Натуральные волокна животного происхождения. Технологическая карта урока в 6 классе.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Фролкова Ольга Павловна

В материале содержится технологическая карта урока с приложениями, а также презентация по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Технология – 2 часа

Класс

6  класс

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока.

Тема

Натуральные волокна животного происхождения.

Цель

Изучение  свойств  натуральных волокон  животного происхождения

Основные термины, понятия

Волокно, натуральный шелк, шерсть, руно, первичная обработка шелка, шелк-сырец.

Планируемые  результаты

Предметные умения

  • Давать определение изученных понятий: натуральный шелк, шелк-сырец, шерсть, руно, волокно.
  • Анализировать разнообразие источников информации и  их использование  при изучении  данной темы.
  • Знать свойства натуральных волокон животного происхождения, их историю появления.
  • Уметь различать натуральные волокна животного происхождения.

 Личностные УУД:

  • Формировать информационную культуру обучающихся.
  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации), групповая (выполнение заданий в группах)

Учебник технологии для 6 класса под редакцией В.Д. Симоненко,  иллюстрации шерстяного и шелкового волокна,  ЭОР (Интернет-ресурсы, таблицы-схемы, презентация «История одежды»), коллекции: « Шерсть», «Шёлк»,  «Тутовый шелкопряд».

Сценарий урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

  (этап  актуализации)

Создание условий активизации

учащихся.

Эмоциональный настрой  на работу.

Актуализация ранее полученных знаний через игру-голосование «Да или нет?»

 Читаю утверждение, а учащиеся путём голосования соглашаются с ними или нет. Ответ «да»- поднята одна рука, ответ «нет»- две. (Приложение 1)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Постановка  учебной проблемы

Создание условий для формулировки темы урока.

Определение темы через проблемную задачу.

-Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся её происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди, как  и из чего делали одежду.

 -Предлагает совершить путешествие по ленте времени и посмотреть, как одевался человек в разные времена. (Приложение 2)

-Подводит  учащихся к формулировке темы урока, через загадывание загадок. (Приложение 2) 

-Рассказывают исторические сведения о том, как одевался человек в разные времена, которые они подготовили дома. Рассказ сопровождается показом презентации. «История одежды»

-Формулируют тему урока.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Формулирование проблемы, планирование

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Определение цели и задач урока.

-Через вопрос: «Как вы думаете, не зная свойств текстильных волокон, вы сможете выбрать такое изделие, которое не мялось, не вызывало аллергию, чтобы вам  в этом изделии было удобно и комфортно?», подводит учащихся к пониманию, что возникла проблема - мы не знаем свойств натуральных  волокон.

-Подталкивает к выбору  цели и задач урока (откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока).

   Формулируют проблему и цель,  ставя задачи для их разрешения и  достижения.

Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

-Организует детей в две группы, раздает задание –найти информацию, которая их интересует, записать её в таблицу №1 (Приложение 3) и подготовить сообщение. Проводит инструктаж по работе с таблицей.

-Наблюдает и корректирует работу в группах.

-Организует обсуждение результатов  работы.        

Находят информацию в учебнике, энциклопедии, интернете, обсуждают и записывают в таблицу. Повторяют Т.Б. при работе на компьютере

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Физминутка

Снятие напряжения

Физминутка «Цветик - семицветик»

Гимнастика для тела. Выполняют танцевальные движения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Осуществление первичного контроля  за правильностью способа действия

-Наблюдает за ответами и корректирует новую информацию.

-Организует обсуждение результатов  работы.        

Представители от каждой группы рассказывают найденную информацию о натуральных волокнах животного происхождения (шерсти и шелке), по таблице, которую они заполнили.

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Применение нового знания

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

-Проводит текущий инструктаж по сравнению свойств натуральных волокон животного происхождения и заполнению таблицы №2.  

-Организует исследование свойства волокон по характеру горения.

                           

-Выполняют практическую работу по плану.  (Приложение 4)

- Сравнивают свойства натуральных волокон животного происхождения на карточках №1 и №2,  заполняют  таблицу №2.  

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Организует рефлексию. (Приложение 5)

-Делают вывод по решению проблемы и достижению поставленной цели.

-Оценивают работу на уроке.

-Записывают домашнее задание.

Осознанно строят выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Осуществление итогового контроля.          



Предварительный просмотр:

Ф.И.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Приложение 5.

Ф.И.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Ф.И.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Ф.И.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Ф.И.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Ф.И.

