Учебно методическая разработка РП по внеурочной деятельности "Путь к граматности" для 7 класса
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Путь к грамотности"
по общеинтеллектуальному направлению
для 7 класса
Ф.И.О. составителя программы: Евтушевская Светлана Анатольевна
Срок реализации:1 год
Количество часов по плану:34 часа(1 час в неделю)
Направленность рабочей программы.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 7 классе.
Цель рабочей программы: создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Задачи рабочей программы:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения на основе знания орфографических, пунктуационных, орфоэпических норм русского языка
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
- формирование социально адекватных способов поведения
- формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- формирование умения решать творческие задачи.
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vud._put_k_gramotnosti_7v.docx | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ лицея № 395 Протокол от ___________ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ лицея № 395 _______________________________ С.П. Сергеева приказ от ______________ г. № ____ |
РАССМОТРЕНО
Протокол № ___
Заседанием методической кафедры ГБОУ лицея 395 Санкт-Петербурга
Руководитель методической кафедры - __________________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР ГБОУ лицея 395 Санкт-Петербурга
/ /
« ___»______________ 20____г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Путь к грамотности"
по общеинтеллектуальному направлению
для 7 «а,б» класса
на 2019 – 2020 учебный год
Ф.И.О. составителя программы: Евтушевская Светлана Анатольевна
Срок реализации:1 год
Квалификационная категория: первая
Количество часов по плану:34 часа(1 час в неделю)
Санкт-Петербург
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа курса «Путь к грамотности» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 г.№ 273-Ф3
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ОООв 2015-2016 уч. году»
- Методическими рекомендациями ГБУ дополнительного профессионального образованияСанкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования, Института общего образования, Кафедры основного и среднего общего образованиядля руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования», 2017
- Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ лицея №395 на 2019-2020 учебный год
- Учебным планом ГБОУ лицея №395 на 2019-2020 учебный год
- Направленность рабочей программы.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 7 классе.
- Цель рабочей программы: создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
- Задачи рабочей программы:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения на основе знания орфографических, пунктуационных, орфоэпических норм русского языка
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
- формирование социально адекватных способов поведения
- формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- формирование умения решать творческие задачи.
- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
- Актуальность программы (отличительные особенности программы внеурочной деятельности от образовательных программ)
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Курс «Путь к грамотности» является закономерным продолжением урока, его дополнением.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-13 лет
- Срок реализации программы: 1 год
Форма организации – занятия во внеурочное время.
Курс рассчитан на 34 часа: 1 ч в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.
- Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
- научности;
- наглядности;
- индивидуального подхода к учащимся;
- последовательности и систематичности в изложении материала;
- преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- связи теории с практикой;
- доступности;
- занимательности.
9. Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные;
- парные
10. Виды деятельности:
- теоретические (лекция, устный журнал, учёный совет);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
11. Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
- викторины;
- лингвистические игры;
- орфографическое лото;
- турниры;
- исследование;
- защита проектов
12.Ведущими технологиями в учебном процессе являются:
- технология проблемно-диалогического обучения
- технология развития критического мышления
- технологии личностно-ориентированного обучения
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
13. Формы и виды контроля (способы определения результативности):
Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
14. Формы подведения итогов реализации программы
Курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).
15. Содержание программы.
Организационное занятие. Путь к грамотности.1ч.
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Путь к грамотности в 7 классе»
Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес. 1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов)
Тема 2. Необычные правила.1ч. (Работа с изученными школьными правилами.Создание новых формулировок правил)
Тема 3. Путеводные звёзды орфографии.1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов)
Тема 4. Тайно слово родилось.1ч. (Практическое занятие, определение, как рождаются причастия)
Тема 5. Новая часть речи – причастие. 1ч.(Использование причастий в тексте. Конкурс-игра «Что там за слово?»)
