РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Налимская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ протокол №___________ от «_____» сентября 2015 г. руководитель МО _________________/В.И. Еремеева/ | Согласовано: Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ ____________________/С.А.Бережнова/ «_____» сентября 2015 г. | Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ ________________/Л.Е.Бубякина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
на 2014-2015 учебный год
5 класс
составитель: учитель биологии и химии
МБОУ «Налимская СОШ»
Винокуров Иннокентий Владимирович
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления программ являются:
1. Приказ Минобразования и науки РФ №1089 от 5.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Приказ Минобразования и науки РФ № 1312 от 9.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказ Минобразования и науки РФ № 379 от 09.12.2008 г. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год»;
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
- Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2014. – (УМК «Сфера жизни»)
- Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Сфера жизни»)
Обучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
Целью изучения курса
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
- формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Курс 5 класса «Введение в биологию» является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего 35 часов.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Тип программы: концентрическая, базового уровня.
Структура программы:
Программа включает 4 раздела:
1. Живой организм: строение и изучение.
2. Многообразие живых организмов.
3. Среда обитания живых организмов.
4. Человек на Земле.
Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.
Программа курса обеспечивает целостное изучение курса за счет реализации трех следующих принципов:
1)предметных;
2)метопредметных;
3)личностных.
Требования к уровню подготовки учащихся:
(результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать /уметь (УУД):
- Прогнозируемый результат
- Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов, а именно:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
- анализировать;
- сравнивать, делать выводы;
- эстетического отношения к живым объектам.
- Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов, таких как:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разумные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения и учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы;
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей;
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
Учащиеся должны получить навыки:
- работать с лупой и световым микроскопом;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;
- наблюдать за живыми организмами;
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Планирование учебного материала
№ | Содержание материала | Количество часов |
биология | ||
1 | Живой организм: строение и изучение. | 8 часов |
2 | Многообразие живых организмов. | 14 часов |
3 | Среда обитания живых организмов. | 6 часов |
4 | Человек на Земле. | 5 часов |
Резервное время | 2 часа | |
итого | 35 часов |
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов).
- Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы.
- Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления
- в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Лабораторная работа 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».
Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Лабораторная работа 4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».
Контрольная работа «Живой организм»
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Плакат: Науки о природе.
Тема 2. Многообразие живых организмов (14 часов).
Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
Демонстрации:
- Гербарии растений, муляжи грибов.
- Компьютер
- Микроскоп, лупы
- Плакаты
Тема3. Среда обитания живых организмов (6 часов).
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах
Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных»
Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений иживотных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения»
Демонстрации:
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Темы 4. « Человек на Земле» (5 часов).
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела»
Лабораторная работа 7 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Примечание: Резервное время используется на проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, экскурсий.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу
и использованию информации.
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиями ЕГЭ Вертикаль 2012. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, тестирование, работа по карточке. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ..
