Карта урока по биологии 5 класс по теме "Позвоночные животные"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Матковская Татьяна Николаевна

Урок- учебный проект, краткосрочный, в рамках одного занятия. Продукт проекта - лэпбук по теме "Позвоночные животные". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_microsoft_word.docx573.88 КБ
Файл pozvonochnye_microsoft_powerpoint.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект по биологии

Дата:3.03.2016

Учитель: Матковская Т.Н.

 

Название учебного

проекта

Позвоночные животные

Предмет

Биология

Класс

5

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1Выявление понимания учащимися отличияподтипа  позвоночных (черепных) животных от беспозвоночных и простейших.

2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается проект

1. Выявление особенностей строения позвоночных.

2. Характеристика классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).

3. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).

4Взаимоконтроль и самооценка в процессе работы над проектом.

Планируемый педагогический  результат

1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее известных знаний в новую ситуацию.

2. Умение создать конечный продукт — самодельной энциклопедии - лэпбук «Позвоночные животные», работая в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе работы оценивается:

владение   учащимися    необходимым предметным материалом;

умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи;

умение находить информацию из дополнительных источников.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе выполнения проекта и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

 

Замысел учебного проекта

Центральным действием при выполнении проекта «Позвоночные животные» является создание лэпбука. Для того, чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо изучить и восстановить характеристику разных классов позвоночных животных, распределить изображения различных животных на классы, оформить лэпбук. Таким образом, учащимся предстоит побывать не только в роли ученых, но и художников, редакторов. Данная проектная задача рассчитана на участие пяти человек в одной малой группе, на начальном этапе предполагается работа каждого участника в отдельности, а затем групповая. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 40 мин.

 

Описание учебного проекта

Позвоночные животные всем вам хорошо известны. Это рыбы, лягушки, змеи, птицы, кошки, собаки и др. У этих животных есть позвоночник и кое-что другое, что объединяет их в одну группу. Ученые постоянно систематизируют вновь открытые организмы на разные систематические группы, характеризуют их строение, размножение, места обитания. А чтобы мы узнали о них как можно больше и интереснее, создают различные красочные энциклопедии. Но вот не задача, в результате пожара в одной из библиотек очень пострадала энциклопедия под названием «Позвоночные животные».  Вам предлагается создать лэпбук «Позвоночные животные», используя характеристики классов позвоночных животных, но немного испорченные водой при тушении пожара, их необходимо восстановить, вставив исчезнувшие слова, развертки различных конвертов, ножницы, клей, учебник, интернет-ресурсы.

Приложение

Задание 1. Вставьте в характеристику животных недостающие слова.

___________________________________________________________________________

Рыбы.

Обитатели ………………. среды. Они дышат специальными органами - ……………… . Тело рыб покрыто …………………….. или …………………….. . Перемещаются эти животные с помощью ………………… и ……………….. . Размножаются они в ………………. .

Примеры рыб ……………………………………………………………….

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Вырежьте характеристику, проверьте правильность по эталону.

Задание 3. Вырежьте конвертик, согните его по соответствующим линиям и наклейте на него название:

Рыбы

Задание 4.Вырежьте прямоугольник и вертикально запишите на нём загадку про рыб (воспользуйтесь интернет-ресурсами).

Задание 5. Найдите на общем столе картинку представителя вашего класса и вырежьте её.

Задание 6.На общем столе.

Задание 7. Подготовьте публичную защиту лэпбука и выступите с ней (расскажите о животном, которое изучили, прочитайте загадку)

Задание 8. Сделайте самооценку своей работы на уроке.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Вставьте в характеристику животных недостающие слова.

___________________________________________________________________________

Земноводные

Обитают как на  ………………., так и в ……………… . Они дышат и ………………. и …………………. . Тело голое,  покрыто …………………….. . Перемещаются эти животные с помощью двух пар ………………….. . К земноводным относятся ……………………………………………………………………………………………………..___________________________________________________________________________

Задание 2. Вырежьте характеристику по линиям, проверьте правильность по эталону.