Тема 6. Хитрая часть речи: признаки глагола и прилагательного.1ч. (Роль его в речи и на письме.Работа с текстом)
Тема 7. Обособление причастного оборота1ч. (КАТ)
Тема 8. Различай и отличай.1ч. (НЕ с различными частями речи.Дидактические игры и упражнения)
Тема 9. Поиск нужного слова.1ч. (Словообразование страдательных и действительных причастий.Игра- конкурс «Кто больше?»)
Тема 10. Поиск нужного слова 1ч. (Словообразование страдательных и действительных причастий.Сочинения-миниатюры о причастиях)
Тема 11. Различай и отличай. 1ч. (Одна и две Н в причастиях и отглагольных прилагательных.Лингвистические игры «Давайте поиграем»)
Тема 12. Тайно слово родилось.1ч. (Практическое занятие, определение, как рождаются краткие причастия)
Тема 13. Судьба слова.1ч. (Лингвистические игры.«Происхождение слов»)
Тема 14. Проще простого или сложнее сложного.1ч. (Составление предложений с причастиями и причастными оборотами)
Тема 15. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 16. Деепричастие как часть речи. 1ч. (Деепричастия. Работа с деформированными текстами.Лингвистическое лото.)
Тема 17. Образование бывает разным. 1ч. (Способы образования деепричастий. Решение
лингвистических примеров и задач.)
Тема 18. Внимание: деепричастный оборот! 1ч. (Употребление деепричастных оборотов в тексте.Кроссворды)
Тема 19. Узнай меня по суффиксу! 1ч. (Суффиксы деепричастий. Зависимость правописания от суффикса глаголов. Деепричастия в загадках)
Тема 20. Причастие или деепричастие? 1ч. (Работа с текстом.Игра «Кто быстрее?»)
Тема 21. Затруднительное состояние.1ч. (Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.Дидактические упражнения)
Тема 22. Особенности значений причастий и деепричастий в разных ситуациях.1ч. (Роль в речи и в тексте.Работа с текстом)
Тема 23. Употреби меня в тексте.1ч. (Конструкции с предлогами.Роль предлогов в тексте)
Тема 24. Устрани двусмысленность высказывания. 1ч. (Правописание предлогов.Лингвистическая игра «Найди соответствие»)
Тема 25. Комплексный анализ текста.1ч. (Роль предлогов в тексте.Построение текстов)
Тема 26. Понятие о союзе.1ч. (Роль сочинительных и подчинительных союзов.Игры на внимание)
Тема 27.Слитно или раздельно?1ч. (Правописание союзов.Конкурс на восстановление деформированного текста)
Тема 28. Правописание частиц НЕ и НИ. 1ч. (Создаём ребусы)
Тема 29. Нормы русского языка. 1ч. (Комплексный анализ текста)
Тема 30. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи.)
Тема 31. «Стильная речь». 1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности.Конкурс вежливых.)
Тема 32. Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи)
Тема 33. Итоговое занятие за год. Защита проекта. 1ч.
16.Планируемые результаты освоения курса
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД | Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации. Вести диалог. Проявлять устойчивый познавательный интерес. | Осознавать роль самообразования и самовоспитания. Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Самооценке и Я-концепции. Решать моральные дилеммы. |
Регулятивные УУД | Целеполаганию. Анализировать условия достижения цели. Планировать пути достижения цели. Управлять своим временем. Принимать решения в проблемной ситуации. Контролировать результаты и способы действия. Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия. | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании. Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели Управлять своим поведением и деятельностью. Осуществлять познавательную рефлексию. Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности. Преодолевать трудности. |
Коммуникативные УУД | Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения. Аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь. Адекватно использовать языковые и речевые средства. Работать в группе. | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений. Брать на себя инициативу. Осуществлять коммуникативную рефлексию. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. |
Познавательные УУД | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Основы реализации проектно-исследовательской деятельности. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Осуществлять сравнение, классификацию. Строить логическое рассуждение. Объяснять явления, процессы. Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий. | Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента. Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. Выдвигать и проверять гипотезы. Делать умозаключения и выводы. |
ИКТ-компетентность | Искать и хранить информацию. Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов. Осуществлять коммуникации. | Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности. |
Обучающиеся
- получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,
- приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- получат представления об истории происхождения слов и устойчивыхоборотов;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации приоформлении своего портфолио, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
- получат представление о структуре публичного выступления
- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
17. Список литературы для учителя.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013
- Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2015
- Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев». Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2014
- Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2013
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2013
- Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2013
18. Список литературы для обучающихся и родителей.
- Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000
- Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986
- Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2012
- Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2013
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Тематический план занятий
№ заня тия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведе ния | Примечание | |
Теор. | Практ. | ||||
1 | Организационное занятие. Путь к грамотности | 1 | Лекция | ||
2 | Язык и речь - чудо из чудес | 1 | Исследование | ||
3 | Необычные правила | 1 | Орфографическое лото | ||
4 | Путеводные звёзды орфографии | 1 | Лекция | ||
5 | Тайно слово родилось | 1 | Подготовка сообщений | ||
6 | Новая часть речи – причастие | 1 | Конкурс-игра | ||
7 | Хитрая часть речи: признаки глагола и прилагательного | 1 | КАТ (комплексный анализ текста) | ||
8 | Обособление причастного оборота | 1 | Лекция; устный журнал | ||
9 | Различай и отличай | 1 | Дидактические игры и упражнения | ||
10 | Поиск нужного слова | 1 | Игра-конкурс | ||
11 | Поиск нужного слова | 0,5 | 0,5 | Сочинения-миниатюры | |
12 | Различай и отличай | 0,5 | 0,5 | Лингвистическая игра | |
13 | Тайно слово родилось | 1 | Работа со словарем | ||
14 | Судьба слова | 1 | Игра. Турнир | ||
15 | Проще простого или сложнее сложного | 0,5 | 0,5 | Составление предложений | |
16 | Работа над проектом | 0,5 | 0,5 | Исследование. Практикум | |
17 | Деепричастие как часть речи | 1 | Ученый совет | ||
18 | Образование бывает разным | 1 | Решение лингвистических примеров и задач | ||
19 | Внимание: деепричастный оборот! | 1 | Кроссворды | ||
20 | Узнай меня по суффиксу! | 1 | Орфографическое лото | ||
21 | Причастие или деепричастие? | 0,5 | 0,5 | Игра | |
22 | Затруднительное состояние | 1 | Дидактические упражнения | ||
23 | Особенности значений причастий и деепричастий в разных ситуациях | 0,5 | 0,5 | КАТ | |
24 | Употреби меня в тексте | 1 | КАТ | ||
25 | Устрани двусмысленность высказывания | 1 | Лингвистическая игра | ||
26 | Комплексный анализ текста | 1 | КАТ | ||
27 | Понятие о союзе | 1 | Игра | ||
28 | Слитно или раздельно? | 0,5 | 0,5 | Ученый совет. Конкурс | |
29 | Правописание частиц НЕ и НИ | 1 | Ребус | ||
30 | Нормы русского языка | 0,5 | 0,5 | КАТ | |
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел | 1 | Кроссворд | ||
32 | «Стильная речь». | 0,5 | 0,5 | Конкурс. Викторина | |
33 | Типы речи или типы в речи | 1 | КАТ | ||
34 | Итоговое занятие за год | 1 | Аукцион знаний. Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса
Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 5 классе «Путешествие в прошлое. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»
Занятие-путешествие в историю Валуйского Успенского Николаевского монастыря....
Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб
Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
Учебно-методическая разработка урока по английскому языку в 6 классе
материал предназначен для учителей английского языка в качестве технологической карты урока...
Методическая разработка "Программа по внеурочной деятельности для 6 класса"
Эта методическая разработка содержит материал по внеурочной деятельности на тему "Хочу все знать ",...
Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...