.

1

1

3.

Теоретическая часть: Пеший поход. Порядок и интенсивность движения на маршруте. Преодоление болота и водных препятствий. Малый и большой привал. Выбор и заготовка дров. Разведение костра. Личная гигиена. Полезные советы. Питание в путешествии. Сворачивание лагеря. Народные приметы.

Практическая часть: пеший поход, ведение дневника, фотоархив

1

1

4.

Теоретическая часть: Горные путешествия. Снаряжения. Особенности режима и порядок движения. Веревки и узлы. Основные правила безопасности при движении в горах. Поиск воды и пищи в горах.

Практическая часть: отработка практических навыков  завязывания узлов, правил безопасности поведения в горах.

1

1

5.

Теоретическая часть: Водное путешествие. Снаряжение. Подготовка лодки к путешествию. Особенности режима и порядка движения. Загрузка лодок и маневры. Туристский сплав на плотах. Основные естественные и искусственные препятствия. Аварии и их ликвидации. Организация безопасности.

Практическая часть: Тестирование.

1

1

6.

Теоретическая часть: Лыжное путешествие. Снаряжение.  Пропитка и смазка. Особенности режима и порядка движения. Подъемы, спуски, торможения, повороты. Ремонт лыж.

Практическая часть:  Практическая работа по составлению маршрута с учетом все тонкостей путешествия.

1

1

7.

Теоретическая часть: Велосипедное путешествие. Снаряжение. Организация движения. Распорядок дня.   Уход за велосипедом в пути. Ремонт.

Практическая часть: Практическая работа по уходу и ремонту велосипеда.

1

1

8.

Теоретическая часть: Основы ориентирования. Работа с картой, компасом.   Определение расстояний. Определение высоты. Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам. Определение сторон горизонта по расстояниям и поведению животных. Определение  сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру и снегу.

Практическая часть: Практические работы:  «Определение сторон горизонта  по   постройкам. Ориентирование по звуку, по свету, по следам».

1

1

9.

Теоретическая часть: Автономное существование и выживание. Аварийное приземление самолета в безлюдной местности. Переправа в условиях автономного существования. Движение по снежной равнине в течение  нескольких дней. Поиск и очистка воды. Охота. Рыбная ловля. Способы хранения пищи в путешествии. Дикорастущие растения  пригодные для пищи. Способы добывания огня без спичек. Защита ног в экстремальных условиях.

Практическая часть: отработка практических навыков  в пешем походе. Игра: «Автономное существование в природе».

1

1

10.

Теоретическая часть: Особенности автономного существования, путешествия и ориентирования в различных климатических зонах.  Арктика. Антарктика. Антарктида. Тундра. Лесотундра. Тайга. Пустыня. Джунгли. Моря и океаны. Ориентирование в лесу,  в степи.

Практическая часть:  Игра: « Путешествие в пустыне».

1

1

11.

Теоретическая часть: Стихийные бедствия. Наводнения. Землетрясения. Пожар. Гроза. Зона радиоактивной опасности.

Практическая часть:  Тестирование.

1

12

Теоретическая часть:Животный и растительный мир представляющий опасность для человека. Комары и москиты. Клещи. Пчелы и осы. Мухи и муравьи. Блохи и вши. Пауки. Сороконожки и гусеницы. Пиявки и глисты. Ядовитые змеи и ящерицы. Опасные ядовитые морские животные. Хищные животные. Опасные млекопитающие. Ядовитые растения.

Практическая часть: викторина по пройденной теме.

1

1

13

Теоретическая часть: Профилактика и помощь при отравлениях и укусах. Первая помощь при   змеином укусе. Меры профилактики и оказание первой помощи после ожогов медуз и уколов ядовитых рыб. Помощь при отравлении. Картина отравления ядовитыми грибами.  Помощь при отравлении  грибами.

Практическая часть: отработка навыков при различных укусах и инфекциях, оказание первой помощи пострадавшему. Тестирование.

1

1

14

Теоретическая часть:Медицинская помощь и профилактика заболеваний и несчастных случаев. Ранения и кровотечения. Переломы, вывихи, ушибы, сотрясение мозга. Шок. Способы транспортировки пострадавшего, наложение повязок. Несчастный случай на воде. Ожоги. Переохлаждения. ЖК заболевания. Простуда. Горная болезнь. Полезные советы. Походная аптечка.

Практическая часть: отработка практических навыков. Тестирование.