Задание 3. Вырежьте конвертик, согните его по соответствующим линиям  и наклейте на него название:

Земноводные

Задание 4. Вырежьте прямоугольник и вертикально запишите на нём загадку про любого земноводного  (воспользуйтесь интернет-ресурсами).

Задание 5. Найдите на общем столе картинку представителя вашего класса и вырежьте её.

Задание 6.На общем столе.

Задание 7. Подготовьте публичную защиту лэпбука и выступите с ней (расскажите о животном, которое изучили, прочитайте загадку)

Задание 8. Сделайте самооценку своей работы на уроке.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Вставьте в характеристику животных недостающие слова.

___________________________________________________________________________

Пресмыкающиеся

Обитают на ……………… .Размножаются на …………………… . Тело сухое, покрыто ………………. ……………….. и ………………….. . Дышат ……………………. . Большинство видов пресмыкающихся откладывают …………………. .К пресмыкающимся относятся…………………………………………………………………

____________________________________________________________________________

Задание 2. Вырежьте характеристику по линиям, проверьте правильность по эталону.

Задание 3. Вырежьте конвертик, согните его по соответствующим линиям  и наклейте на него название:

Пресмыкающиеся

Задание 4. Вырежьте прямоугольник и вертикально запишите на нём загадку про любого пресмыкающегося  (воспользуйтесь интернет-ресурсами).

Задание 5. Найдите на общем столе картинку представителя вашего класса и вырежьте её.

Задание 6.На общем столе.

Задание 7. Подготовьте публичную защиту лэпбука и выступите с ней (расскажите о животном, которое изучили, прочитайте загадку)

Задание 8. Сделайте самооценку своей работы на уроке.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Вставьте в характеристику животных недостающие слова.

___________________________________________________________________________

Птицы

Тело покрыто ……………… . Размножаются на …………… . Птицы умеют летать. Передние конечности птиц преобразованы в  …………………. Откладывают …………….

Их тело имеет постоянную высокую ……………………….        Примеры птиц  …………………………………………………………………

____________________________________________________________________________

Задание 2. Вырежьте характеристику по линиям, проверьте правильность по эталону.

Задание 3. Вырежьте конвертик, согните его по соответствующим линиям  и наклейте на него название:

Птицы

Задание 4. Вырежьте прямоугольник и вертикально запишите на нём загадку про любого пресмыкающегося  (воспользуйтесь интернет-ресурсами).

Задание 5. Найдите на общем столе картинку представителя вашего класса и вырежьте её.

Задание 6.На общем столе.

Задание 7. Подготовьте публичную защиту лэпбука и выступите с ней (расскажите о животном, которое изучили, прочитайте загадку)

Задание 8. Сделайте самооценку своей работы на уроке.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Вставьте в характеристику животных недостающие слова стр. 97 учебника.

___________________________________________________________________________

Млекопитающие (звери)

Звери или млекопитающие, - это животные, которые вскармливают своих детёнышей …………………….. У большинства зверей есть …………………., …………., …………………., ……………………………… и ………………………. Тело покрыто ………………………… Млекопитающие живут на ………………… и в …………………..

Примеры млекопитающих: ………………………………………………………………………

____________________________________________________________________________

Задание 2. Вырежьте характеристику по линиям, проверьте правильность по эталону.

Задание 3. Вырежьте конвертик, согните его по соответствующим линиям  и наклейте на него название:

Млекопитающие

Задание 4. Вырежьте прямоугольник и вертикально запишите на нём загадку про любого пресмыкающегося  (воспользуйтесь интернет-ресурсами).

Задание 5. Найдите на общем столе картинку представителя вашего класса и вырежьте её.

Задание 6.На общем столе.

Задание 7. Подготовьте публичную защиту лэпбука и выступите с ней (расскажите о животном, которое изучили, прочитайте загадку)

Задание 8. Сделайте самооценку своей работы на уроке.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Эталон для проверки Задания 1.

Рыбы.