Вопрос

Ответ

Я научилась…

Я узнала, что…

Оценивание работы на уроке

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Практическая работа

 «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

План

1.Рассмотрите волокна шерсти и натурального шелка под лупой.

2.Сравните волокна по внешнему виду, на ощупь, по длине.

3.Внимательно рассмотрите характер горения.

5.Заполните таблицу № 2.

6.Вклейте таблицу в тетрадь.

Таблица № 2.

Отличительные признаки волокон

Таблица № 2.

Отличительные признаки волокон

Вид волокна

По внешнему виду

На ощупь

По характеру горения

Вид волокна

По внешнему виду

На ощупь

По характеру горения

Шерсть

Шерсть

Шёлк

Шёлк



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Таблица №1

Натуральные волокна животного происхождения

           Шелк – это…                                                                                   Шелк-сырец – это …

Исторические сведения

Способ получения

Свойства волокон

Какие ткани изготавливают

1.Размеры

2.Цвет

3.Действие влаги и света

4.Сминаемость

5.Характер горения

1.

2.

3.

4.

5.

Таблица №1

Натуральные волокна животного происхождения

           Шерсть – это…                                                                                   Руно – это …

Исторические сведения

Способ получения

Свойства волокон

Какие ткани изготавливают

1.Размеры

2.Цвет

3.Действие влаги и света

4.Сминаемость

5.Характер горения

1.

2.

3.

4.

5.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

История одежды

История одежды уже насчитывает несколько десятков тысячелетий. Как только первобытному человеку понадобилась защита от холода, и он надел на себя первую шкуру животного, с этого момента, можно считать, и началась история одежды.

Проходили тысячелетия, и одежда человека претерпевала изменения.

Многие историки моды считают, что именно в Древней Греции и Древнем Риме носили наиболее совершенную одежду. Древние греки прекрасно владели искусством драпировать ткань, ловко оперировать орнаментом и украшениями. В основе костюма лежал просто кусок ткани, и в зависимости от его размера, способа закрепления и драпировки различали, к какому социальному слою общества принадлежал его хозяин.

Время шло, и драпированную одежду постепенно сменила кроеная. В одежде стали выделять перед и спинку, отдельно выкраивать и вшивать рукава.

Костюмы и украшения были очень разнообразны и привлекательны, но у каждого народа был индивидуальный стиль. В одежде представителей из разных частей света практически не было одинаковых предметов, а любые чужеземные наряды были странными и диковинными.

У каждого народа были свои традиции в ношении одежды. Так, русские замужние  женщины обычно поверх рубахи надевали понёву – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром – гашником. Понёву часто шили из пёстрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой.  

Женщины носили два вида сарафанов: русский и московский. Русский сарафан (сукман), который шьется или из шерстяной материи синего цвета своего изделия, или же холста такого же цвета. Такой сарафан шьется в талию без оборов, перед его отделывается парчой или кумачом.  Сарафан московский с оборами, который шьется из холста своего изделия или же из купленной уже бумажной и шерстяной материи. Спереди сарафаны не сшивались, а застегивались оловянными или медными дутыми пуговицами. Внизу нашивалась шелковая тесьма.

 Национальная одежда алтайцев как часть их материальной культуры имеет многовековые традиции, отражает природно-климатические условия жизни, хозяйство и быт народа. В традиционной одежде, прежде всего, следует отметить племенные различия. Например, основным материалом в одежде северных алтайцев был холст, южные алтайцы носили одежду из хлопчатобумажных тканей, сукна, замши домашней выделки.  

Основа женского национального костюма северных алтайцев - холщёвое, расшитое платье с длинными рукавами Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники облачались в войлочную куртку и меховые штаны.

     

    Гардероб южных алтайцев состоял из шубы, замшевых штанов, сапог из маральих кож, шерстью наружу, и шапки. Шубу южные алтайцы носили не только зимой, но и летом, хотя иногда на смену ей приходил подобный по покрою суконный или матёрчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Головным убором служила мягкая цилиндрическая или округлая шапка из цветной ткани, подбитая мехом чёрного барашка.

      Замужняя женщина у южных алтайцев носила особую безрукавую распашную отрезную ниже линии талии одежду чегедек, который шили из бархата, шёлка, хлопчатобумажных толстых тканей в зависимости от достатка.

   В эпоху возрождения модными становятся шелк и бархат. Главной законодательницей стиля в 15 веке была Венеция. В нарядах женщин отмечаются такие детали как длинный шлейф, вырез-декольте, который становится все смелее. Венецианки носят на головах высокие шиньоны (накладные волосы),       обвязывают их тонкими шарфами.