1

1

15

Защита проекта: «Организация похода»

2

16

Итоговое тестирование. Подведение итогов

1

1

17

Мероприятия и подготовка к проведению конкурса «Школа выживания»

2

2

ИТОГО:

17

17

Всего:

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-го  года обучения.

№п/п

Тематика

Количество  часов

теория

практика

всего

1.

Введение. Организация работы кружка.

1

-

1

2.

Этапы и уровни подготовки спасателей

1

2

3

3.

Краткая характеристика стихийных бедствий в Улуг-Хемском кожууне

1

1

2

4.

Способы обеспечения безопасности человека, полоса препятствий «Юный спасатель»

1

1

2

5.

Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях -

«Телефон спасения 01»

1

1

2

6.

Маршрут выживания.

1

2

3

7.

Способы ориентирования.

1

2

3

8.

Топография, топографические знаки, карты, масштаб - «Поляна заданий»

2

1

3

9.

Личное и общественное снаряжение для многодневного похода.

1

1

2

10

Калейдоскоп чрезвычайных ситуаций (творческо-художественное оформление)

2

2

4

11

Основы здорового образа жизни и медицинская подготовка.

2

1

3

12

Участие в кожууном слете-соревновании «Школа выживания»

1

1

2

13

Подведение итогов

1

1

2

14

Мероприятия и подготовка к конкурсу «Юный спасатель»

1

1

2

ВСЕГО:

17

17

34

3-й год обучения

(Юные  спасатели)

Общее количество часов

 теория

практика

1.

Введение. Организация работы кружка.

Техника безопасности. Выбор старосты. Распределение обязанностей.

1

-

2.

Этапы и уровни подготовки спасателей. Квалификационные требования к спасателям.

Практическая часть: тестирование, отработка полученных знаний. 

1

2

3.

Краткая характеристика стихийных бедствий в Омской области.

Практическая часть: тестирование, правила поведения в зонах особого внимания, экологические катастрофы

1

1

4.

Способы обеспечения безопасности человека, полоса препятствий «Юный спасатель».

Практическая часть: отработка навыков по страховочным системам ,перенос пострадавшего при помощи подручных средств, преодоление навесной переправы, узлы, преодоление траншеи, международные сигналы бедствия и т.д

1

1

5.

Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях - «Телефон спасения 01».

Практическая часть: отработка навыков на полосе препятствий «Пожарная эстафета»

1

1

6.

Маршрут выживания.

Практическая часть: отработка навыков на полосе препятствий: подъем по команде, движение по легенде, переправа по бревну, преодоление бабочки, преодоление заболоченного участка и т.д

1

      2

7.

Способы ориентирования. Курвиметр. Глазомер. Виды масштабов. Типы компасов.

Практическая часть: отработка навыков по определению сторон горизонта, времени по компасу, условные обозначения, определять азимут, ориентировать карту по компасу и т.д

1

2

8

Топография, топографические знаки, карты, масштаб –

«Поляна заданий».

Практическая часть: отработка навыков определению расстояний по карте, другим предметам, определение лекарственных и ядовитых растений, топографические знаки, координаты и т.д

2

1

9

Личное и общественное снаряжение для многодневного похода. Специальное снаряжение (репшнур, альпеншток, жюмар, тендем и т.д)

Практическая часть: отработка навыков по сбору личного и отрядного снаряжения, требования к нему с учетом погодных условий, мелкий ремонт одежды, осуществление сушки обуви и одежды, свертывание лагеря,  

1

1

10

Калейдоскоп чрезвычайных ситуаций (творческо-художественное оформление).

Практическая часть: составление программы КВН, девиза, речевки и т.д

2

2

11

Основы здорового образа жизни и медицинская подготовка.

Практическая часть: отработка основного алгоритма действий по оказанию первой медицинской помощи

2

1

12

Участие в областном слете-соревновании «Школа выживания»

1

1

13

Подведение итогов

1

1

14

Мероприятия ДООЦ и подготовка к ним

1

1

ИТОГО:

17

17

ВСЕГО:

34

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Занятия проводятся в кабинете ОБЖ  и на прилегающей территории, пришкольном участке.

        В кабинете есть необходимая литература по данной теме. Оборудованы рабочие места, имеется самое простое туристическое снаряжение (компасы, рюкзаки, палатки, лопатки) средства индивидуальной защиты (5), медицинская аптечка (1), спортивный инвентарь (4).

