программа по биологии 10 класс база 2015 г
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Полякова Виктория Александровна

Программа по биологии на базовом уровне для общеобразовательных учереждений, разработанная на основе программы по биологии Пасечника В.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10_kl_baza_polyakova_v.a.2015.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

 

Утверждаю

Декан ФОО:

А.Л. Вышкин

Согласовано

Заведующий

Кафедрой

О.Н. Макурина

Рассмотрено на заседании кафедры биологии

Протокол №

31.08.2015

Рабочая программа по учебному предмету  « Общая биология »

Класс:  10 «Б, Г»

Учебный год: 2015- 2016

Разработал:

Полякова Виктория Александровна

Преподаватель кафедры биологии

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010  и  Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с.

    Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 367с.

Цели изучения предмета:

 Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего  общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках — уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Отбор содержания на базовом уровне проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в тематическом планировании особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Для более широкого использования наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Примерная программа по биологии для среднего (полного) общего образования на базовом  уровне строится с учётом следующих содержательных линий:

•отличительные особенности живой природы;        

 • уровневая организация живой природы;

 • эволюция. В  соответствии  с  ними  выделены  следующие  разделы:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка»,
«Организм», «Вид», «Экосистемы».
 Содержание предмета предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание» и входит в инвариантную часть учебного плана СГОАН.

Количество учебных часов, определенных учебным планом СГОАН для изучения предмета биология в 10 классе на базовом уровне составляет  2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и компьютерного тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы в письменной форме, в форме тестирования или их комбинации.

Система оценки достижений учащихся:

● пятибалльная

Форма аттестации: аттестация (оценка) за семестр и год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.  

       Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе.   В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

                                        Содержание учебного предмета 

РАЗДЕЛ 1

Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

Тема 1.1.

Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии (2 часа)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи (2 часа)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

РАЗДЕЛ 2

Клетка (10 часов)

Тема 2.1.

Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2.

Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3.

Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4.

Реализация наследственной информации

в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

    Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3

 Организм (19 часов)

Тема 3.1.

Организм — единое целое.

Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2.

Обмен веществ и превращения энергии —

свойство живых организмов (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4.

Индивидуальное развитие организма

(онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5.

Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6.

Генетика — теоретическая основа селекции.

Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Тематическое планирование

№ урока

Наименование темы, раздела

Основные характеристики деятельности обучающихся

1 неделя

Введение. Биология как наука.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи.

Определяют объект изучения биологии. Характеризуют краткую историю развития биологии. Раскрывают значение биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира Определяют понятия: сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи, биологические системы, методы познания живой природы методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Анализируют текст учебника.

2 неделя

Клетка.

Методы цитологии. Клеточная теория.

Анализируют развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Определяют понятия: клеточная теория и ее основные положения. Раскрывают значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Характеризуют методы цитологии.

3 неделя

Химический состав клетки

Неорганические вещества клетки. 

Характеризуют химический состав клетки, неорганические и органические вещества в клетке.

Определяют понятия макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы и их роль в клетке. Раскрывают строение и свойства воды, роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетке.

Анализируют текст учебника.

4 неделя

Органические вещества клетки

 Характеризуют органические вещества и их роль в клетке. Определяют понятия липиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, понятие о мономерах и полимерах, углеводы растительных и животных клеток. Раскрывают строение и функции жиров в клетке.                                  

Сравнивают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры. Выделяют сновные функции белков в клетке.

5 неделя

Нуклеиновые кислоты, АТФ и др. органические соединения.

Характеризуют нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки. Определяют понятия нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота,РНК, различные виды РНК, их роль, аденозинтрифорфат,  макроэргическая связь. Сравнивают виды  Р Н К. Анализируют текст учебника.

6 неделя

Строение клетки.

 Характеризуют строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции. Сравнивают эукариотические и прокари-отические клетки. Описывают строение и функции хромосом, клеточные структуры: плазмалемма, клеточная стенка, ее функции, строение и функции мембран в клетке, активный и пассивный транспорт веществ через мембрану. Определяют понятия: эндоцитоз: пино-цитоз и фагоцитоз, экзоцитоз. Выделяют строение и функции одномембранных, двумембранных, немембранных органоидов, их взаимосвязь.