Обитатели водной среды. Они дышат специальными органами - жабрами. Тело рыб покрыто чешуёй или слизью. Перемещаются эти животные с помощью хвоста и плавников. Размножаются они в воде.

Примеры рыб: карась, щука, сом, акула, скат.

_____________________________________________________________________________

 Эталон для проверки Задания 1.

 Земноводные

Обитают как на суше, так и в водоёмах.  Они дышат и лёгкими и кожей. Тело голое,  покрыто слизью. Перемещаются эти животные с помощью двух пар конечностей. К земноводным относятся: лягушка, жаба, тритон.

___________________________________________________________________________

 

Эталон для проверки Задания 1.

Пресмыкающиеся

Обитают на суше. Размножаются на суше. Тело сухое, покрыто роговыми чешуйками и щитками. Дышат лёгкими. Большинство видов пресмыкающихся откладывают яйца.                                 К пресмыкающимся относятся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.

____________________________________________________________________________

 Эталон для проверки Задания 1.

Птицы

Тело покрыто перьями. Размножаются на суше. Птицы умеют летать. Передние конечности птиц преобразованы в  крылья.  Откладывают яйца.

Их тело имеет постоянную высокую температуру.Примеры птиц: голубь, орёл, утка, попугай, страус.

___________________________________________________________________________

 Эталон для проверки Задания 1.

Млекопитающие (звери)

Звери или млекопитающие, - это животные, которые вскармливают своих детёнышей молоком.  У большинства зверей есть голова, шея, туловище, лапы (ноги) и хвост. Тело покрыто шерстью.  Млекопитающие живут на суше и в воде.

Примеры млекопитающих: жираф, морж, кенгуру.

____________________________________________________________________________

Для общего оформления лэпбука.

Задание 6.

Приступайте к групповому оформлению лэпбука.

На общем столе вырежьте развертку в виде треугольника и приклейте к одной из его сторон табличку

Признаки

позвоночных

На внутренних сторонах треугольника напишите три признака позвоночных животных (учебник стр. 97), расположите конверт в центре лыпбука.

Обсудите, как будет выглядетьлэпбук. Распределите на поле лэпбука вырезанные конверты, наклейте их, вложите в них свои характеристики соответствующего класса, рядом расположите картинки соответствующих животных.

Соберите все загадки, склейте их вместе по одному краю и приклейте в лэпбуке, в центре расположите треугольный конверт. На первом листе приклейте табличку

Загадки

Вырежьте и приклейте название лэпбука

Позвоночные

животные

C:\Users\User\Desktop\6.jpgC:\Users\User\Desktop\i.jpeg

C:\Users\User\Desktop\Ślimak-DinoAnimals.pl-7.jpg

C:\Users\User\Desktop\1396262943_prytkaya-yasherica.jpgC:\Users\User\Desktop\gira.jpg

C:\Users\User\Desktop\20FeedingParamecium.jpgC:\Users\User\Desktop\BlueRockPigeon_21990.jpg

Лист самооценки учебного проекта по биологии 5 класс «Позвоночные животные»

Фамилия, имя _______________________________ Число ________ Класс____

Запиши «да», если ты согласен(а) с утверждением, «нет», если ты не согласен(а)

Критерии оценки

1

Я выполнил (а) задания по биологии и сделал (а) всё правильно

2

Сделал (а) всё самостоятельно

3

Сделал (а) с помощью

4

Могу поставить себе отметку (обведи кружком выбранную отметку)

«3», «4», «5»

Оценочный лист публичного представления группы своего продукта:

Лэпбук «Позвоночные животные»

ФИО эксперта ___________________________________________________________

Критерии

Оценка работы

  1. 1. Правильность выполнения заданий

2. Аккуратность выполнения лэпбука

Оценка выступления

3. Коммуникативные качества (культура речи, готовность к дискуссии, доброжелательность, чувство времени, импровизация)

4. Ответы на вопросы (полнота, корректность, аргументированность, убежденность)

2 б.                                                                                                                                                       Итого:

8-7 б. – «5»

6-5 б. – «4»

4 б. – «3»

3 б. и меньше – «2»

Карта урока

Этапы работы над учебной задачей

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент, приветствие, проверка д/з (разгадывание ребусов, работа в парах)

Формулировка темы урока, проблемы

1 этап работы над учебным проектом.

