программа по биологии 10 углубленный 2015 г
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Расширенная и углубленная программа побиологии созданная на основе программы В.Н.Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10v_klass_biologiya_2015_g_.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Согласовано: специалист по учебно-методической работе
| Рассмотрено на заседании кафедры биологии протокол №1 от 26.08.2015 |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой О.Н.Макурина |
Рабочая программа по учебному предмету
«Биология»
Класс: 10 «В»
Учебный год: 2015 - 2016
Разработала:
Полякова Виктория Александровна
преподаватель кафедры биологии
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 10 класса составлена на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с. , Биология. Общая биология. 10-11 кл.: тематическое и поурочное планирование / В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.- М.: Дрофа, 2010. – 151 с.
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 367с
Цель и задачи изучения предмета:
На профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков, необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а также объёма биологических знаний, достаточного для продолжения образования и самообразования.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить задачи:
- сформировать у учащихся представления о современной естественнонаучной картине мира;
- познакомить учащихся с общими биологическими закономерностями, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы;
- способствовать формированию умений, значимых для общей культуры, определяющих адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованных в жизни и практической деятельности;
- сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, её системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
В отличие от программы В.В. Пасечника раздел «Основы селекции и биотехнологии» перенесен для изучения в 10 класс как логическое завершение изучения закономерностей наследственности и изменчивости.
№ | Название раздела, темы | Количество часов в авторской программе | Количество часов в измененной программе |
1 | Основы цитологии | 41 | 33 |
2 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 18 | 16 |
3 | Основы генетики | 25 | 20 |
4 | Основы селекции и биотехнологии | 13 в 11 классе | 13 в 10 классе |
В программе предусмотрено использование наряду с уроком разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.
Программа по биологии для среднего (полного) общего образования на профильном уровне строится с учётом следующих содержательных линий:
•отличительные особенности живой природы;
• уровневая организация живой природы;
• эволюция..
В соответствии с ними выделены следующие разделы:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка»,
«Организм», «Вид», «Экосистемы».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в инвариантную часть учебного плана СГОАН.
Количество учебных часов, определенных учебным планом СГОАН для изучения предмета биология в 10 классе на профильном уровне составляет 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и компьютерного тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы в письменной форме, в форме тестирования или их комбинации.
Практические виды деятельности | 10 класс |
Практические работы | 24 |
Контрольные работы | 7 |
Система оценки достижений учащихся:
● пятибалльная
Форма аттестации: экзамен и аттестация (оценка) за семестр и год.
Результаты изучения курса «Общая биология » приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к результатам обучения» и полностью соответствуют стандарту.
Ценностные ориентиры содержания курса биологии
Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг другу, поскольку культура включает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.
Поскольку само понятие ценности предполагает наличие
ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта
к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического
образования как в основной, так и в старшей школе выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. По сути, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При
этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознатель- ный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии, в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1
Введение в биологию
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Объект изучения биологии – биологические системы. Понятие о системе. Общие признаки биологических систем. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Методы познания живой природы.
РАЗДЕЛ 2
Основы цитологии
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Работы Р.Гука, А.Левенгука, К.Бер, Р.Вирхов. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки.
Лабораторные и практические работы
Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических) клеток.
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.
Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Опыты по определению каталитической активности ферментов.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение клеток дрожжей под микроскопом.
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Организм – единое целое. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь, как основа целостности организма. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Автотрофы. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты.
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.
Лабораторные и практические работы
Сравнение процессов митоза и мейоза.
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
РАЗДЕЛ 4
Основы генетики
История развития генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики как науки. Работы Н.К.Кольцова, Н.И.Вавилова, А.Н.Белозерского. Значение генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные фактор. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная изменчивость.
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений. Решение генетических задач.
РАЗДЕЛ 5
Генетика человека
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Практическая работа
Составление родословных.
РАЗДЕЛ 6
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животнх. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции.
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т.д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.