Методическое обеспечение программы:

  • викторины и творческие задания по основным темам;
  • экзаменационный материал для проверки знаний;
  • перечень практических работ;
  • программы проведения различных соревнований;
  • специальная и методическая литература.

Занятия проводятся  различными методами обучения – частично – поисковый, проблемный, исследовательский, проектный.

Наименование оборудования

Кол-во (шт)

Противогаз ГП-7(размер 3)

1

Респиратор Р-2

1

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-11

1

Аптечка индивидуальная АИ-2

1

Защитный костюм ОЗК

1

Сумка санитарная

1

Носилки санитарные

1

Страховочная система Универсальная «Стандарт»

7

Верёвка страх-спасательная 10мм стат. (Коломна)

200

Карабин «Иремель»

30

Рюкзак

7

Жумары

2

Компасы

1

Ремнабор

1

Медицинская аптечка

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Ганопольский В.И., Организация и подготовка спортивного туристского похода.,- М.,1986
  2. Коструб А.А., Медицинский справочник туриста.  -М 1997
  3. Куприна Л.Е., Азбука туриста – эколога.  - М .,1991
  4. Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983
  5. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2003 №1-12
  6. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. – М., 1996
  7. Энциклопедия туриста. – М., 1993

                           

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Алешин В.М., Серебрянников А.В., Туристская топография. – М., 1985
  2. Антропов К., Расторгуев М., Узлы. – М., 1994
  3. Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. – М.,1989
  4. Бардин К.В., Азбука  туризма. – М., 1981
  5. Бубнов В.Г.,  Основы медицинских знаний.- М., 1999
  6. Садикова Н.Б Школа выживания – Минск 2005
  7. Энциклопедия -  Я познаю мир  «Природа». – АСТРЕЛЬ.,  М., -2002



Предварительный просмотр:

Министерство образования науки  РТ

Разработал: учитель биологии

Бавун – оол   С  Д

Шагонар 2016 г

Урок№29

Крови, ее состав и функции.

Цель урока: Познакомить учащихся с составом, строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.

Задачи урока:  1.формировать умения самостоятельно получить нужную информацию; логически мыслить, выяснить значение крови в целом.

                              2.Развивать познавательный интерес через ИКТ.

                              3.Воспитать самостоятельность, культуру учебного труда.

В соответствии целью и задачами урока выбран содержание, методы и формы урока.

Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование ИКТ, развитие творческой активности через практическую работу.

Методы и формы: Объяснение нового материала, лабораторно-практическое занятие, наглядные, словесные методы.

Форма контроля: Фронтальный опрос, проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские, тестирование.

Средства: компьютер, проектор, микроскопы, микропрепараты.

Оборудование: Микроскопы, цифровой микроскоп, микропрепараты крови человека, электронный учебник «Кровь»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

     II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя. Знакомство с целями и задачами урока.

Урок начинается с объяснением новой темы, так как на прошлом уроке учащиеся выполнили проверочную работу. Проверочная работа проанализирована. Урок связан с предыдущей темой в соответствии с его содержанием.

    На этом уроке вводится понятие о единстве элементов внутренней среды и отмечается ее постоянство. Значение этого постоянства и механизмы его поддержания на этом уроке  рассматривать не стоит. Это можно сделать потом, когда учащиеся узнают о функциях внутренних органов. «Кровь, надо знать, совсем особый сок» - говорил Мефистофель. В этих словах отражается мистическое верование в кровь как нечто таинственное, а некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним тем же. Действительно, кровь- самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее

условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

  Особое значение урока заключается  в применении электронного учебника «Кровь» и цифрового микроскопа.

          В ходе объяснения нового материала, учащиеся посмотрят электронный учебник «Кровь». Этот электронный учебник включает последовательный набор блоков, ключевых проблем по теме, задания для учеников. После того как учащиеся посмотрят электронный учебник сами делают выводы, быстрее и охотнее. А теперь посмотрим электронный учебник «Кровь».  

Затем в тетрадях пишут схему между паузами.

Под руководством учителя выявляют функции крови и в тетрадях зарисовывают схему.

Затем работа над тестовым заданием и интерактивные задании по изученной теме, при помощи электронного учебника.

 Вопросы

1.Образуется в красном костном мозге, циркулирует около 7 дней, затем разрушаются в селезенке и местах повреждения кровеносных сосудов?

А) лейкоциты  

Б) тромбоциты

В) эритроциты

Г) лимфоциты.                                    