Постановка задачи (мотивационный)

Цель и задачи:  

1. Перевод

проблемы в задачу.

2. Определение замысла проекта.

3. Планирование деятельности по решению постав- ленной цели с

распределением

обязанностей.

Проверяет готовность детей к уроку, домашнее задание, слайд 1

Просит рассмотреть

картинки позвоночных животных, слайд 2.

Просит разгадать ребус, слайд 3 и сформулировать тему урока.

Называет тему урока, цель слайд 4, 5

1. Создает

мотивацию у учащихся на деятельность (зачитывает замысел учебного проекта)

2. Помогает сформулировать: – проблему проекта; – цель и задачи.

3. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей задач.

4. Наблюдает, контролирует.

5. Консультирует учащихся.

Меняются своими ребусами и разгадывают их, затем каждый ученик классифицирует отгаданного животного, слайд 1

Рассматривают картинки, формулируют проблему урока

Разгадывают ребус и формулируют тему урока, цель.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в рабочие группы

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.  Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и

сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия.  Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.  Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

2 этап.

Выполнение заданий (деятельностный) Цели и задачи:

 1. Реализация

замысла проектной задачи (темы,

целей, конечного продукта). 2. Анализ полученного результата

1. Сохраняет

мотивацию у

учащихся на

деятельность.

 2. Оказывает консультативную помощь (по за- просу участников) в создании «продукта».

3. Фиксирует все идеи

4. Наблюдает, контролирует.

5. Заполняет

оценочный лист

Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.  Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы

умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной

деятельности.  Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.  Коммуникативные УУД – учащиеся учатся

договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им

3 этап.

Представление результатов (рефлексивно- оценочный)

Рефлексия по теме урока

Самооценка

Дом. задание

Практическая помощь (по

необходимости)

Предлагает отгадать тест «Лови ошибку», слайд 6

Комментирует дом. задание, слайд 7

Представляют продукт

деятельности

(зрителям или

экспертам) продукт деятельности, рефлексия

Делают тест

Заполняют листы самооценки, озвучивают результат, делают выводы.

Слушают, задают уточняющие вопросы, делают запись в школьный дневник.

Личностные УУД – самоопределение, действия нравственно-этического характера.  Регулятивные УУД – учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Познавательные УУД – учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.  Коммуникативные УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тип: Класс: Я зная, что …

Слайд 3

, н , ные

Слайд 4

Позвоночные животные

Слайд 5

Цель: познакомиться с типом Позвоночные животные, классами, их особенностями строения, размножения, средой обитания.

Слайд 6

«Лови ошибку» Позвоночные животные не имеют позвоночника, черепа, челюстей и ходильных ног. К позвоночным животным относятся членистоногие. Рыбы дышат лёгкими. К пресмыкающимся относятся лягушки. Жираф, морж, кит – это животные класса Земноводные.

Слайд 7

Д/з: § 21 (учебник и тетрадь Стр. 95 – 97 ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Натуральные волокна животного происхождения. Технологическая карта урока в 6 классе.

В материале содержится технологическая карта урока с приложениями, а также презентация по теме урока....

Технологическая карта урока в 5 классе "Описание животного"

Материал представляет собой технологическую карту урока в 5 классе "Описание животного"....

Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных», УМК Пономарёва И.Н.

Технологическая карта урока в 5 классе "Лабораторная работа № 4  «Наблюдение за передвижением животных»УМК Пономарёвой И.Н. построенна в соответствии с требованиями ФГОС. Урок но...

Конспект урока по биологии "Многоклеточные и одноклеточные животные"

Данная разработка урока позволяет сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира на основе учения о клетке, о сходстве и различии растений и ж...