Характеризуют основные структурные компоненты ядра, их роль. Определяют понятия: понятие об эу- и гетерохроматине.

7 неделя

Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Сравнивают эукариотические и прокариотические клетки. Характеризуют строение и функции хромосом, цитологические методы изучения морфологии хромосом.

 Выполняют лабораторную работу.

Определяют понятия:  хромосомы их гаплоидный и диплоидный набор, кариотип, аутосомы и половые хромосомы. Описывают морфологию хромосом: центромера, плечи, вторичная перетяжка, спутник, сестринские хроматиды. Раскрывают значение хромосомного уровня организации наследственного материала, постоянства числа и формы хромосом в клетках.

 8 неделя

Сходство и различие в строении клеток животных, растений и грибов.

Сравнивают строение клеток растений животных, растений и грибов. Выполняют лабораторную работу.

Термины: Определяют понятия: сапрофиты, паразиты, симбионты. Анализируют текст учебника.

9 неделя

Реализация наследственной информации

в клетке.

Характеризуют ДНК как носитель наследственной информации, цитологические методы изучения морфологии хромосом. Раскрывают роль генов в биосинтезе белка. Определяют понятия: репликация ДНК, транскрипция, трансляция, ген, генетический код. Анализируют текст учебника.

10 неделя

Вирусы.

 Определяют понятия: вирусы, бактериофаги.

 Выделяют особенности строения и размножения. Раскрывают значение в природе и жизни человека. Характеризуют меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

11 неделя

Тема 3. Организм

Организм — единое целое.

Многообразие живых организмов.

Определяют понятия: организм — единое целое. Характеризуют многообразие организмов. Сравнивают Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Анализируют текст учебника.

12 неделя

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов.

Характеризуют обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Определяют понятия: гомеостаз, пластический и энергетический обмен, его основные этапы: подготовительный этап, гликолиз, клеточное дыхание (анаэробное и аэробное дыхание).

 Раскрывают особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. 

13 неделя

Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий.  

 Характеризуют особенности обмена веществ у растений. Сравнивают фотосинтез и хемосинтез.

Определяют понятия: автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез растений и бактерий. Анализируют текст учебника.

14 неделя

Размножение.

Характеризуют размножение как свойство организмов, деление клетки как основу роста, развития и размножения организмов. Сравнивают половое и бесполое размножение.

Описывают жизненный цикл клетки, митоз, амитоз.

Определяют понятия: жизненный цикл клетки, митоз, мейоз, амитоз.

15 неделя

Бесполое размножение. Митоз.

Определяют понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, кариокинез и цитокинез.

Характеризуют митотический цикл клетки, фазы митоза. Раскрывают биологическое значение митоза, отклонения от обычного течения митотического цикла.

16 неделя

Половое размножение.

Мейоз.

Характеризуют мейоз и его стадии, гаметогенез и его фазы. Раскрывают биологическое значение мейоза. Определяют понятия::мейоз, гаметогенез, овогенез, сперматогенез. Анализируют текст учебника.

17 неделя

Оплодотворение у животных и растений.

Определяют понятия: оплодотворение, его значение, искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Характеризуют оплодотворение у животных, партеногенез, развитие половых клеток.  Раскрывают двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Анализируют текст учебника.

18 неделя

Индивидуальное развитие организма

(онтогенез).

Определяют понятия: индивидуальное развитие организма (онтогенез), типы онтогенеза, периоды онтогенеза. Раскрывают причины нарушений развития организмов. Характеризуют последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

раскрыть понятия .Описывают этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляция, органогенез) на примере ланцетника, амфибии.

19 неделя

Постэмбриональное развитие.

Характеризуют постэмбриональное развитие: прямое и непрямое развитие. Раскрывают вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Определяют понятия: репродуктивное здоровье. Анализируют текст учебника.

20 неделя

Генетика. Гибридологический метод.

Определяют понятия: наследственность и изменчивость, генетика, чистые линии.  Характеризуют общие свойства генетического аппарата: способность к самовоспроизведению, сохранение постоянства своей организации, способность приобретать изменения и воспроизводиться; предмет, задачи, методы исследования генетики. Раскрывают связь генетики с другими науками, основные направления генетики.