Тематическое планирование
№ урока | Наименование темы, раздела | Основные характеристики деятельности учащихся |
Раздел 1. Введение в биологию Тема 1.1 Краткая история развития биологии | ||
1 | Краткая история развития биологии. §1 | Классифицируют биологические науки. Определяют понятия: Эволюционная биология. Физико-химическая биология. Научный факт. Научный метод. |
2 | Методы исследования в биологии§2 | Определяют понятия: Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный Схему «основные этапы научного исследования |
3 | Тема 1.2. Сущность жизни и свойство живого§3 | Формулируют и определяют понятия: Жизнь. Единство химического состава и структурной организации. Дискретность. Самовоспроизведение. Саморегуляция |
4 | Тема 1.3. Уровни организации живой материи§4 | Создают таблицу Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. |
5 | Взаимодействие живых систем | Определяют понятия, анализируют составляющие |
6 | Обобщающий урок | Рефлексируют знания |
Раздел 2. Основы цитологии Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория | ||
7 | История развития цитологии как науки. §5 | Изучают историю цитологии. Определяют понятия: Цитология. Клетка |
8 | Клеточная теория | Изучают историю цитологии. Определяют понятия: Цитология. Клетка |
9 | Методы цитологии §5 | Определяют понятия Микроскопия. Микроскопы: световой, электронный и сканирующий. Сравнивают:Изотопный метод, ультрацентрифугирование. Хроматография. Электрофорез. Культура клеток и тканей. Рекомбинантные ДНК. |
Тема 2.2. Химический состав клетки | ||
10 | Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | Выясняют связь химической природы и функции: Химические элементы. Элементы-биогены: Макроэлементы. Микроэлементы. Ультрамикроэлементы. Вода. Диполь. Водородная связь. Гидрофильность, гидрофобность. Тургор. |
11 | Минеральные вещества и их роль в клетке. §6,7, 8 | Дают характеристику понятиям: Минеральные вещества. Буферные системы. |
12 | Углеводы и их классификация. Функции углеводов. §9 | Определяют понятия:Углеводы: моносахариды, дисахариды, олигосахариды, полисахариды. Выполняют Л/р»Выявление углеводов в клетке» Энергетическая, запасающая, структурная, защитная |
13 | Липиды и их классификация. | Определяют понятия: Липиды: триглицериды, фосфолипиды, воски, стериды. Энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная функции. Выполняют Л/р «Выявление липидов в клетке» |
14 | Функции липидов. §10 | Выявляют и анализируют функции липидов |
15 | Белки и их строение. Уровни организации белковой молекулы §11 | Определяют связь химического строения и функции у белков. Определяют понятия, делают схему :Мономеры. Полимеры. Белки. Протеины. Протеиды. Пептид. Пептидная связь. Простые и сложные белки, глобулярные и фибриллярные. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка. Денатурация. Ренатурация. Л/р «Выявление белков в клетке» |
16 | Функции белков | Определяют и характеризуют функции белков: Структурная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Ферменты. Выполняют Л/р «Ферментативный гидролиз крахмала» |
17 | Нуклеиновые кислоты и их типы. Строение и функции ДНК §12 | Определяют понятия: Нуклеиновые кислоты. Нуклеоид. Полинуклеоид. Дезоксирибонуклеиновая кислота. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, Тимин, урацил. Комплиментарность |
18 | Строение и функции РНК, АТФ. Другие органические вещества клетки – витамины. §13 | Характеризуют понятия, разбирают терминологию: Рибонуклеиновая кислота. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК. Аденозинтрифосфат. Аденозиндифосфат. Аденозинмонофосфат. Макроэргическая связь. Витамины. |
Тема 2.3. Строение и функции эукариотических клеток | ||
19 | Клеточная мембрана | Цитоплазматическая мембрана. Плазмалемма. Эндоцитоз, экзоцитоз. Жидкостно – мозаичная модель. Гликокаликс. Транспорт веществ. Клеточная стенка (оболочка). Плазмодесмы. Симпласт. |
20 | Ядро клетки. §14 | Раскрывают значение понятий: Ядро. Хроматин. Ядрышки. Кариоплазма. Кариотип. Хромосомы. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом Готовят сообщение Прокариотная клетка. Муреин. Мезосома. Фотосинтет |
21 | Цитоплазма клетки. Клеточный центр. Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. §15 | Характеризуют понятия: Цитоплазма. Цитозоль Гиалоплазма. Цитоскелет. Циклоз. Клеточный центр. Центриоли. Рибосомы (немембранные органоиды ). Эндоплазматическая сеть: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Схема превращения пищевой частицы при участии лизосомы |
22 | Митохондрии и пластиды. §17 | Распределяют понятия :Митохондрии. Кристы. Пластиды. Тилакоиды. Граны. Строма. Выполняют Л/р «Наблюдение клеток листа элодеи. Пластиды» |
23 | Органоиды движения § 18 | Дают характеристику видам движения организмов и способов перемещения. |
24 | Сходство и различие в строении клеток растений и животных Особенности клеток грибов. §19 | Сравнивают клетки прокариот и эукариот (раст., жив., грибов) |
Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизни. | ||
25 | Строение прокариотических клеток Жизнедеятельность прокариотических клеток. | Определяют понятия: Кольцевая молекула ДНК. Мезосомы. Муреин. Флагеллин. Пили. Фотосинтетическая мембрана. Аэробы. Анаэробы. Споры. Плазмиды. Выполняют Л/р «Наблюдение клеток прокариот |
26 | Сходство и различия в строении прокариотических клеток. § 18 (16) | Сравнивают и анализируют различия. |
27 | Неклеточные формы жизни § 20 (45) | Определяют понятия: Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Обратная транскрипция. Бактериофаг. Вирус иммунодефицита человека. |
Тема 2.5. Обмен веществ и энергии в клетке | ||
28 | Обмен веществ и энергии в клетке. . § 21 | Изучают процессы и явления происходящие в клетке: Гомеостаз. Пластический обмен, анаболизм. Энергетический обмен, катаболизм. Ферменты. |
29 | Энергетический обмен в клетке. § 22 (17, 21) | Фосфорилирование. Гликолиз. Спиртовое брожение. Клеточное дыхание |
30 | Питание клетки §23 (17, 18) | Определяют :Автотрофы. Фототрофы. Хемотрофы, гетеротрофы. |
31 | Фотосинтез §24 (19) | Определяют понятия :Пластический обмен. Фотосинтез. Характеризуют основные этапы фотосинтеза:Световая фаза. Фотолиз. Фотосистемы I и II. Фосфорилирование. |
32 | Фотосинтез §24 (19) | Характеризуют основные этапы фотосинтеза: Темновая фаза. Значение. |
33 | Хемосинтез §25 (20) Роль автотрофного питания в природе. | Характеризуют процессы: Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии. |
34 | Генетический код. | Разбирают понятия: Генетический код. Кодон. Транскрипция |
35 | Транскрипция §26 (22) | Определяют понятия: Промотор. Терминатор. РНК-полимераза. Промотор. Составляют схему: Этапы транскрипции: инициация, элонгация, терминация. Сплайсинг. |
36 | Трансляция §26 (23) | Характеризуют основные этапы трансляции. Определяют понятия: Трансляция. Стопкодон. Полисома. Антикадон. Центры рибосомы: аминоацильный, пептидильный. Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Инициаторная тРНК |
37 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Раскрывают понятия: Гены структурные, регуляторные, оператор, оперон, белок-активатор. Белок-репрессор |
38 | Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот §27 | Характеризуют механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот |
39 | Обобщающий урок §5-27 (17-24) | Семинар. Зачетное занятие. |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | ||
40 | Жизненный цикл клетки Апоптоз § 28 (25, 26) | Разбирают, систематизируют и характеризуют понятия: Жизненный цикл клетки Митотический цикл. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период. Репликация (редупликация). Комплементарность. Полуконсервативный синтез. Антипараллельность. Челночный синтез. ДНК-полимераза. Репликационная вилка. Стадии репликации: инициация, элонгация, терминация. |
41 | Хромосомы. Хромосомный набор клетки | Характеризуют структуру и строение хромосом |
42 | Митоз. Амитоз. §29 ( 27, 28) | Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз |
43 | Мейоз | Дают определения понятиям: Мейоз. Редукционное деление, биваленты, хромомеры, кроссинговер, стадии профазыI: лептотена, пахитена, диплотена, диакинез. Интеркинез. |
44 | Сравнение способов деления клеток и их биологическая роль §30 (39, 40) | Сравнивают и анализируют различия |
45 | Размножение. Виды бесполого размножения §31, 32 (39, 44 ) | Сравнивают:Формы бесполого и полового размножения. Простое деление. Почкование, споруляция, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование, клон, гаметы, сперматозоид, яйцеклетка, конъюгация. Вегетативное размножение. Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация. Копуляцыя. Яички.Семенники. |
46 | Способы вегетативного размножения. Способы полового размножения.(44) | Характеризуют и сравнивают виды размножения |
47 | Гаметогенез. § 33 (41) | Описывают этапы Гаметогенеза. Оогенеза. Сперматогенеза. Определяют понятия: Направительные тельца. Зарисовывают схему . |
48 | Оплодотворение. § 34 ( 42) | Разбирают этапы Оплодотворения. Определяют понятие Зигота |
49 | Двойное оплодотворение §34(44) | Сравнивают оплодотворение и Двойное оплодотворение. Определяют понятия: Микроспоры. Пыльцевое зерно. Мегаспоры. Восьмиядерный Зародышевый мешок. Синергиды. Антиподы. Микроспора. Пыльцевое зерно. Гаметофит, спорофит, антеридии, архегонии, заросток, мегаспора, синергиды, антиподы. Рост: верхушечный, вставочный. Камбий. Периоды онтогенеза: зародышевый, вегетативный, генеративный, старение. |
Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | ||
50 | Онтогенез. Типы онтогенеза §35 (43) | Дают характеристику типам онтогенеза Приводят примеры. |
51 | Периоды онтогенеза §36, Эмбриональный период онтогенеза. Эмбриональная индукция. | Характеризуют понятия: Морула. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Нейрула. Эмбриональная индукция |