2.Внутреннюю среду организма составляет?

А) кровь и лимфа

Б) кровь и тканевая жидкость

В) тканевая жидкость и лимфа

Г) кровь, тканевая жидкость и лимфа

3.1м крови содержится?

А) 4-9 тыс

Б) 4-5,5 млн

В) 200-300 тыс

Г) 0,5-1 млн

4.Питательная функция крови заключается?

А) Доставке конечных продуктов метаболизма, из тканей в органам выделения и разрушения.

Б) Переносе гормонов и биологически активных веществ

В) Переносе кислорода от легких к органам тканям.

Г) Переносе питательных веществ от органам пищеварения к органам и тканям

5.От общего объема плазма составляет?

А) 40-45

Б) 90-92

В) 6,5-8

Г) 55-60

6.В зрелом состоянии не имеют ядер?

А) лейкоциты  

Б) тромбоциты

В) эритроциты

Г) лимфоциты

7.Заболевание которое нарушается свертывание крови?

А) анемия

Б) пневмония

В) гемофилия

Г) гипертония

8.Явления фагоцитоза открыл?

А) В И Вернадсий

Б) И И Мечников

В) И М Сеченов

Г) И П Павлов

В конце урока выполняют лабораторную работу как закрепление изученного материала.

Закрепление урока:

Лабораторная работа: Микроскопическое строение крови человека

Оборудование: готовые микропрепараты крови человека, микроскопы.

Ход работы: Подготовьте микроскоп к работе и установите увеличение объектива 40 х. рассмотрите препарат, найдите клетки крови и зарисуйте их. В то время учитель на экране четко показывает строение крови при помощи цифрового микроскопа. ( все форменные элементы крови хорошо видны)

Выводы:

Из этого урока мы узнали, что кровь состоит из клеток крови.

Познакомились функциями крови и внутренней средой организма.

Значениями гемоглобина, свертывание крови, фибрина и фибриногена.

Узнали о болезнях крови.

Домашнее задание

Изучить п 14 и прочитать с116-119.

 Выполнить в рабочей тетради работу № 49-50.

Разработал учитель биологии

Бавун – оол   С  Д

Шагонар 2010 г

Урок № 50

Витамины

Цель урока: Познакомить учащихся с витаминами,  значением витаминов; содержании их в продуктах питания; роль витаминов в обмене веществ. их связь с ферментами.

Задачи урока:  1.формировать умения самостоятельно получить нужную информацию; логически мыслить, выяснить значение витаминов в целом.

                              2.Развивать познавательный интерес через ИКТ.

                              3.Воспитать самостоятельность, культуру учебного труда.

Оборудование: Электронный учебник «Витамины».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Опрос.

А. Фронтальный:

- Что называют обменом веществ?

- Какие вещества и через какие органы поступают в организм?

- Какие вещества удаляются и через какие органы?

- Что такое пластический обмен?

- Что такое энергетический обмен ?

- Как происходит обмен жиров, углеводов и белков ?

- Как происходит обмен воды и минеральных солей?

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

Знакомство с целями и задачами урока, на уроке мы посмотрим электронный учебник «Витамины».

Витамины (от лат. «вита»-жизнь) – это биологически активные вещества, синтезирующие в организме или поступающие с пищей. которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Известно более 25 витаминов. Обозначают их буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т.д.

Авитаминоз – заболевание, связанное с отсутствием в пище хотя бы одного из витаминов.

Гиповитаминоз – ограниченное поступление витаминов в организм вследствие неправильного питания или нарушение всасывания витаминов из-за болезни желудочно- кишечного тракта.

Гипервитаминоз – избыточное поступление витаминов, наблюдаемое при бесконтрольном приеме синтетических витаминных препаратов.

Помимо известных вами витаминов еще существует витамин РР, где содержится в дрожжах, неочищенном рисе, печени, яичном желтке также в молоке. основная функция это обеспечение нормального протекание окислительно-восстановительных процессов и участвуют в образовании гормонов надпочечников. При недостатке приводит к нарушению пищеварительной системы, где кожа темнеет и покрывается язвочками.

     Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию, зрение тут же начало возвращаться». А теперь вопрос к вам.

О каком витамине идет речь? Почему не помогло сосновые иглы?

Затем работа над тестовым заданием и интерактивные задании по изученной теме, при помощи электронного учебника.

 

Вопросы

1.Выберите 3 правильных ответа. Энергию, необходимую для осуществления жизненных процессов, организм получает из продуктов питания а именно?