 

21 неделя

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Раскрывают закономерности наследования, установленные Г. Менделем: закон единообразия

гибридов  первого поколения, закон расщепления, гипотеза чистоты гамет

Определяют понятия: моногенное наследование признаков, аутосомное наследование, метод гибридологического анализа, моногибридное скрещивание, доминантного, рецессивного признака, гомозиготы, гетерозиготы. Решают генетические задачи.

22 неделя

Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание.

Раскрывают закон независимого наследования признаков Определяют понятия: множественный аллелизм, неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Выполняют лабораторную работу. Характеризуют условия  выполнения законов Менделя, статистический характер законов наследования признаков. Раскрывают значение мейоза как цитологической  основы законов Менделя.

Решают генетические задачи.

23 неделя

Дигибридное скрещивание.

Раскрывают закон независимого наследования признаков.

Решение элементарных генетических задач

24 неделя

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное с полом наследование.

Характеризуют наследование признаков у человека. Определяют понятия: половые хромосомы, сцепленное с полом наследование понятие гомогаметного и гетерогаметного пола, Х-сцепленное наследование, Y-cцепленное наследование, кроссинговер,геном.

Раскрывают основные положения хромосомной теории наследственности (Работы Т,Моргана),  закон Моргана.

Решают генетические задачи.

25 неделя

Взаимодействия неаллельных генов

 Определяют понятия: взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, множественное действие генов (плейотропия). Решают генетические задачи.

26 неделя

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Раскрывают изменчивость как свойство живых организмов. Определяют понятия: модификационная

изменчивость, наследственная изменчивость. Характеризуют

генотипическую изменчивость и ее источники,  комбинативная изменчивость и ее источники, мутационная изменчивость. Анализируют текст учебника.

27 неделя

Мутационная изменчивость.

Определяют понятия : мутационная изменчивость, мутации. Характеризуют Мутагены и их классификация. Выполняют практическую работу.

28 неделя

Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные.

Определяют понятия: генные, хромосомные, геномные мутации. Анализируют текст учебника.

29 неделя

Роль среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость.

Определяют понятия:  модификационная изменчивость, норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая. Анализируют текст учебника.

30 неделя

Наследование  

признаков у человека.

Наследственные болезни человека. 

Характеризуют наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Определяют понятия:

генные заболевания, наследование сцепленное с полом, хромосомные болезни, генные заболевания, хромосомные болезни. Раскрывают особенности человека как объекта генетических исследований.

31 неделя

Селекция. Учение Н.В. Вавилова о центрах многообразия и  происхождения культурных растений.

 Раскрывают значение генетики для медицины и селекции. Характеризуют генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов, закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Определяют понятия: селекция, сорт, штамм, гибридизация.

32 неделя

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Определяют понятия: типы скрещивания и методы селекций бактерий, грибов, растений, клеточная инженерия, генная инженерия. Анализируют текст учебника.

33 неделя

Биотехнология. Основные направления биотехнологии.

Характеризуют биотехнологию, ее достижения, перспективы развития. Сравнивают этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).  Выполняют практическую работу.

Определяют понятия: клеточная и генная инженерия.

34 неделя

Контрольно-обобщающий урок

Повторяют изученный материал, обобщают и делают выводы.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного

предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования

Д

1.2.

Авторские рабочие программы по биологии В.В. Пасечника

Д

1.3.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника/ авт.-сост. И.В.Лысенко.-Волгоград: Учитель, 2009.-217 с.

Д

1.4.

3. А.Ф. Захаров, В.А. Бенюш, Н.П. Кулешов, Л.И.Барановская Хромосомы человека, Атлас- М.: «Медицина», 1982

Д

1.5.

Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт.сост. М.В.Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.-168 с.

Д

1.6.

Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.  «общая биология 10-11 класс» – М.: Дрофа, 2009.

Р

1.7.

Учебники (баз.)

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 367с.

Р

1.8.

Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал

Ф

1.9.

Г.Н. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии._М.: «Просвещение», 1981

Д

1.10.

Н.Грин, У.Стаут, Д. Тейлор Биология. В трех томах.- М.: «Мир», 1990

Д

1.11.

Биология в схемах и таблицах Ю.В. Щербатых, 2006 М.: EKSMO

Д

1.12.