52 | Постэмбриональное развитие и его периоды . Влияние условий среды на онтогенез § 37(43) | Определяют и описывают процессы: Онтогенез. Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Метаморфоз: полный, неполный. Личинка. Рост. Старение. Смерть. Геронтология. |
53 | Обобщающий урок . | Анализируют, рефлексируют, обобщают |
54 | Обобщение и повторение | Повторяют и закрепляют понятия |
55 | Подготовка к экзамену. | |
Раздел 4. Основы генетики Тема 4.1. История развития генетики | ||
56 | История развития генетики как науки . Основные понятия и символы. § 38 (46) | Генетика. Ген. Наследственность. Генотип. Фенотип. Геном. Локус. Аллельные гены (аллели). Гомозигота. Гетерозигота. Признак: доминантный, рецессивный. |
57 | Гибридологический метод и современные методы генетических исследований. §38 | Методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетический. Чистая линия. Гибриды. |
Тема 4.2. Основные закономерности наследственности. | ||
58 | Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. §39 (49) | Анализируют : Моногибридное скрещивание. Закон единообразия первого поколения (правило доминирования). Закон расщепления признаков. Закон чистоты гамет записывают их схемы. Применяют для решения генетических задачь |
59 | Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании §(49) | Решают задачи |
60 | Множественный аллелизм §40 (50, 55) | Характеризуют понятия: Множественный аллелизм. Кодоминирование. Полное и неполное доминирование. Множественное действие гена (плейотропия). Неполное доминирование. Сверхдоминирование. |
61 | Анализирующее скрещивание. §40 (51) | Записывают схему:Анализирующее скрещивание. Генофонд вида. Решают задачи |
62 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков §41(52) | Описывают и создают схемы: Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Фенотипический радикал. Выполняют Л/р «Изучение результатов моногибридного скрещивания у дрозофилы» Решают задачи. |
63 | Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности §42(53) Кроссинговер. Хромосомные карты. | Устанавливают причинно-следственные связи. Изучают понятия: Хромосомная теория наследственности. Закон сцепленного наследования генов. Работы и закон Моргана. Закон нарушения сцепления генов. Рекомбинация генов. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Морганида. Решение задач |
64 | Взаимодействие неаллельных генов §43(56) Полимерное действие генов. | Составляют схемы скрещивания Комплиментарное взаимодействие, эпистаз: доминантный, рецессивный.Полимерное действие генов Плейотропность. Решение задач |
65 | Цитоплазматическая наследственность. § 44 | Объясняют Цитоплазматическая наследственность Решение задач |
66 | Генетическое определение пола.Наследование признаков сцепленных с полом §45 (54) | Характеризуют понятия. Аутосомы. Половые хромосомы. Пол: гомогаметный, гетерогаметный. Сцепленное с полом наследование. Составляют схемы решения задачь |
67 | Решение генетических задач | Составляют схемы решения задачь |
68 | Обобщение и повторение §(49-56) | Анализируют, рефлексируют повторяют и обобщают знания |
Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций. | ||
69 | Модификационная изменчивость §46 (57, 58) | Дают характеристику и объясняют понятия:Изменчивость. Признаки: качественные, количественные. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая нормального распределения. Предел изменчивости признака. Норма реакции. Изменчивость ненаследственная (модификационная, фенотипическая). Модификации. Выполняют Л/р «Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной коивой» |
70 | Наследственная изменчивость § 46(59) | Дают характеристику и объясняют понятия. Наследственная (генотипическая) изменчивость: комбинативная, мутационная. |
71 | Генные и хромосомные мутации 47§ (60) | Характеризуют Мутации: генные (точковые), хромосомные, геномные. Хромосомные перестройки (абберации) (виды хромосомных мутаций): делеция, дупликация, транслокация, инверсия |
72 | Геномные мутации §47(60) | Характеризуют Геномные мутации: полиплоидия, анеуплоидия (гетероплоидия) |
73 | Мутагенные факторы §48(61) | Определяют понятия: Мутант. Мутагены. |
74 | Соматические и генеративные мутации. Биологическая роль мутаций. | Находят отличия, анализируют понятия: Соматические и генеративные мутации |
75 | Обощающий урок §(57-61) | Закономерности изменчивости.Семинар.Зачет. |
Раздел 5. Генетика человека Тема 5.1. Методы исследования генетиуи человека | ||
76 | Методы исследования генетики человека §49 (62, 63) | Выясняют и определяют понятия: Геном человека. Идиограмма. Секвенирование. Карты хромосом: генетические, физические, секвенсовые. |
77 | Методика составления родословных | Анализируют: Методы генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Пробанд. Близнецы: однояйцевые, разнояйцевые. Учаться выполнять Л/р «составление и анализ родословных» |