С середины 16 века становится популярной испанская чопорность. Исчезает декольте. Теперь платья с глухими воротами и высокими накрахмаленными воротниками. В моде пышные юбки с подкладками и туфли на подпорках.

В дальнейшем законодательницей мод снова становится Франция. Весь мир ориентируется на наряды прекрасных француженок. Тенденции меняются очень стремительно. С 17 по 19 столетие предпочтение отдавалось свободным и естественным линиям женского платья

18 столетие - стиль рококо, орнамент, правильные линии, широкие шляпы

19 век принес в моду жесткие корсеты, кринолин, длинные рукава

     В конце XIX в. наблюдаются перелом в моде, борьба за реформу костюма, отказ от корсета. Много изменений в моду внес Поль Пуаре. Модели одежды, созданные этим художником, портным и неплохим коммерсантом, были красивы и удобны. Юбка в длину доходила до щиколоток, пояс поднялся выше талии, рукава, до сего времени широкие в пройме, узкие в запястье, стали равномерно зауженными.

      Мода все время совершенствуется, ищет новые стили и направления, предлагает разнообразные модели одежды.

    На Неделе моды в Москве не только российские дизайнеры Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, Макс Черницов представляют свои коллекции, но и мировые дома моды знакомят экспертов моды, прессу и публику с новыми идеями – это  оригинальные женские платья из натурального шелка и шерсти, отороченный мехом.

     В наше время мода — это источник информации о новых веяниях, а также своеобразная проверка вкуса, современности и уровня духовности. Поэтому всегда нужно уметь найти золотую середину, а не впадать в крайности, сломя голову следуя всем модным тенденциям либо, наоборот, полностью игнорируя их.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Игра- голосование

Учитель читает  утверждения, а обучающиеся  путём голосования соглашаются  или нет. Ответ «да» - одна рука поднята, ответ «нет»- две.

1. Сырьем для получения тканей служат  камешки. (нет)

2. Волокно – это гибкое прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (да)

3. Текстильные волокна подразделяются на 3 основных класса – на натуральные, химические и  силиконовые. (нет)

4. Натуральное волокно создает сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами. (да)

5.  Одежду шьют из бумаги. (нет)

        6. Верна ли схема: Волокно ---  нити --- ткань --- изделие (да)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волокна животного происхождения

Слайд 2

Волокна шерсти Это – волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов, длина волокон от 20 до 450 мм

Слайд 3

Волокна шерсти

Слайд 4

Свойства шерсти высокая гигроскопичность (хорошо впитывают влагу) волокон; волокна упругие, стойкие к воздействию солнца.

Слайд 5

Ткани из шерсти Драп, сукно, трикотажные, габардин, кашемир и др.

Слайд 6

Изделия из шерсти Одежда, верхняя одежда, головные уборы, обувь, пледы, ковры и др.

Слайд 7

Шёлк Волокна шёлка это - тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда, длина коконной нити: 600–900 м

Слайд 8

Волокна шёлка

Слайд 9

Свойства шёлка гигроскопичность; воздухопроницаемость; малоустойчивые к солнцу.

Слайд 10

Ткани из шёлка гладкокрашеные, пёстрокрашеные, печатаные.

Слайд 11

Изделия из шёлка Одежда, нижнее бельё, постель- ное бельё, занавески и др.



Предварительный просмотр:

Информационная  карта

урока технологии в 6 классе по теме:

«Натуральные волокна животного происхождения», 

раздел «Материаловедение».

          Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

          Цель: Изучение  свойств  натуральных волокон  животного происхождения

         

            Предметные умения

  • Давать определение изученных понятий: натуральный шелк, шелк-сырец, шерсть, руно, волокно.
  • Анализировать разнообразие источников информации и  их использование  при изучении  данной темы.
  • Знать свойства натуральных волокон животного происхождения, их историю появления.
  • Уметь различать натуральные волокна животного происхождения.

Личностные УУД:

  • Формировать информационную культуру обучающихся.
  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.

Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Этапы урока

Этапы урока

Цели этапов

  I. Организационный

  (этап  актуализации)

  Проверка готовности к уроку.  

  Эмоциональный настрой.

  II. Организационный

  (этап  актуализации)

 Создание условий для формулировки темы урока.

   Определение темы через проблемную задачу.

  III. Формулирование проблемы, планирование

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач. Определение цели и задач урока.

IV. Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

     Физминутка

Снятие напряжения.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Осуществление первичного контроля  за правильностью способа действия

VI. Применение нового знания

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

VII. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее  задание

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»

Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...