 В.Ю. Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. – Саратов.: «Лицей», 2007

Д

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы

2.1.

Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.

Д

2.2.

Правила поведения в учебном кабинете.

Правила поведения на экскурсии.

Д

2.3.

Развитие животного и растительного мира

Д

2.4.

Размножение растений

Д

2.5.

Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Сукцессия.

Биотехнология.

Генетика.

Основы экологии.

Центры происхождения культурных растений и домашних животных.

Д

2.6.

Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность)

Д

2.7.

Передние конечности млекопитающих

Д

2.8.

Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву

Д

2.9

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

2.10.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики)

3

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)

Видеофильмы

3.1

Основы цитологии

Д

3.2

Основы селекции

Д

3.3

Общая биология

Д

Коллекция цифровых  образовательных ресурсов

Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,;

«Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы»

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-

справочных материалов по курсу                  биологии, в том числе        задачник              

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

4.1.

Стол для проектора

Д

4.2.

Экран

Д

Минимальный размер 1,5х1,5 м

5

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Приборы, приспособления

5.1

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Р

П

Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

5.2

Микроскоп школьный ув. 300-500

Р

5.3

Микроскоп лабораторный

Р

6.

МОДЕЛИ

Модели объемные

6.1

Модель молекулы ДНК

Д

Муляжи

Д

7.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

7.1.

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Р

Используется раздаточный материал

Микропрепараты

Р

7.2

Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом.

Р

7.3

Комнатные растения по экологическим группам

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

Д - также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф - комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),

П - комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).

Раздел VI. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Знать/уметь:

Раскрывать понятия:

      -  свойства живого;

  • методы исследования в биологии;
  • значение биологических знаний в современной жизни;
  • профессии, связанные с биологией;
  • уровни организации живой природы.  

— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;

  • особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
  • проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. основные методы изучения клетки;

Объяснять:

  • особенности строения клетки эукариот и прокариот;
  • функции органоидов клетки;
  • основные положения клеточной теории;
  • химический состав клетки;
  • клеточный уровень организации живого;
  • строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
  • обмен веществ и превращение энергии как основу жиз- недеятельности клетки;
  • рост, развитие и жизненный цикл клеток;
  • особенности митотического деления клеток:
  • использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты сущность биогенетического закона;

Объяснять понятия:

  • мейоз;
  • особенности индивидуального развития организма;
  • основные закономерности передачи наследственной информации;
  • закономерности изменчивости;
  • основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
  • особенности развития половых клеток.
  • именты для изучения клеток живых организмов.

описывать организменный уровень организации живого;

  • раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
  • характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;

  • экологические факторы и условия среды;
  • основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
  • движущие силы эволюции;
  • пути достижения биологического прогресса;
  • популяционно-видовой уровень организации живого;
  • развитие эволюционных представлений;
  • синтетическую теорию эволюции.
  • использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов
  • определения понятий: «сообщество», «экосистема» «биогеоценоз»;
  • структуру разных сообществ;
  • процессы, происходящие при переходе с одного трофи ческого уровня на другой.
  • выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
  • характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.

Знать  основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

  • особенности антропогенного воздействия на биосферу;
  • основы рационального природопользования;
  • основные этапы развития жизни на Земле;
  • взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
  • круговороты веществ в биосфере;
  • этапы эволюции биосферы;
  • экологические кризисы;
  • развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
  • значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
  • характеризовать биосферный уровень организации живого;
  • рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
  • приводить доказательства эволюции;

демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных

  • определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
  • классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
  • самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
  • при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • формулировать выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
  • применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач;
  • владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
  • демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.

Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;

Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;

Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по биологии 11 углубление 2015 -16 г

Расширенная и углубленная программа по общей биологии, раскрывает основные закономерности эволюционного учения и экологии. Рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Реализует возможность профильного о...

программа по биологии 10 углубленный 2015 г

Расширенная и углубленная программа побиологии созданная на основе программы В.Н.Пасечника....

Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 10 класс

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 11 класс

Рабочая  программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, авторами которой являются И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазов. (Базовый уров...

Рабочая программа по биологии 111класс база 2019

Рабочая программа по биологии для учащихся 11 классов создана на основе следующих нормативных документов:...