78 | Тема 5.2.генетика и здоровье Генные заболевания. Хромосомные болезни. §50 (64) | Характеризуют, приводят примеры, выявляют симптомы: Сравнивают Болезни: моногенные, полигенные, генные, хромосомные |
79 | Медико-генетическое консультирование | Выявляют структуру Медико-генетическое консультирование Дородовая диагностика. Амниоцентез |
80 | Проблемы генетической безопасности §51(65) | Знакомятся с Болезни: наследственные, врожденные. |
81 | Обобщение §(46-65) | Повторяют: Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности. Закономерности изменчивости. Генетика человека. Пишут Тест |
Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии Тема 6.1. Основные методы селекции | ||
82 | Селекция и ее методы §64 (66, 67) | Описывают, сравнивают, определяют понятия: Селекция как процесс и наука. Селекция: примитивная, комбинативная. Отбор. Гибридизация. Мутагенез. Инбридинг. Аутбридинг. Гетерозис. Искусственный отбор: массовый, индивидуальный. Производители. Экстерьер. Сорт. Порода. Штамм. |
83 | Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Обсуждают Центры происхождения многообразия и культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Доместикация. Центры происхождения домашних животных. |
84 | Методы селекции растений | Описывают и систематизируют методы селекции растений: Массовый и индивидуальный отбор. Гибридизация с последующим отбором. Отдаленная гибридизация. Межлинейное скрещивание. Экспериментальный мутагенез: радиационный, химический. Полиплоиды. Отдаленная гибридизация. Метод ментора. Приводят примеры. |
85 | Методы селекции животных | Описывают и систематизируют методы селекции Гибридизация и индивидуальный отбор. Отдаленная гибридизация. Скрещивание: близкородственное (инбридинг), неродственное (аутбридинг). |
86 | Методы селекции животных | Выясняют и характеризуют методы селекции животныхИнбредная линия. Гетерозис (гибридная сила). Межлинейные гибриды: простой, двойной. Выступают с сообщениями. |
87 | Микроорганизмы и особенности их селекции §67 | Характеризуют понятия Клон. Схема селекции микроорганизмов |
Тема 6.2. Современное состояние и перспективы биотехнологии | ||
88 | Биотехнология в практической деятельности человека §68 (71) | Рассматривают в практическом применении понятия: Биотехнология. Иммобилизованные ферменты. Инженерная энзимология. |
89 | Микробиологическая технология §(72 ) | Характеризуют примеры и методы Микробиологической технологии. Производство белка. Бактериально-химическое выщелачивание металлов. Обессерирование углей. Повышение нефтеотдачи пластов. Составляют схему. |
90 | Методы клеточной инженерии (растений) §(73) | Анализируют методы: Клеточная инженерия. Генетическое клонирование. Протопласт. Клеточная технология. Культура клеток и тканей. Тотипотентность. Микроклональное размножение растений. Соматическая гибридизация. |
91 | Методы клеточной инженерии (животных) §(73) | Определяют понятия: Гибридомы. Моноклональные антитела. Реконструкция яйцеклеток. Метод трансплантации ядер. Клонирование животных |
92 | Хромосомная и генная инженерия §(74) | Определяют понятия: Биоинженерия: хромосомная, генная. Рестриктазы. Плазмиды. Метод рекомбинантных плазмид. Трансгенные (генетически модифицированные) организмы. |
93 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | Выясняют практическое применение биотехнологии. Рассматривают: Биологические удобрения. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива. |
94 | Обобщение §(66-74) | Селекция организмов. Биотехнология. Семинар. Зачет. |
95 | Обобщение §(66-74) | Выполняют тестирование |
96 | Обобщение по разделу Биология. Биологические системы и процессы §(1-74) | Выполняют тестирование |
97 | Обобщение и повторение | Выполняют тестирование |
98 | Обобщение и повторение | Выполняют тестирование |
99 | Обобщение и повторение | Выполняют тестирование |
100 | Обобщение и повторение | Выполняют тестирование |
101 | Обобщение и повторение | Выполняют тестирование |
102 | Обобщение и повторение | Выполняют тестирование |
Раздел V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета БИОЛОГИЯ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 367с | К | |
1.2. | Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.В.Пасечника. Биология 5-11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010 . | Д | |
1.3. | Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «общая биология 10-11 класс» – М.: Дрофа, 2009. | К | |
1.4. | Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал | Ф | |
2. | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
1 | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника/ авт.-сост. И.В.Лысенко.-Волгоград: Учитель, 2013.-217 с. | Д | |
2 | Биология.10 класс: поурочные планы по учебникам В.К. Шумного, Г.М.Дымшица, А.О.Рувимского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина. Профильный уровень/ авт.-сост. О.Л.Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009.-351 с. | Д | |