А) из органических веществ животного происхождения  

Б) из органических веществ растительного происхождения

В) из органических веществ грибов

Г) из воды

Д) из минеральных веществ                                    

2. Выберите 3 правильных ответа. Заболевания, вызванные отсутствием необходимого витамина - это?

А) чума.

Б) бери-бери

В) рахит

Г) холера

Д) цинга

3. Выберите 3 правильных ответа. Витамин РР.

А) необходим для протекания в организме окислительно-восстановительных процессов.

Б) участвует в процессе обмена кальция и фосфора.

В) без него нарушается процесс образования гормона надпочечников.

Г) его отсутствие приводит к «куриной слепоте».

Д) его недостаток в организме вызывает заболевания кожи на ней появляются язвочки.

4.Верно ли утверждение? Обмен веществ между организмами и окружающей средой обязательное условие для сохранение жизни.

А)Да.

Б)Нет.

5. Верно ли утверждение? Полное обновление крови в организме человека происходит в среднем 1 раз за 3 года.

А) Да

Б) Нет.

6. Верно ли утверждение ? За сутки в клетках организма взрослого человека окислению с выделением энергии в среднем подвергается до 150-200 г жира.

А) Да  

Б) Нет

7. Верно ли утверждение? Доставка к клеткам кислорода, необходимого для окисления органического вещества с целью получение энергии, обеспечивается лимфатической системой.

А) Да

Б) Нет

8. Верно ли утверждение? Процессы пластического и энергетического обмена тесно взаимосвязаны и происходят одновременно.

А) Да

Б) Нет

9. Выберите 3 правильных ответа? удаление воды из организма во внешнюю среду осуществляются через:

А) легкие и кожу.

Б) кожу и пищеварительную систему.

В) пищеварительную и выделительную системы.

Г) кровеносную и лимфатическую системы.

Д) Лимфатическую систему и железами внутренней секреции.

10. Выберите 3 правильных ответа? В организме человека за сутки в среднем расщепляется:

А) 125 г белка

Б) 250 г белка

В) 150 г жира

Г) 70 г жира

Д) 450 г углеводов

11. Выберите 3 правильных ответа? Потребность в витаминах у человека увеличивается.

А) при небольших физических нагрузках

Б) при тяжелых физических нагрузках

В) при инфекционных заболеваниях

Г) в период беременности и кормление ребенка грудью

Д) при отсутствии инфекционных заболеваний.

В конце урока самостоятельно заполняют таблицу как закрепление изученного материала.

IV. Закрепление. 

Учащиеся самостоятельно выявляют функции витаминов и проявление гипо или авитаминоз  и в тетрадях зарисовывают таблицу.

Название

витамина

Где

содержится

Значение для

организма

При

недостатке

Выводы:

Из этого урока мы узнали, что;

- витамины необходимые вещества для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

- познакомились функциями витаминов и проявлениями авитаминоза.

- значениями витаминов.

- узнали в каких продуктах содержится витамины и  о болезнях развивающих при недостатке витаминов.

V. Домашнее задание

Изучить текс учебника и прочитать с166-167 и заполнить таблицу.

Министерство образования науки и молодежной политики РТ

Разработал: Бавуу М.Э.

 учитель биологии Iквал. кат.

МОУ СОШ №2 г.Шагонара

Шагонар 2008 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по внеурочной деятельности. Английский язык. Тема «Профессии». 2 класс.

Занятие расчитано для учащихся школ с углубленным изучением английского языка (2-ой год обучения)....

Разработка урока по внеурочной деятельности

Что такое гигиена,Знают кошка и гиена,Бурый мишка, мишка белый,Еж, собака и пчела,Что всегда не грех помыться,Вымыть лапы и копытца,Ну, а после можно смелоПриниматься за дела!...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Зачем нужен распорядок дня" 6 класс

Разработка урока основана на закреплении материала по теме "Личная гигиена"...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....

Учебно методическая разработка РП по внеурочной деятельности "Путь к граматности" для 7 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности "Путь к грамотности" по общеинтеллектуальному направлениюдля 7 класса Ф.И.О. составителя программы: Евтушевская Светлана АнатольевнаСрок реализаци...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Методические разработки к занятиям внеурочной деятельности «Волейбол» для обучающихся 5-9 классов

Методический материал дает общее представление об особенностях проведения внеурочных занятий по волейболу на начальном этапе....