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Кол-во часов | УУД | Предметные результаты | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||
Живой организм: строение и изучение. | 8 часов | самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания смыслообразование - понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни самоопределение - правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности | регулятивные - планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности. | познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии | коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; | Научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами; научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени. научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. научатся применять полученные знания в практической работе. |
Многообразие живых организмов. | 14 часов | самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении; смыслообразование - понимают социальную роль и нравственную позицию ученика, имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознают необходимость ответствен-ного отношения к природе, защиты окружающей среды; прояв-ляют любознательность и интерес к изучению приро-ды методами естественных наук осознают потребность и готовность к самообразова-нию, в том числе и в рамках самостоятель-й деятельности | регулятивныепринимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. | познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой ин-формации, система-тизация информации; осуществлять постановку и форму-лирование проблемы логические – осу-ществлять поиск необходимой ин-формации (из мА-териалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного прак-тического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представ-ления о загрязнении окружающей среды; | коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их | научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли. научатся различать изученные объекты в природе. объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. научатся объяснять роль бактерий в природе и жиз«и человека; применять полученные знания в самостоятельной работе. |
Среда обитания живых организмов. | 6 часов | осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению приро-ды методами естественных наук демонстрируют ответ-ственное отношение к прир-оде, осознают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению приро-ды методами естественных наук осознают потребность и готовность к самообразо-ванию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы нравственно-этическая ориентация — ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование - имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему | регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учи-теля; планирование - составлять план работы с учебни-ком, выполнять задания в соответ-ствии с поставлен-ной целью, плани-ровать алгоритм действий по органи-зации своего рабо-чего места с уста-новкой на функцио-нальность; осущес-твление учебных действий – выпол-нять лабораторную работу; целепол-агание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно | общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; | коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; | научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах. научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами. научатся применять полученные знания в самостоятельной работе. |
Человек на Земле. | 5 часов | осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | регулятивные: планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий — выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; | познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; | коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями. | научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты. умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. |
КАЛЕНДАРНО – ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | ||
План | Факт | |||
Раздел 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ (8 ч) | ||||
1 | Введение. Живой организм. Правила техники безопасности | 3. 09 | ||
2 | Наука о живой природе. Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 10. 09 | ||
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | 17.09 | ||
4 | Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа 3 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) | 24.09 | ||
5 | Химический состав клетки. Лабораторная работа 4 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | 1.10 | ||
6 | Вещества и явления в окружающем мире | 8.10 | ||
7 | Великие естествоиспытатели | 15.10 | ||
8 | Контрольная работа по теме «Живой организм» | 22.10 | ||
Р а з д е л 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 ч) | ||||
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 29.10 | ||
10 | Разнообразие живого | 12.11 | ||
11 | Бактерии | 19.11 | ||
12 | Грибы | 26.11 | ||
13 | Растения. Водоросли | 3.12 | ||
14 | Мхи. Папоротники | 10.12 | ||
15 | Голосеменные растения | 17.12 | ||
16 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 24.12 | ||
17 | Значение растений в природе и жизни человека | 14.01 | ||
18 | Животные. Простейшие | 21.01 | ||
19 | Беспозвоночные | 28.01 | ||
20 | Позвоночные | 4.02 | ||
21 | Значение животных в природе и жизни человека | 11.02 | ||
22 | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 18.02 | ||
Раздел 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (6 ч) | ||||
23 | Три среды обитания живых организмов | 25.02 | ||
24 | Жизнь на разных материках | 4.03 | ||
25 | Природные зоны Земли | 11.03 | ||
26 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | 18.03 | ||
27 | Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения» | 25.03 | ||
28 | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | 8.04 | ||
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч) | ||||
29 | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 6 «Измерение своего роста и массы тела» | 15.04 | ||
30 | Как человек изменил Землю | 22.04 | ||
31 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 29.04 | ||
32 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа 7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи | 6.05 | ||
33 | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | 13.05 | ||
Резервное время (2 ч) | ||||
34 | Обобщение и повторение по теме «Многообразие живых организмов» | 20.05 | ||
35 | Обобщение и повторение изученного за год | 27.05 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – (УМК «Сфера жизни»)
- Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Сфера жизни»)
- Введение в биологию. 5 класс: рабочая программа по учебнику Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию» /авт.-сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 28с.
- Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл /Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012
Мультимедийная поддержка:
Природоведение. 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. - М.: Дрофа, 2009. – 1 электрон. опт.диск (CD-ROM);
Интернет-ресурсы:
Программа по биологии. – Режим доступа: http:// www. drofa.ru /for-users/teacher/vertical/programs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС
Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
рабочая программа по обществознанию на 2014-2015 уч.год (10 класс, базовый уровень)
Рабочая программа ориентирована на учебник " Обществознание. 10 класс.Под ред. Л.Н. Боголюбова."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 10 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 11 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, авторами которой являются И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазов. (Базовый уров...