Таблицы | |||
2.1. | Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки. | Д | |
2.2. | Правила поведения в учебном кабинете. Правила поведения на экскурсии. | Д | |
2.3. | Развитие животного и растительного мира | Д | |
2.4. | Размножение растений | Д | |
2.5. | Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Сукцессия. Биотехнология. Генетика. Основы экологии. Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | Д | |
2.6. | Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность) | Д | |
2.7. | Передние конечности млекопитающих | Д | |
2.8. | Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву | Д | |
2.9 | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности | Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных. | |
2.10. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности | Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики) | |
3 | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде) | ||
Видеофильмы | |||
3.1 | Основы цитологии | Д | |
3.2 | Основы селекции | Д | |
3.3 | Общая биология | Д | |
Коллекция цифровых образовательных ресурсов Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,; «Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы» | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно- справочных материалов по курсу биологии, в том числе задачник | |
4. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||
4.1. | Стол для проектора | Д | |
4.2. | Экран | Д | Минимальный размер 1,5х1,5 м |
5 | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
Приборы, приспособления | |||
5.1 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Д | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. |
5.2 | Микроскоп школьный ув. 300-500 | Р | |
5.3 | Микроскоп лабораторный | Р | |
6. | МОДЕЛИ | ||
Модели объемные | |||
6.1 | Модель молекулы ДНК | Д | |
Муляжи | Д | ||
7. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||
7.1. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. | Д | Используется раздаточный материал |
Микропрепараты | Д | ||
7.2 | Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. | Д | |
7.3 | Комнатные растения по экологическим группам | Д |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),
П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).
Раздел VI. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Знать/уметь:
Раскрывать понятия:
- свойства живого;
- методы исследования в биологии;
- значение биологических знаний в современной жизни;
- профессии, связанные с биологией;
- уровни организации живой природы.
— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. основные методы изучения клетки;
Объяснять:
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жиз- недеятельности клетки;
- рост, развитие и жизненный цикл клеток;
- особенности митотического деления клеток:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты сущность биогенетического закона;
Объяснять понятия:
- мейоз;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- особенности развития половых клеток.
- именты для изучения клеток живых организмов.
— описывать организменный уровень организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
- движущие силы эволюции;
- пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений;
- синтетическую теорию эволюции.
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов
- определения понятий: «сообщество», «экосистема» «биогеоценоз»;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофи ческого уровня на другой.
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- основные этапы развития жизни на Земле;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
- характеризовать биосферный уровень организации живого;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- приводить доказательства эволюции;
демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач;
- владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;
Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;
Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии: 2014-2015 учебный год
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию рабочие программы по биологии для 6-9 класса (УМК Пономаревой И.Н.),по биологии для 10 - 11 класса (УМК Сивоглазова В.И.)аеведению....
Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г
Рабочие программы по биологии 2014-2015 уч.г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс
Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс
Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением...
Рабочая программа по биологии (углубленный уровень) в 10-11 классах
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) для 10-11 классов создана в соответствии требованиями:...
Рабочая программа по биологии (углубленный уровень)
Рабочая программа для профильного класса с учетом авторской программы В.В.Пасечника по предметной линии учебников "Линия жизни", 10-11 класс....